Экологическая тропа в начальной школе и родная природа
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Бирун Наталья Николаевна

Работа по окружающему миру - внеклассная работа. Изучая родной край , мы прививаем любовь к родному краю. вместе с учениками изучили растения и животный мир поселка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Экологическая тропа  в начальной школе                                                          

Экологическая тропа как образовательная технология, направлена на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание школьников, это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

 Именно на экологической тропе ученики находят ответы на вопросы о том, как человек воздействует на природу, как природа воздействует на человека, как сделать так, чтобы эти взаимодействия были гармоничными.  Именно при критическом взгляде на то, что тебя окружает, приходит понимание своего места в окружающем мире, осознание «чувства хозяина», желания изменить этот мир к лучшему. Создание тропы школьников дает педагогам возможность моделировать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности, побуждает детей использовать знания, полученные в школе Использование тропы настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в природе. Особенность нашего проекта состоит в реализации двух взаимосвязанных и взаимодействующих  направлений: краеведческого, экологического

       Цель

        Задачи

 формирование у детей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого - краеведческой  деятельности;

формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;

углубление и расширение  эколого - краеведческих знаний учащихся;

привитие первоначальных эколого-туристических навыков: поведенческих, познавательных, преобразовательных;

формирование и развитие  исследовательских навыков;

Продолжитель-ность

 

          3 года

                    

             

Объект экскурсии - Жарин Бугор.  Жарин Бугор  - природный объект расположен на территории нашего Расковского муниципального округа. Протяжённость маршрута – около 2,0 км.  Продолжительность похода -  2 часа. Возраст участников экскурсии –  школьники 3-4 класса.  

Подготовка к созданию учебной экологической  тропы включала в себя организационный, теоретический и практический этапы.

        На организационном этапе дети        делятся на группы. Такие группы у нас получились:

 - Выбор маршрута экологической тропы  -  группа «Исследователи»

- Составление картосхемы маршрута  - группа «Картографы»

- Оформление и благоустройство тропы  - группа «Художники»

- Формирование правил поведения на тропе - группа «Экологи»

- Изучение исторического прошлого «Жарин бугра»  - группа «Историки»

- Наблюдение за редкими растениями: тюльпанами Шренка, касатиками - группа «Ботаники»

 - Описание экскурсионных объектов  - группа «Журналисты»

- изучение состава почвы – группа «Почвоведы»

-  Проведение спортивных игр и мероприятий  - группа «Спортсмены

Этапы реализации

этапы

сроки

краткое описание

1-й,

Подготовительный

 2008-2009    учебный год

 Согласование и распределение ролей и функций участников . Составление

 маршрутной карты.

 Составление индивидуальных планов

 исследований.

 Проведение исследований.

 Промежуточный отчет участников о

 проделанной работе.

2-й,

Основной (исследовательский)

 2009-2010 учебный год

 Изготовление маршрутных указателей

 Составление экскурсионных  текстов и сценариев.

 Продолжение наблюдений за редкими

 растениями.

 Корректировка индивидуальных

 исследовательских работ.

3-й,

Итоговый

(внедренческий)

 2010-2011 учебный год

 Проведение экскурсионных походов

 по тропе.

 Подведение итогов работы.

 Планирование дальнейшей работы в

 данном направлении.

В итоге на  маршруте мы зафиксировали 7 станций.  

   

  Маршрут  эколого-краеведческой  тропы «Жарин Бугор»:

1 -  Музейный уголок школы  

2 -  Игровая поляна

3 - Сказочная поляна  

4 - Лесной массив

5 -  Высокая точка  южного склона Жарин  Бугра

6  -   Овраг

7 -  Зелёный класс

Команды проходят все станции по своему маршрутному листу. На каждой станции учащиеся выполняют задания

1 этап  -  Музейный уголок школы  

Наша тропа начинается с музейного уголка школы. Проводится инструктаж по технике безопасности и по  правилам поведения на экологической тропе, ставятся задачи для каждой группы.

  Группа «Историков» рассказывает  об историческом прошлом  Жарин  Бугра. Силами старшеклассников были проведены исследования исторического прошлого, изучены материалы  из Областного Краеведческого музея о богатом историческом прошлом Жарин Бугра .Открылись такие факты о которых никто из жителей поселка ничего не знал.  

1.Раскопками археологов, проведёнными в 1979-х годах, выявлено, что долгое время  Жарин  Бугор служил нашим предкам  кладбищем. обнаружили могилы людей катакомбной культуры .А под одним из курганов были найдены останки сармата  принадлежавшее, вероятно, ему оружие – железный меч и бронзовые наконечники двух стрел для лука. Это уже, примерно, 2,5 тыс. лет т. н.

Материалы данной экспедиции хранятся в областном музее краеведения.

