Урок окружающего мира по теме "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_prirod_organy_chuvstv.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Органы чувств
Цели урока: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: - Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).
- Сколько их у человека? Назовите их. (Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание).
- Кто руководит органами чувств? (головной мозг).
Проблемный вопрос: Какое чувство называют шестым? Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство».
Учитель: Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму:
- Название органа чувств.
- Что воспринимает.
- Как устроен.
За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов, получит диплом «Знатоки чувств».
III. Совместное открытие знаний.
1-ый тур. Вкус.
- А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком органе чувств идет речь? Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык – орган вкуса).
- Язык – это орган вкуса.
- С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
- Язык покрыт маленькими бугорками - сосочками (рецепторами). Благодаря которым мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
- Сухой язык не чувствует вкуса.
Задание: узнай по вкусу.
- Выберите из своей команды одного человека.
/Детям на глаза надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/
- Что нового вы узнали?
2-й тур. Обоняние.
Отгадайте загадку.
Между двух светил
Я в середине один? (нос)
- Нос - орган обоняния.
- Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.
- Послушайте, рассказ Гайдук Саши о том, как мы можем чувствовать различные запахи.
Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.
Так как же нам сохранить обоняние?
- надо закаляться
- беречь организм от простуды
- не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
- А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.
3-й тур. Зрение.
- О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).
- Что вы знаете о зрении?
- Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
- Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
- Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
- Из чего состоит орган зрения?
О том, как человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет Ерошевич Владик.
- Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
- Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
- Если у человека проблемы со зрением, к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту).
- Как же нужно беречь зрение?
- читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
- При письме свет должен падать слева.
- Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
- Нельзя читать книги в транспорте.
- Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
- Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
- Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
- Глазам нужен отдых.
- Не стесняться носить очки.
- Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.
Физминутка.
Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.
1-е упражнение
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1—2 минуты). Открыть глаза.
2-е упражнение
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем — в крайнее правое положение (5—6 раз).
4-ый тур. Осязание.
- Посмотрите на сферу чувств. О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).
- Что вы знаете об осязании?
- человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
- Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
- С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.
Конкурс: узнай предмет наощупь.
5-ый тур. Слух.
- У нас остался последний орган чувств. Какой? (Слух).
- Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
- с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
- Восприятие речи очень важно для развития мышления.
- При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.
- Послушайте небольшое сообщение Егоровой Яны об органах слуха.
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Сначала звуковые волны проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.
Учитель: - Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
- Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).
- Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
- Шум очень вреден для слуха.
- Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.
- Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет на весь организм).
- Оздоровительная минутка.
На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами. Поэтому, хорошо делать самомассаж ушных раковин. (самомассаж ушей - учитель показывает, а все дети растирают уши).
6-ой тур. Орган равновесия.
- Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
Эксперимент.
Учитель: - Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.
- Что вызвало затруднения?
- Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.
- Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе).
- Какова его роль? (Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
- Более подробно с этим органом вас познакомит Дайблей Женя.
Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.
- Кто руководит органами чувств? (головной мозг).
Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
ІV. Закрепление изученного. Работа в группах.
- заполните таблицу.
Название органа | Какое чувство воспринимает | Для чего служит? |
1) | ||
2) | ||
3) | ||
4) | ||
5) | ||
6) |
V. Итог урока.
- Для чего нужны органы чувств?
Все органы чувств взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.
Награждение команды-победительницы.
VІ. Домашнее задание. Стр. 46
VІІ Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".
Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...
Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.
Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)
Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1. Открыть и осознать богатство возмо...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»
На этом уроке дети знакомятся с органами чувств, изучая материал в групповой работе....