Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (1 класс) по теме

Боголепова Ирина Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема "Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животные жарких районов". Программа "Школа Росии", 1 класс. Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя:

Боголепова Ирина Александровна

Школа

МБОУ «СОШ №7»

Предмет:

Окружающий мир

Тема:  

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Программа

«Школа России»

Учебник

А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1 класс»

Место урока в изучаемой теме

6 урок по теме «Где и когда»

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о жарких районах Земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать представление о жарких районах Земли; научить детей находить на глобусе экватор, жаркие районы Земли; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в группе

Основные термины и понятия темы:

Экватор, саванна, тропический лес

Личностные УУД:

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные УУД:

- усвоить, что на Земле есть очень жаркие районы — саванна и тропический лес;

- находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о животном мире жарких районов;

- приводить примеры животных жарких районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Межпредметные связи:

Русский язык (развитие речи - составление  рассказа), технология (аппликация), изобразительная деятельность, чтение (внеурочное творческое задание).

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

Мультимедийная презентация к уроку «Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов»; презентация в формате SMART Notebook «Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов»,  глобус;  карточки с названиями «Саванна», «Тропический лес», «Экватор», «Жаркие районы Земли»; учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс; печатный материал; раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных саванны и тропического леса;  раздаточный материал: листы с изображением саванны и тропического леса; раздаточный материал: сигнальные карточки «Солнышко и тучка»; конверты с заданием; раздаточный материал: карточки «Солнышко – тучка» для графического диктанта; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы саванны и тропического леса; демонстративный ряд иллюстраций с изображением животных саванны и тропического леса.


Этап урока

Цель этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

  • Позитивное отношение к предстоящей деятельности;  
  • включение  в учебную деятельность

–  Закройте глаза. Представьте себе, что мы  путешествуем вокруг Земли на воздушном шаре. Мы все вместе сели в корзину и стали подниматься вверх, все выше и выше. Мы летим под облаками, а земля плывет под нами. Земля вся покрыта пушистым белым снегом, все искрится на солнышке. Солнце светит из-за тучки, мы протянем солнцу ручки. Солнышко согревает нам лицо, руки, нам тепло и приятно. У нас отличное настроение, нам весело, мы самые счастливые на свете. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Пусть это счастливое настроение и ваши улыбки будут с нами до конца урока.

- Куда мы отправлялись в путешествие на прошлом уроке?

- Сегодня мы продолжим путешествие по нашей планете.

Ученики настраиваются на работу

Ответы детей

II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  • Овладеть логическим  действием обобщения;
  • уметь строить рассуждения на основе известных понятий
  1. Графический диктант

- Ребята, прежде чем отправиться в наше путешествие, вспомним, что интересное мы узнали в прошлый раз.  Сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнышко - тучка». Я  буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то раскрасьте солнышко, если не согласны раскрасьте тучку

-ДА       - НЕТ                                          

- Северный Ледовитый океан находится а Южном полюсе. (Нет)

- Пингвины живут на Южном полюсе. (Да)

- На Северном и Южном полюсах нет животных. (Нет)

- Белых медведей, моржей, тюленей спасают от холода густая шерсть и толстый подкожный слой жира. (Да)

- В Антарктиде можно ходить в панаме, шортах, майке. (Нет)

- Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом и снегом. (Да)

- Пингвин и белый медведь не могут плыть на одной льдине. (Да)

- Пингвин и белый медведь – это звери? (Нет)

Проверка игры:

1

2

3

4

5

6

7

8

                

Итог: Кто на все 8 вопросов ответил правильно? На 7? На 6? Молодцы!

- Кто ответил правильно менее чем на 4 вопроса? Вам надо подучить материал.

  1. Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока

- О каких животных мы говорили на прошлом уроке?

- Где они проживают?

- Это очень холодные места на Земле.

- Ребята, а как думаете, есть ли  на нашей планете Земля такие места, где всегда жарко?

- Если есть такие места, то какие животные могли бы жить в этих местах?

