Урок окружающего мира по теме "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Семенова Людмила Васильевна

конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_prirod_organy_chuvstv.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Органы чувств

Цели урока: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель: - Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской.  Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств). 

- Сколько их у человека?   Назовите их.  (Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание). 

  - Кто руководит органами чувств? (головной мозг).  

Проблемный вопрос: Какое чувство называют шестым? Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний  урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство».

                                        

Учитель: Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму:

  1. Название органа чувств.
  2. Что воспринимает.
  3. Как устроен.

За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов,  получит диплом «Знатоки чувств».

III. Совместное открытие знаний.

1-ый тур. Вкус.

-  А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком  органе чувств идет речь?  Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык – орган вкуса).

-    Язык – это орган вкуса.

  • С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
  • Язык покрыт маленькими бугорками -  сосочками (рецепторами). Благодаря которым мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
  • Сухой язык не чувствует вкуса.

Задание: узнай по вкусу.

-  Выберите из своей команды одного человека.                        

          /Детям на глаза  надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/

- Что нового вы узнали?

2-й тур. Обоняние.

Отгадайте загадку.

  Между двух светил

  Я в середине один? (нос)

-    Нос - орган обоняния.

  • Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.

- Послушайте,  рассказ Гайдук Саши о  том, как мы можем чувствовать различные запахи.

Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет  вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.

    Так как же нам сохранить обоняние?

  • надо закаляться
  • беречь организм от простуды
  • не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

- А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.

3-й тур. Зрение.

- О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).

  • Что вы знаете о зрении?
  • Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
  • Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
  • Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.

- Из чего состоит орган зрения?

О том, как  человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет   Ерошевич Владик.

  • Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку.  В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается.  В результате этого складывается представление о предмете.

  • Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
  • Если у человека проблемы со зрением,  к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту). 

   - Как же нужно беречь зрение?

  • читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
  • Нельзя читать книги в транспорте.
  • Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
  • Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  • Глазам нужен отдых.
  • Не стесняться носить очки.

- Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

Физминутка.

Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.

1-е упражнение

Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1—2 минуты). Открыть глаза.

2-е упражнение

Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем — в крайнее правое положение (5—6 раз).

4-ый тур. Осязание.

- Посмотрите на сферу чувств. О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).

- Что вы знаете об осязании?

  • человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
  • Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
  •  С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.

Конкурс: узнай предмет наощупь.

5-ый тур. Слух.

  • У нас остался последний орган чувств. Какой?  (Слух). 
  • Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
  • с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
  • Восприятие речи очень важно для развития мышления.
  • При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.

- Послушайте  небольшое сообщение  Егоровой Яны об органах слуха.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны.  Сначала  звуковые волны  проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.

Учитель: - Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

  • Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).

  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
  • Шум очень вреден для слуха.
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

- Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет  на весь организм).

- Оздоровительная минутка.

      На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами. Поэтому, хорошо делать самомассаж ушных раковин. (самомассаж ушей - учитель показывает, а все дети растирают уши).

 

6-ой тур.  Орган равновесия.

- Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.

Эксперимент.

Учитель: - Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.

- Что вызвало затруднения?

- Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на  какие-то другие ощущения, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов.  Это и называют шестым чувством.

-    Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе). 

  • Какова его роль? (Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
  • Более подробно с этим органом вас познакомит Дайблей Женя.

Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом.  Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.

- Кто руководит органами чувств? (головной мозг).

 Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.

ІV. Закрепление изученного.           Работа в группах.

  1. заполните таблицу.

Название органа

Какое чувство воспринимает

Для чего служит?

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 

   V. Итог урока.

- Для чего нужны органы чувств?

 Все органы чувств взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.

Награждение команды-победительницы.

VІ. Домашнее задание.  Стр. 46

VІІ Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".

Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...

Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.

Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)

Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний  об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1.   Открыть и осознать богатство возмо...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....