2.Жарин бугор имеет непосредственное отношение в российской авиации. Именно на склонах Жареного бугра в1926 году знаменитый конструктор Олег Константинович Антонов испытывал свой первый летательный аппарат  

  3. В 1953 г. у Жарина Бугра разместился учебный центр Саратовского

аэроклуба.  В мае 1955 г. сюда с группой курсантов прибыл Юрий  Гагарин. Здесь будущий первый космонавт планеты совершил первый прыжок с парашютом,  на самолете Як-18  совершил свой первый самостоятельный

«В прошлые столетия тут должен был находиться сторожевой пост. Ведь с

Жарина Бугра прекрасно просматривается часть правого берега Волги, где

проходила  Ардабазарная  торговая дорога. Видны подходы к реке со степной

стороны.

2этап - Игровая поляна

Для учащихся на игровой поляне проходят спортивные игры, соревнования, подготовленные  группой «Спортсмены»

3этап Сказочная поляна  - это изюминка нашей тропы 

Поляна  расположена на  юго-восточном склоне Жареного бугра. Группа располагается на поляне, за которой наблюдают  3 года. На  поляне размером 100*150м  ежегодно распускаются тюльпаны  Шренка  (Тюльпан Геснера) и ирисами-касатиками.. Группа  «Ботаников» цветной разметкой выделили участки  размером 1 х 1м. с характерной луговой растительностью, тюльпанами Шренка, ирисами (касатиками).  Выполняют следующие  задания:

-  определяют по Красной книге Саратовской области  охраняемые растения,  растущие на юго-восточном склоне Жареного бугра.

- Собирают гербарии

- Определяют на заданном участке  количество редких растений.

- Экологическая  группа «Ботаников» делает сообщения о своих наблюдениях за данной поляной с 2009 года  

Вывод 1:  количество тюльпана Шренка на восточном склоне Жарин  бугра за последние 3 года остается на одном уровне,  несмотря на засуху , пожары .                 Сделали плакаты с   советами  и пожеланиями:              

- Не срывай растения для букетов.

Срывая тюльпаны с нижними листьями, мы теряем возможность видеть их цветущими на следующий год, так как нарушается естественный процесс формирования луковицы замещения.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

4 этап – лесной массив

Дети находят  и располагаются  в лесу возле муравейника. Определяет породы лиственных деревьев  и кустарников , редких растений ( фиалка сомнительная) в лесном массиве.

- Организуется сбор гербария

- Сбор экологического и бытового  мусора.

-Делается ограждение для муравейника

5 этап - Самый высокий южный склон  Жарин бугра Еще одна из особенностей тропы - самый высокий склон Жарин бугра, у которого богатое историческое прошлое .  Это достаточно красивое место.Обзор отсюда, с высоты 199 м. очень широк. Глаз охватывает округу примерно на 25-30 км. На западе угадывается райцентр Татищево. Ближе к нам хорошо видны западные и северные окраины Саратова, Волга,  заволжские степи.

Походив по вершине и её склонам, ребята заметили ещё сохранившиеся следыкурганов. полевых жилищ и укрытий. Наверное, из-за достаточно богатого исторического прошлого, от этого места тянет какой-то силой. Какой заряд бодрости, энергии, получили наши ученики, походив по склонам. Пройтись по этим местам одно удовольствие, как для души, так и для организма.

6 этап – овраг

Пункт  расположен у основания обрыва с четко выраженными почвенными оризонтами. Группа «Почвоведов» выполняют следующие задания:

- назвать почвенные горизонты;

   - определить тип почвы;

       - определить механический состав почвы.  

7 этап - Зелёный класс  

         Конечным пунктом эколого-краеведческая тропы   стал « Зеленый класс»     Подводятся итоги, обрабатывается полученный результат.

В  результате  прохождения эколого-краеведческой тропы пришли к следующим результатам:

- приобрели  знания о природе, истории, культуре родного края;

-  изучили  и описали  редкие растения  Жарин  бугра;

- разработали предложения по их охране;

- приняли участие в уборке экологического мусора и создании  ограждений для муравейников;

-  начали пропагандировать эколого-краеведческие знания;

- написали исследовательские работы эколого-краеведческой  направленности.

Таким образом, экологическая тропа явилась своеобразной научной лабораторией под открытым небом, где организованы наблюдения за  редкими  лекарственными травами.  

Ученики не только познакомились с типичными и редкими природными объектами, но и обнаружили курганы катакомбной культуры и захоронений бронзового века, приобрели  знания о природе, истории, культуре родного края, составили плакаты, памятки по  решению проблем окружающей среды «местного значения». 

 Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своему дому, улице, городу, родному краю. Мы сами проработали здесь по 25 лет , ходили на экскурсии , прогулки, встречать рассветы на Жареный и даже не подозревали,   что рядом с нами такой замечательный исторический объект, и  так заинтересовались этой работой, что понимаем, что работа только начинается.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

утренник для начальных классов "Защитим родную природу"

Утренник  проводим  в  конце  учебного  года , весной  или  в   летнем  оздоровительном  лагере.  Цель  проведения   праздника   -...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание береж...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание береж...

Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы "Войди в природу другом".

Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Методическая разработка экологической игры - викторины для начальной школы «Будь другом природе».

предлага. разработку внеклассного мероприятия по экологии для детей начальной школы. Данный методический материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. ...

Земля – наш дом родной. ( экологический праздник в начальной школе )

Показать в игровой форме целостность природы и общества,  целостность окружающего мира, хрупкость природы.                        ...