Ученики работают индивидуально

Взаимопроверка

Ученики отвечают на вопросы учителя

Ученики высказывают свои

мнения.

Карточки «Солнышко и тучка» для графического диктанта

Слайд № 2

Слайд № 2

ИД

(слайд № 2)

III. Выявление места и причины затруднения

Создание условий выявления учащимися места и причины затруднения

  • Умение соотносить свои действия с используемым способом;
  • умение зафиксировать в речи причину затруднения

- Давайте подумаем вместе, вы знаете правильный ответ на вопрос «Есть ли на Земле жаркие районы, и какие животные могли там жить?»

Ответы детей

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

Создание условий для формулирования детьми цели урока, построения плана для достижения цели, определения сроков, выбора способа и средств

  • Умение осознавать и формулировать  цель работы на уроке с помощью учителя
  • умение строить план для достижения цели;
  • понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий;
  • находить на глобусе экватор, жаркие районы Земли

- Какую же цель вы перед собой поставите?

Практическая работа с использованием глобуса

- Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

 - А что такое глобус?

(У учителя на столе демонстрационный глобус).

- Покажите на глобусе самые холодные районы Земли. 

- Найдите на глобусе линию, которая делит его на две части.

Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.

- Кто знает, как называется эта линия?

- Что такое экватор?

- Экватор – воображаемая линия,   которая делит земной шар на два одинаковых полушария: Северное и Южное.

- По обе стороны от экватора находятся жаркие районы Земли: савана и тропический лес.

 (Учитель показывает на демонстрационном глобусе экватор, тропические леса и саванну).

-  А кто знает, чем общего между саванной и тропическим лесом?

- А чем они отличаются? 

- Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

 - Тема урока: Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

- Постарайтесь определить каждый для себя задачу урока. 

 Учитель фиксирует на доске задачи урока.

- Каждый из вас высказал задачу урока, и все они будут являться ступеньками к достижению цели нашего урока. Это план для достижения цели урока.

- Итак, отправляемся в путешествие, но путешествовать будем группами. Каждая группа получит сейчас конверт с заданием и узнает, что или кого они будут исследовать. Вместе с заданием прилагается план, по которому вы будете строить свое выступление.

Ответы детей

Ответы детей

(У каждой группы - глобус).

Ученики высказывают свои мнения.

Ученики находят на глобусе экватор, жаркие районы Земли

Высказывание предположений

Предполагаемые задачи:

 я хотел бы узнать, какие там природные условия, какие растения можно встретить,  каких можно  встретить животных, и как они приспособились к жарким условиям жизни.

Слайд № 3

ИД

(слайд № 3)

Модель глобуса  

Слайд № 4

ИД

(слайд № 4)

Слайд № 5

На доске:

«Экватор»

«Жаркие районы Земли»

«Тропический лес»

«Саванна»

Слайд № 6

V.  Реализация построенного проекта

Создание условий для осуществления реализации построенного проекта

  • Овладеть начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире;
  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • установить причинно - следственные связи между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого уметь строить  рассуждения;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся

- Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.  

Физминутка:

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох

Путь неблизок, недалек.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем;

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам становится легко.

 (Каждой группе выдается печатный материал, иллюстрации, энциклопедии, план выступления.)

Выступления групп

-  Итак, отправляемся в саванну.

   

Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.

Саванны находятся по обе стороны от экватора на всех континентах, кроме Антарктиды и Северной  Америки.  Саванна  - это тропическая степь, где кроме трав, растут также кустарники и деревья. В саванне год разделен на два сезона: сухой и дождливый. В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют. С началом дождей саванны оживают, покрываясь свежей зеленью и цветками. 

В саванне растут тысячи различных трав. Их высота может достигать 3м. А вот деревьям здесь непросто выжить. Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Это дерево живёт 4-5 тысяч лет, в обхвате может достигать до 40м. Словно огромные зонтики  среди высоких трав поднимаются ветвистые акации. Мелкие листочки акации, расположенные ребром к солнцу и не образуют тень.

