II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
| Подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Овладеть логическим действием обобщения;
- уметь строить рассуждения на основе известных понятий
| - Графический диктант
- Ребята, прежде чем отправиться в наше путешествие, вспомним, что интересное мы узнали в прошлый раз. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнышко - тучка». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то раскрасьте солнышко, если не согласны раскрасьте тучку
-ДА - НЕТ
- Северный Ледовитый океан находится а Южном полюсе. (Нет) - Пингвины живут на Южном полюсе. (Да) - На Северном и Южном полюсах нет животных. (Нет) - Белых медведей, моржей, тюленей спасают от холода густая шерсть и толстый подкожный слой жира. (Да) - В Антарктиде можно ходить в панаме, шортах, майке. (Нет) - Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом и снегом. (Да) - Пингвин и белый медведь не могут плыть на одной льдине. (Да) - Пингвин и белый медведь – это звери? (Нет) Проверка игры:
Итог: Кто на все 8 вопросов ответил правильно? На 7? На 6? Молодцы! - Кто ответил правильно менее чем на 4 вопроса? Вам надо подучить материал. - Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока
- О каких животных мы говорили на прошлом уроке? - Где они проживают? - Это очень холодные места на Земле. - Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда жарко? - Если есть такие места, то какие животные могли бы жить в этих местах? |
Ученики работают индивидуально
Взаимопроверка
Ученики отвечают на вопросы учителя
Ученики высказывают свои мнения. |
Карточки «Солнышко и тучка» для графического диктанта
Слайд № 2
Слайд № 2
ИД (слайд № 2) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Создание условий для формулирования детьми цели урока, построения плана для достижения цели, определения сроков, выбора способа и средств | - Умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя
- умение строить план для достижения цели;
- понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий;
- находить на глобусе экватор, жаркие районы Земли
| - Какую же цель вы перед собой поставите?
Практическая работа с использованием глобуса - Отгадайте загадку: На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. - А что такое глобус? (У учителя на столе демонстрационный глобус). - Покажите на глобусе самые холодные районы Земли. - Найдите на глобусе линию, которая делит его на две части. Глобус делит ровная Линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. - Кто знает, как называется эта линия? - Что такое экватор? - Экватор – воображаемая линия, которая делит земной шар на два одинаковых полушария: Северное и Южное. - По обе стороны от экватора находятся жаркие районы Земли: савана и тропический лес. (Учитель показывает на демонстрационном глобусе экватор, тропические леса и саванну). - А кто знает, чем общего между саванной и тропическим лесом? - А чем они отличаются? - Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие? - Тема урока: Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. - Постарайтесь определить каждый для себя задачу урока. Учитель фиксирует на доске задачи урока.
- Каждый из вас высказал задачу урока, и все они будут являться ступеньками к достижению цели нашего урока. Это план для достижения цели урока.
- Итак, отправляемся в путешествие, но путешествовать будем группами. Каждая группа получит сейчас конверт с заданием и узнает, что или кого они будут исследовать. Вместе с заданием прилагается план, по которому вы будете строить свое выступление. | Ответы детей
Ответы детей
(У каждой группы - глобус).
Ученики высказывают свои мнения.
Ученики находят на глобусе экватор, жаркие районы Земли
Высказывание предположений
Предполагаемые задачи: я хотел бы узнать, какие там природные условия, какие растения можно встретить, каких можно встретить животных, и как они приспособились к жарким условиям жизни.
|
Слайд № 3
ИД (слайд № 3)
Модель глобуса
Слайд № 4
ИД (слайд № 4)
Слайд № 5
На доске:
«Экватор» «Жаркие районы Земли» «Тропический лес» «Саванна»
Слайд № 6
|
V. Реализация построенного проекта | Создание условий для осуществления реализации построенного проекта | - Овладеть начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- установить причинно - следственные связи между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого уметь строить рассуждения;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач
| Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся
- Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.
Физминутка: Мы туристы, мы в пути. Веселей шагайте ноги, Легче выдох, глубже вдох Путь неблизок, недалек. Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх – хлопок над головой, Руки вниз – хлопок другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Снова дальше мы идем, Перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее: Раз-два, раз-два, Позади уже вода. Мы шагаем, мы шагаем; Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Нам становится легко.
(Каждой группе выдается печатный материал, иллюстрации, энциклопедии, план выступления.)
Выступления групп
- Итак, отправляемся в саванну. Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.
Саванны находятся по обе стороны от экватора на всех континентах, кроме Антарктиды и Северной Америки. Саванна - это тропическая степь, где кроме трав, растут также кустарники и деревья. В саванне год разделен на два сезона: сухой и дождливый. В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют. С началом дождей саванны оживают, покрываясь свежей зеленью и цветками. В саванне растут тысячи различных трав. Их высота может достигать 3м. А вот деревьям здесь непросто выжить. Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Это дерево живёт 4-5 тысяч лет, в обхвате может достигать до 40м. Словно огромные зонтики среди высоких трав поднимаются ветвистые акации. Мелкие листочки акации, расположенные ребром к солнцу и не образуют тень. Жители саванны занимаются скотоводством и земледелием. Они выращивают кукурузу, кофейное дерево, земляной орех и другие растения. Для туристов проводят экскурсии.
