Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Шаповалова Юлия Ивановна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass_2.docx50.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»

 

ПРИНЯТО:                                СОГЛАСОВАНО:               УТВЕРЖДЕНО:

МО учителей                             зам. директора по УВР        директор МБОУ «ХСОШ №1»

начальных классов                 ________(Поляруш Е.Н.)       _________(Коростелев Н.Н.)                     протокол №1  от                  ___________________              Приказ ____________________

_______________ 

руководитель МО:

__________(Рыжкова Е.В..)                                                    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру для 2 класса

начального общего образования

(базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы  А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России»  -   Москва «Просвещение», 2011

Составитель: Шаповалова Ю.И.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

  

 

Хабары 2013

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе учебно - методического комплекта «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова.

Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В основу разработки программы положены Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты начального общего образования.

В авторскую программу изменения не внесены. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Срок реализации программы-2013-2014 уч. год

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

 Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

 Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
  • имеет ярко выраженный интегративный характер;
  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане 

На изучение предмета «Окружающий мир» базисным учебным планом начального общего образования  во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Всего 68 часов.

 Применяемые технологии

-здоровьесберегающие;

-личностно ориентированные;

-информационно - коммуникативные;

-проектно – исследовательские;

(Конкретизируются в поурочных разработках на различных этапах урока)  

Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

Виды и типы уроков:

  • комбинированный урок;
  • урок открытия новых знаний;
  • обобщающий урок;
  • урок закрепления;
  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок - подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • проведение фенологических наблюдений;
  • выполнение практических работ и мини-исследований;
  • моделирование объектов и процессов;
  • дидактические игры;
  • уроки в музеях;
  • уроки на улицах города;
  • уроки-путешествия;
  • уроки с элементами исследования;
  • кратковременные предметные экскурсии. 

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир" 2 класс


Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
  • представление о  социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
  • представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
  • этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
  • выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:
Обучающиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающиеся научатся:

  • называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • определять стороны горизонта;
  • находить на глобусе океаны и материки;
  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • перечислять времена года в правильной последовательности;
  • измерять температуру;
  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
  • узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
  • различать перелетных и зимующих птиц;
  • приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
  • находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Календарно-тематическое планирование

2 класс (68ч)

п/п

Название раздела,

темы

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

Где мы живем (4ч)

1

 1. Родная страна.

2

2. Город и село. Проект «Родной город (село)»

3

3. Природа и рукотворный мир (урок-экскурсия)

4

4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

Природа (20ч)

5

1.Неживая и живая природа (урок-экскурсия)

6

2 .Явления природы.

7

  1. 3. Что такое погода.

8

4.В гости к осени (экскурсия)

9

5 В гости к осени.

10

6.Звездное небо

11

7.Заглянем в кладовые Земли.

12

8. Про воздух…

13

9. Про воду…

14

10. Какие бывают растения.

15

11. Какие бывают животные.

16

12. Невидимые нити

17

13. Дикорастущие и культурные растения.

18

14 Дикие и домашние животные.

19

15. Комнатные растения.

20

16. Животные живого уголка.

21

17. Про кошек и собак.

22

18. Красная книга.

23

19. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

24

20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Жизнь города и села (10ч)

25

  1. Что такое экономика.

26

  1. Из чего что сделано.

27

3.Как построить дом

28

4.Какой бывает транспорт.

29

5 5.Культура и образование.

30

6.Все профессии важны. Проект «Профессии».

31

7. В гости к зиме (экскурсия).

32

8. В гости к зиме

33

9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

34

10. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

    Здоровье и безопасность(9ч)

35

  1. Строение тела человека.

36

  1. Если хочешь быть здоров

37

3.Берегись автомобиля!

38

4.Школа пешехода.

39

5.Домашние опасности.

40

6.Пожар!

41

7.На воде и в лесу.

42

8.Опасные незнакомцы.

43

9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

     Общение(7ч)

44

1.Наша дружная семья.

45

2.Проект «Родословная»

46

3.В школе.

47

4.Правила вежливости

48

5.Ты и твои друзья

49

6.Мы - зрители и пассажиры

50

7.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

      Путешествия (20ч)

51

1.Посмотри вокруг.

52,53

2,3.Ориентирование на местности

54

4.Формы земной поверхности (урок-экскурсия)

55

5.Водные богатства

56

6.В гости к весне ( экскурсия)

57

7.В гости к весне

58

8.Россия на карте

59

9.Проект «Города России»

60

10.Путешествие по Москве

61

11.Московский Кремль

62

12.Город на Неве

63

13.Путешествие по планете.

64

14.Путешествие по материкам

65

15 Страны мира. Проект «Страны мира»

66

16.Впереди лето

67

17.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

     Плешаков А. А.  Окружающий мир, 2 класс:  Учебник для общеобразовательных                      учреждений: В 2ч. М.:Просвещение,2011.

     Плешаков А. А Окружающий мир, 2класс: Рабочая тетрадь: В 2ч. М.:Просвещение,2011.

     Плешаков А. А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.:Просвещение,2011.

Технические средства обучения

     Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстраций.

Оборудование класса

    Ученические двухместные столы с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...