Жители саванны занимаются скотоводством и земледелием. Они выращивают кукурузу, кофейное дерево, земляной орех и другие растения. Для туристов проводят экскурсии.

- Где располагается саванна?

- Что такое саванна?

- Какие сезоны бывают в саванне?

- Какие деревья можно встретить в саванне?

Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.

Животные, которых можно здесь встретить,  хорошо приспособились к жизни в жарких открытых районах.  Африканский слон – самое крупное из ныне существующих наземных животных. Их рост 4 метра, а вес до 7 тонн. У африканского слона огромные уши (до 1,5 метров). Они по форме округлые. Слоны плохо видят (на расстояние не более 20 м), однако у них прекрасное обоняние и слух. Слоны могут бесшумно передвигаться сквозь заросли леса, превосходно плавают. Слоны — травоядные, питаются листьями, травами, плодами. Спят слоны мало, стоя. Слоны живут семьями.

Носорог – крупное животное, длина 2 – 4 м, высота 1 – 2 м. У носорога 1 или 2 рога длиною до 70 см. Носороги наиболее подвижны вечером и ночью. Днем они чаще всего спят, лежа или стоя в чаще водных растений. Они очень любят купаться и валяться в грязи. Носорог питаются травой, листьями с деревьев. В ярости носороги очень опасны.

Бегемот -   массивное растительноядное животное, до 5 м в длину. Шерсти нет. Бегемоты живут возле озер, болот и теплых медленно текущих рек. Ведь большую часть своей жизни они проводит в воде, оставив на поверхности лишь свои ноздри, которые при полном погружении в воду закрываются.

Жираф – самое высокое из современных животных. Золотисто-желтая пятнистая окраска, рост до 6 м. У него длинная шея и  абсолютно черный язык, длина которого доходит до 45 см. Размеры жирафа прекрасно служат ему при добывании пищи. Жираф питается только растениями, и его огромный рост помогает ему доставать листья с высоких деревьев, куда остальные звери дотянуться не могут. Пятнистый рисунок на шее жирафа никогда не повторяется, как отпечатки пальцев у человека. Эта пятнистая окраска шкуры делает его практически невидимым, когда он ест в тени деревьев. Спасаясь от преследователей, жираф достаточно быстро бегает. Могут переплыть реку и перепрыгнуть забор высотой в полтора метра.

Леопард  - свирепый хищник. Леопарды очень ловкие, они могут с легкостью взбираться на высокие деревья или крутые скалы. Леопарды охотятся главным образом на кабанов, обезьян, оленей, антилоп. Внесены в Международную Красную книгу.

Лев -  царь зверей. Взрослый самец достигает в длину почти 3 м и весит до 250 кг. Львицы меньше по весу и размеру. Самец имеет роскошную пышную гриву. Львы имеют различную окраску. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве или лёжа на невысоком дереве, охотятся же они вечером. Обычная добыча львов — зебры и антилопы. Львы живут группами, которые называются прайдами.

Зебра – солнечные лошади. Они любят солнце. Зебры предпочитают открытые пространства. Зебры живут около воды. Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детёныш зебры узнает свою мать. Эта раскраска сбивает с толку не только хищников, но и опасных насекомых. Когда бежит несколько зебр, то очень трудно выделить среди остальных зебр свою добычу.

 Страус — самая крупная птица. Он не умеет летать и все время бегает, поэтому  у него большие и сильные ноги с когтями. Высота страуса – до 2,5 м. У страуса очень маленькая по сравнению с размером тела голова. У страуса на ногах всего лишь по два пальца. Страус может бежать со скоростью 70 километров в час. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми.

Игра «Угадай, кто это?»

- Внимательно рассмотрите картинки и угадайте, кто это?

- Зачем слону большие уши?

- Как жираф приспособился к жизни в саванне?

- Почему зебра полосатая?

Итак, а сейчас мы с вами отправляемся в Тропический лес. 

Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.

Тропический лес (или джунгли, или «легкие планеты») находятся по обе стороны от экватора. В тропическом лесу постоянная температура, почти одинаковая днем и ночью и во все времена года. Выпадает огромное количество осадков. Здесь очень жарко и влажно. Поэтому в тропическом лесу огромное разнообразие растений и животных.