- Где располагается саванна? - Что такое саванна? - Какие сезоны бывают в саванне? - Какие деревья можно встретить в саванне?
Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.
Животные, которых можно здесь встретить, хорошо приспособились к жизни в жарких открытых районах. Африканский слон – самое крупное из ныне существующих наземных животных. Их рост 4 метра, а вес до 7 тонн. У африканского слона огромные уши (до 1,5 метров). Они по форме округлые. Слоны плохо видят (на расстояние не более 20 м), однако у них прекрасное обоняние и слух. Слоны могут бесшумно передвигаться сквозь заросли леса, превосходно плавают. Слоны — травоядные, питаются листьями, травами, плодами. Спят слоны мало, стоя. Слоны живут семьями. Носорог – крупное животное, длина 2 – 4 м, высота 1 – 2 м. У носорога 1 или 2 рога длиною до 70 см. Носороги наиболее подвижны вечером и ночью. Днем они чаще всего спят, лежа или стоя в чаще водных растений. Они очень любят купаться и валяться в грязи. Носорог питаются травой, листьями с деревьев. В ярости носороги очень опасны. Бегемот - массивное растительноядное животное, до 5 м в длину. Шерсти нет. Бегемоты живут возле озер, болот и теплых медленно текущих рек. Ведь большую часть своей жизни они проводит в воде, оставив на поверхности лишь свои ноздри, которые при полном погружении в воду закрываются. Жираф – самое высокое из современных животных. Золотисто-желтая пятнистая окраска, рост до 6 м. У него длинная шея и абсолютно черный язык, длина которого доходит до 45 см. Размеры жирафа прекрасно служат ему при добывании пищи. Жираф питается только растениями, и его огромный рост помогает ему доставать листья с высоких деревьев, куда остальные звери дотянуться не могут. Пятнистый рисунок на шее жирафа никогда не повторяется, как отпечатки пальцев у человека. Эта пятнистая окраска шкуры делает его практически невидимым, когда он ест в тени деревьев. Спасаясь от преследователей, жираф достаточно быстро бегает. Могут переплыть реку и перепрыгнуть забор высотой в полтора метра. Леопард - свирепый хищник. Леопарды очень ловкие, они могут с легкостью взбираться на высокие деревья или крутые скалы. Леопарды охотятся главным образом на кабанов, обезьян, оленей, антилоп. Внесены в Международную Красную книгу. Лев - царь зверей. Взрослый самец достигает в длину почти 3 м и весит до 250 кг. Львицы меньше по весу и размеру. Самец имеет роскошную пышную гриву. Львы имеют различную окраску. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве или лёжа на невысоком дереве, охотятся же они вечером. Обычная добыча львов — зебры и антилопы. Львы живут группами, которые называются прайдами. Зебра – солнечные лошади. Они любят солнце. Зебры предпочитают открытые пространства. Зебры живут около воды. Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детёныш зебры узнает свою мать. Эта раскраска сбивает с толку не только хищников, но и опасных насекомых. Когда бежит несколько зебр, то очень трудно выделить среди остальных зебр свою добычу. Страус — самая крупная птица. Он не умеет летать и все время бегает, поэтому у него большие и сильные ноги с когтями. Высота страуса – до 2,5 м. У страуса очень маленькая по сравнению с размером тела голова. У страуса на ногах всего лишь по два пальца. Страус может бежать со скоростью 70 километров в час. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми.
Игра «Угадай, кто это?» - Внимательно рассмотрите картинки и угадайте, кто это? - Зачем слону большие уши? - Как жираф приспособился к жизни в саванне? - Почему зебра полосатая?
Итак, а сейчас мы с вами отправляемся в Тропический лес.
Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.
Тропический лес (или джунгли, или «легкие планеты») находятся по обе стороны от экватора. В тропическом лесу постоянная температура, почти одинаковая днем и ночью и во все времена года. Выпадает огромное количество осадков. Здесь очень жарко и влажно. Поэтому в тропическом лесу огромное разнообразие растений и животных. В этом лесу деревья вырастают до 80—100 м в высоту. Стволы деревьев обвиты деревянистыми и травянистыми лианами. Здесь растут и самые длинные наземные растения — пальмы-лианы (ротанги), тянущиеся на 300—400 м. На стволах и листьях деревьев растут папоротники, орхидеи, лишайники. Растения влажного тропического леса сбрасывают листву в разное время. Еще одна особенность тропического леса — в нем отсутствует трава. Почва в лесу покрыта опавшими листьями.
- Где расположен тропический лес? - Какая там погода? - Какие растения произрастают в этих лесах? - Как еще называют тропический лес?
Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.
