Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass_2.docx | 50.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРИНЯТО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
МО учителей зам. директора по УВР директор МБОУ «ХСОШ №1»
начальных классов ________(Поляруш Е.Н.) _________(Коростелев Н.Н.) протокол №1 от ___________________ Приказ ____________________
_______________
руководитель МО:
__________(Рыжкова Е.В..)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 2 класса
начального общего образования
(базовый уровень)
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» - Москва «Просвещение», 2011
Составитель: Шаповалова Ю.И.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Хабары 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе учебно - методического комплекта «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова.
Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В основу разработки программы положены Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты начального общего образования.
В авторскую программу изменения не внесены. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Срок реализации программы-2013-2014 уч. год
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:
- имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
- имеет ярко выраженный интегративный характер;
- соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
- даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» базисным учебным планом начального общего образования во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Всего 68 часов.
Применяемые технологии
-здоровьесберегающие;
-личностно ориентированные;
-информационно - коммуникативные;
-проектно – исследовательские;
(Конкретизируются в поурочных разработках на различных этапах урока)
Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная работа;
- работа в парах.
Виды и типы уроков:
- комбинированный урок;
- урок открытия новых знаний;
- обобщающий урок;
- урок закрепления;
- нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок - подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
- проведение фенологических наблюдений;
- выполнение практических работ и мини-исследований;
- моделирование объектов и процессов;
- дидактические игры;
- уроки в музеях;
- уроки на улицах города;
- уроки-путешествия;
- уроки с элементами исследования;
- кратковременные предметные экскурсии.
Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир" 2 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
- познавательные мотивы учебной деятельности;
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- определять стороны горизонта;
- находить на глобусе океаны и материки;
- перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
- перечислять времена года в правильной последовательности;
- измерять температуру;
- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
- называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
- перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
- определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
- различать перелетных и зимующих птиц;
- приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
- соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
- находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
- характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Второклассник получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (68ч)
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения | Примечания | |||
по плану | фактически | |||||
Где мы живем (4ч) | ||||||
1 | 1. Родная страна. | |||||
2 | 2. Город и село. Проект «Родной город (село)» | |||||
3 | 3. Природа и рукотворный мир (урок-экскурсия) | |||||
4 | 4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | |||||
Природа (20ч) | ||||||
5 | 1.Неживая и живая природа (урок-экскурсия) | |||||
6 | 2 .Явления природы. | |||||
7 |
| |||||
8 | 4.В гости к осени (экскурсия) | |||||
9 | 5 В гости к осени. | |||||
10 | 6.Звездное небо | |||||
11 | 7.Заглянем в кладовые Земли. | |||||
12 | 8. Про воздух… | |||||
13 | 9. Про воду… | |||||
14 | 10. Какие бывают растения. | |||||
15 | 11. Какие бывают животные. | |||||
16 | 12. Невидимые нити | |||||
17 | 13. Дикорастущие и культурные растения. | |||||
18 | 14 Дикие и домашние животные. | |||||
19 | 15. Комнатные растения. | |||||
20 | 16. Животные живого уголка. | |||||
21 | 17. Про кошек и собак. | |||||
22 | 18. Красная книга. | |||||
23 | 19. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | |||||
24 | 20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | |||||
Жизнь города и села (10ч) | ||||||
25 |
| |||||
26 |
| |||||
27 | 3.Как построить дом | |||||
28 | 4.Какой бывает транспорт. | |||||
29 | 5 5.Культура и образование. | |||||
30 | 6.Все профессии важны. Проект «Профессии». | |||||
31 | 7. В гости к зиме (экскурсия). | |||||
32 | 8. В гости к зиме | |||||
33 | 9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | |||||
34 | 10. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | |||||
Здоровье и безопасность(9ч) | ||||||
35 |
| |||||
36 |
| |||||
37 | 3.Берегись автомобиля! | |||||
38 | 4.Школа пешехода. | |||||
39 | 5.Домашние опасности. | |||||
40 | 6.Пожар! | |||||
41 | 7.На воде и в лесу. | |||||
42 | 8.Опасные незнакомцы. | |||||
43 | 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | |||||
Общение(7ч) | ||||||
44 | 1.Наша дружная семья. | |||||
45 | 2.Проект «Родословная» | |||||
46 | 3.В школе. | |||||
47 | 4.Правила вежливости | |||||
48 | 5.Ты и твои друзья | |||||
49 | 6.Мы - зрители и пассажиры | |||||
50 | 7.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | |||||
Путешествия (20ч) | ||||||
51 | 1.Посмотри вокруг. | |||||
52,53 | 2,3.Ориентирование на местности | |||||
54 | 4.Формы земной поверхности (урок-экскурсия) | |||||
55 | 5.Водные богатства | |||||
56 | 6.В гости к весне ( экскурсия) | |||||
57 | 7.В гости к весне | |||||
58 | 8.Россия на карте | |||||
59 | 9.Проект «Города России» | |||||
60 | 10.Путешествие по Москве | |||||
61 | 11.Московский Кремль | |||||
62 | 12.Город на Неве | |||||
63 | 13.Путешествие по планете. | |||||
64 | 14.Путешествие по материкам | |||||
65 | 15 Страны мира. Проект «Страны мира» | |||||
66 | 16.Впереди лето | |||||
67 | 17.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | |||||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков А. А. Окружающий мир, 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.:Просвещение,2011.
Плешаков А. А Окружающий мир, 2класс: Рабочая тетрадь: В 2ч. М.:Просвещение,2011.
Плешаков А. А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.:Просвещение,2011.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстраций.
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектов стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...