В этом лесу деревья вырастают до 80—100 м в высоту. Стволы деревьев обвиты деревянистыми и травянистыми лианами. Здесь растут и самые длинные наземные растения — пальмы-лианы (ротанги), тянущиеся на 300—400 м.

На стволах и листьях деревьев растут папоротники, орхидеи, лишайники. Растения влажного тропического леса сбрасывают листву в разное время. Еще одна особенность тропического леса — в нем отсутствует трава. Почва в лесу покрыта опавшими листьями.

- Где расположен тропический лес?

- Какая там погода?

- Какие растения произрастают в этих лесах?

- Как еще называют тропический лес?

Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.

Индийский слон меньше африканского. Он весит до 5 тонн при росте до 3 м. Бивни имеются только у самцов.  Уши индийского слона много меньше, чем у африканского.  Они вытянутые вниз и сильно заострены. Хобот слона - это нос, при помощи которого слон может чувствовать запахи, им слон захватывает не только пищу – листья, траву, плоды – но и пьет. Он набирает в хобот воду, а из него отправляет воду в рот. При помощи хобота слон может поливать себя водой, а затем окутывать себя песком. Пыль превращается на поверхности кожи слона в плотную корку, которая защищает его от лучей жаркого солнца, насекомых, и паразитов. Взрослые слоны используют хобот, как ударную  и оборонительную силу. Хоботом слоны раскачивают деревья, убирают преграды, встречающиеся на их пути.

Крокодила называют «панцирной ящерицей», так как  у него крепкий кожный покров. У него короткие и сильные лапы, большая треугольная голова, короткая шея, вытянутая морда, крепкие челюсти с острыми зубами. Удлиненная форма тела облегчает плавание. Длина крокодила от 2 до 6 м, вес до 1 т. Крокодил обитают в реках, озерах, болотах. Питается птицей, рыбой, копытными животными.   Крокодилы способны стрелой выпрыгивать из воды на высоту свыше 1,5 м и быстро мчаться по берегу, преследуя жертву. Крокодилы - холоднокровные животные. Они поддерживают температуру тела таким способом: когда жарко, они лезут в воду. Ночь они проводят в воде. Если холодно - выползают греться на солнце.

Павлин – одна из самых красивых лесных птиц. Красивое оперение имеет только самец. Самка «скромно одета». У павлина длинное крепкое туловище и довольно короткие крылья. Голова украшена небольшим пучком редких перьев. Павлины живут в лесах и по берегам рек. Питаются они листьями, семенами и молодыми побегами растений, а также насекомыми и моллюсками. Павлины очень хорошо бегают, пробираются сквозь густые заросли, очень легко взлетают на деревья. Они ночуют на деревьях.

- В тропическом лесу огромное количество растений и животных. Многие из них ученые еще не изучили.

- Чем индийский слон отличается от африканского?

- Для чего слону хобот?

- Как крокодилы сохраняют температуру своего тела?

- Где ночует павлин?

- Какие жаркие районы Земли вы теперь знаете?

- Где они находятся?

- Чем отличается саванна от тропического леса?

Ученики рассказывают о правилах поведения при работе в группах.

Дети выполняют движения

1

 группа: Саванна

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Ответы детей

2 группа: Животный мир Саванны.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Ответы детей

3 группа: Тропический лес

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Ответы детей

4 группа: Животный мир Тропического леса.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Ответы детей

Ответы детей

Конверты с заданием; учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс; печатный материал;  демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы саванны и тропического леса; демонстративный ряд иллюстраций с изображением животных  саванны и тропического леса.

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

ИД

(слайд № 5)

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи; решение типовых зданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух

  • Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
  • рассматривать и сравнивать иллюстрации, осуществляя проверку группового задания;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
  • готовность слушать собеседника

Групповая работа

Физминутка

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У тигряток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (2 раза).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Игра «Рассели жителей»

- Сейчас каждая группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами саванны или тропического леса.