Индийский слон меньше африканского. Он весит до 5 тонн при росте до 3 м. Бивни имеются только у самцов. Уши индийского слона много меньше, чем у африканского. Они вытянутые вниз и сильно заострены. Хобот слона - это нос, при помощи которого слон может чувствовать запахи, им слон захватывает не только пищу – листья, траву, плоды – но и пьет. Он набирает в хобот воду, а из него отправляет воду в рот. При помощи хобота слон может поливать себя водой, а затем окутывать себя песком. Пыль превращается на поверхности кожи слона в плотную корку, которая защищает его от лучей жаркого солнца, насекомых, и паразитов. Взрослые слоны используют хобот, как ударную и оборонительную силу. Хоботом слоны раскачивают деревья, убирают преграды, встречающиеся на их пути. Крокодила называют «панцирной ящерицей», так как у него крепкий кожный покров. У него короткие и сильные лапы, большая треугольная голова, короткая шея, вытянутая морда, крепкие челюсти с острыми зубами. Удлиненная форма тела облегчает плавание. Длина крокодила от 2 до 6 м, вес до 1 т. Крокодил обитают в реках, озерах, болотах. Питается птицей, рыбой, копытными животными. Крокодилы способны стрелой выпрыгивать из воды на высоту свыше 1,5 м и быстро мчаться по берегу, преследуя жертву. Крокодилы - холоднокровные животные. Они поддерживают температуру тела таким способом: когда жарко, они лезут в воду. Ночь они проводят в воде. Если холодно - выползают греться на солнце. Павлин – одна из самых красивых лесных птиц. Красивое оперение имеет только самец. Самка «скромно одета». У павлина длинное крепкое туловище и довольно короткие крылья. Голова украшена небольшим пучком редких перьев. Павлины живут в лесах и по берегам рек. Питаются они листьями, семенами и молодыми побегами растений, а также насекомыми и моллюсками. Павлины очень хорошо бегают, пробираются сквозь густые заросли, очень легко взлетают на деревья. Они ночуют на деревьях. - В тропическом лесу огромное количество растений и животных. Многие из них ученые еще не изучили.
- Чем индийский слон отличается от африканского? - Для чего слону хобот? - Как крокодилы сохраняют температуру своего тела? - Где ночует павлин?
- Какие жаркие районы Земли вы теперь знаете? - Где они находятся? - Чем отличается саванна от тропического леса? |
Ученики рассказывают о правилах поведения при работе в группах.
Дети выполняют движения
1
группа: Саванна Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
Ответы детей
2 группа: Животный мир Саванны. Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
Ответы детей
3 группа: Тропический лес Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
Ответы детей
4 группа: Животный мир Тропического леса. Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
Ответы детей
Ответы детей
| Конверты с заданием; учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс; печатный материал; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы саванны и тропического леса; демонстративный ряд иллюстраций с изображением животных саванны и тропического леса.
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
ИД (слайд № 5)
Слайд № 18
Слайд № 19
Слайд № 20
Слайд № 21
Слайд № 22
Слайд № 23
Слайд № 24 |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи; решение типовых зданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух | - Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, осуществляя проверку группового задания;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
- готовность слушать собеседника
| Групповая работа
Физминутка У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. У тигряток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (2 раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Игра «Рассели жителей» - Сейчас каждая группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами саванны или тропического леса. Задание: расселите жителей в свои районы. (Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).
Представитель от каждой группы выходит к доске и защищает свой проект. |
Дети выполняют движения
Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.
Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.
|
Раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных саванны и тропического леса; раздаточный материал: листы с изображением саванны и тропического леса
ИД (слайд № 6, 7) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации | - Самостоятельно выполнять задание на новое знание, осуществлять его самопроверку, сравнивая с образцом
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения
| Игровая ситуация - А сейчас игра: «Может ли такое быть?» - Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете солнышко, если не согласны - облачко. Будьте внимательны!
- В саванне круглый год,
Белый медведь живет. (Облачко) - Уши африканского слона,
Словно вентилятор у окна. От жары и насекомых Они спасают наших знакомых. (Солнышко) - В тени деревьев прячется жираф,
С верхушек листья ест, он очень величав. (Солнышко) - В тропическом лесу иногда
Лежит снег с утра. (Облачко) - Зубастый и свирепый крокодил
В речке спрятался от солнца в ил. (Солнышко) - Павлин не умеет летать
Он может и в воде поспать. (Облачко) - Павлин и пингвин –
Две красивые птицы. Живут неразлучно в болоте, Весь день проводя на охоте. (Облачко) - Страус – птица большая,
Страус – птица степная. Летать не умеет он, Зато, когда бежит, стоит лишь звон. (Солнышко) - Поднимите руку, кто на 7-8 вопросов ответил правильно? - Молодцы! - Что можно посоветовать тем, кто набрал меньше правильных ответов? |
Дети, прослушав каждое стихотворение, показывают сигнальные карточки.
Предположения детей | Сигнальные карточки: рисунки солнышка и облачка
Слайд № 25 ИД (слайд № 8) |