Задание: расселите жителей в свои районы.

 (Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).

Представитель от каждой группы выходит к доске и защищает свой проект.

Дети выполняют движения

Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных саванны и тропического леса;  раздаточный материал: листы с изображением саванны и тропического леса

ИД

(слайд № 6, 7)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации

  • Самостоятельно выполнять задание на новое знание, осуществлять его самопроверку, сравнивая с образцом
  • Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Игровая ситуация

- А сейчас игра: «Может ли такое быть?»

- Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете солнышко, если не согласны -  облачко.

Будьте внимательны!

  1. В саванне круглый год,

Белый медведь живет.

                                 (Облачко)

  1. Уши африканского слона,

Словно вентилятор у окна.

От жары и насекомых

Они спасают наших знакомых.

                            (Солнышко)

  1. В тени деревьев прячется жираф,

С верхушек листья ест, он очень величав.

                            (Солнышко)

  1. В тропическом лесу иногда

Лежит снег с утра.

                                  (Облачко)

  1. Зубастый и свирепый крокодил

В речке спрятался от солнца в ил.

                             (Солнышко)

  1. Павлин не умеет летать

Он может и в воде поспать.

                                   (Облачко)

  1. Павлин и пингвин –

Две красивые птицы.

Живут неразлучно в болоте,

Весь день проводя на охоте.

                                   (Облачко)

  1. Страус – птица большая,

Страус – птица степная.

Летать не умеет он,

Зато, когда бежит, стоит лишь звон.

                             (Солнышко)

- Поднимите руку, кто на 7-8 вопросов ответил правильно?

- Молодцы!

- Что можно посоветовать тем, кто набрал меньше правильных ответов?

Дети, прослушав каждое стихотворение, показывают сигнальные карточки.

Предположения детей

Сигнальные карточки: рисунки солнышка и облачка

Слайд № 25

ИД

(слайд № 8)

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

Уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и места в системе уже изученных знаний

  • Уметь уточнять существенные особенности нового знания

- Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое мы открыли сегодня на уроке?

- Где вы его можете применить?

Ответы детей

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации.

Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося

  • Уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;
  • оценивать результаты работы
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознать личностный смысл учения;
  • закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность

Фронтальная беседа на основе полученных знаний

- Скажите,  есть ли такое место, где могут встретиться африканский и индийский слоны? (в зоопарке)

- Давайте вернемся к задачам, которые ставили перед собой в начале урока.

- На какие задачи мы смогли найти ответ, а на какие нет?

- О каких районах нашей планеты вы сегодня узнали?

- Чем похожи эти районы?

- Чем они отличаются?

- Какие растения можно встретить в жарких районах нашей Земли?

- А животных?

- Как они приспособились к таким условиям жизни?

Оценить свою работу на уроке вам поможет игра «Сели – встали – встали выше».

  1. Какое настроение у вас сейчас?
  2. Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
  3. Насколько вы поняли тему сегодняшнего урока?
  4. Насколько вы устали?        
  5. Насколько вы достигли поставленных задач?

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах.

- Спасибо за урок!

Предположения детей.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя.

Слайд № 26

Слайд № 27

Х. Внеурочное творческое задание (по желанию)

Создание условий для активизации познавательной деятельности через  внеурочное творческое задание

  • Уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания

- Ребята, предлагаю вам дома, кто желает, выполнить одно из заданий:

  1. Нарисовать рисунок на тему: «Животные жарких районов» и подобрать стихотворение, рассказ или интересный факт к рисунку.
  2. Найти и выучить стихотворение по теме.
  3. Нарисовать ребус или составить кроссворд по теме.
  4. Подготовить сообщение по теме.

Дети выбирают задание по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.

Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"

В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа  " Школа 2100")...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

Презентация по окружающему миру.2 класс. "Школа 2100". "Животные и растения тропических лесов"

Данная презентация разработана при изучении природных зон во втором классе....

Урок окружающего мира 2 класс Глобус - модель Земли

Урок окружающего мира 2 класс Глобус - модель Земли. Плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», ...

Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...