Урок по окружающему миру в 1 классе "Школа России" "Куда и откуда текут реки"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок по окружающему миру в 1 классе "куда и откуда текут реки". Мониторинг с помощью системы мониторинга и контроля RROClass.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированный урок по теме

 "Куда и откуда текут реки?"

Цель урока:

  • расширить знания детей о реках и морях;
  • познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту;
  • способствовать бережному отношению к воде и водоемам.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: 

Личностные: демонстрация личностных качества в процессе общения: использование « вежливых»  слов в общении;

Метапредметные:

Регулятивные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

Познавательные – научатся ориентироваться в учебнике; работать с лабораторным оборудованием.

Коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики;

Предметные – узнают куда впадают реки, научатся сравнивать реку и море.

Оборудование:

-колбы с водой,  интерактивная доска, система мониторинга и контроля PROClass, электронный микроскоп.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Демон     страци     онный материал

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя.

2. Подготовка к активной учебно- познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

Дорогие исследователи. Поздравляю Вас, мы смогли найти ответы на вопросы Кто? и Что? А теперь мы с Вами приступаем к изучению нового раздела и попробуем найти ответы на вопросы; Как? Откуда? Куда? Попробуйте отгадать о чем идет речь в загадке:

Течет, течет – не вытечет

Бежит, бежит  - не выбежит.

Сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на вопросы:

Проблемный вопрос:

-Почему реки текут?

-Куда текут реки?

Чтобы ответить на этот вопрос Муравьишка Вопросик отправиться в путешествие. Как вы думаете по какой реке? Почему?

Ответы на вопросы учителя.

Приложение 1: Слайд 1– “Река”

3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях.

– Где же начнёт свой путь Муравьишка? Как вы думаете, с чего начинается река?  Рек на свете много и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ручейка, озера, болота, ледника. Место где река берёт своё начало называется исток. Исток Волги у деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности. Начинается  из  небольшого  болотца.  

Вот отсюда, именно отсюда                    Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь её и дом и колыбель.

Отсюда и начнёт свой путь вместе с Волгой Муравьишка.

Ответы на вопросы учителя.

Приложение 1: Слайд 2 – “Исток” Приложение 1 Слайд 3 – “Исток Волги”

4. Практическая работа.

Но чтобы он отправился в путь нам нужно ответить на вопрос:

Почему реки текут?

Опыт: налить каплю воды на стекло.

Что с ней происходит? Подумайте, что надо сделать чтобы она полилась. Мы уже с вами знаем что наша планета не гладкий шар на ней есть горы, возвышенности, плоские места. Как будет течь река в разной местности?

В истоках Волга - узкая. Её можно перепрыгнуть. А вспомните, какая Волга у Самары. Как из маленького ручейка она превратилась в полноводную реку?

Опыт: в колбе мало воды как ей заполнить?

Обучающиеся проводят опыты с водой.

Высказывают предположения, делают выводы.

Приложение 1: Слайд 4-Исток – Река – море.

Приложение 1: Слайд 5-“Волга”

5. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях.

А теперь послушайте стихотворение о реке и ответьте на вопрос, как образуются реки?

В день весенний и погожий        Два шумливых ручейка
Лезут под ноги прохожим:
«Где река? Где река?
Мы бежим издалека».
Отвечает им народ:
«Дальше, милые, вперёд»,
Разговаривая звонко,
Мчатся дальше вперегонки...
Вдруг пред ними водоём,
Отразилось солнце в нём.
Подбегают к водоёму
Два весёлых ручейка,
Говорит один другому:
«Это вовсе не река.
Попадешь сюда на горе.
Не увидишь сине море-
Здесь стоячая вода,
Мне не хочется сюда».
Оба в сторону метнулись
И... нечаянно столкнулись,
И слились в один ручей,
Стал он больше и бойчей.
И опять бегут вперёд
Вправо. Влево, поворот..
Вдруг навстречу выбегает
Ручеёк из- под ворот.
«Где река? Где река?»-
Слышен голос ручейка.
«Сами ищем. Сами ищем.
Не нашли ещё пока.
Слейся с нами - так втроём
Мы её быстрей найдём».
Вместе наши ручейки
Мчатся к берегу реки,
Трое все в одном потоке.
Словно давние дружки.
«Разыскали пострелята», -
Улыбается река.
И нырнули вглубь куда-то
Три весёлых ручейка.
И другие мчатся с кручи,
Чтобы стать Рекой могучей.

- Как, вы, думаете, откуда в реки поступает вода?  
 Сами реки получают воду за счет осадков, а также от тающих снегов и ледников на вершинах гор, из родников или горных озер.

Крупные реки имеют множество притоков, то есть более мелких рек, впадающих в них. Реки могут быть короткими и длинными, широкими и узкими, глубокими и мелкими, но, чтобы они не исчезли, в них всё время должна поступать вода. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду.

-А что же такое приток реки?                      – Как Вы думаете, а куда текут реки? Течет река сотни километров и где-то впадает в море, озеро, другую реку. Это место называется устьем.                         – Куда же попадает вода-путешественница? Давайте попробуем зарисовать путь реки. Молодцы, но все не совсем так просто. Москва – река не впадает в море, она впадает в другую реку, которая называется Ока, а эта река впадает в реку, которою называют матушкой — рекой, Великой русской рекой. Что же это за река? Зоя Александрова сказала так о ней в своем стихотворении:

Вот вьюга сегодня примолкла.
Присмирев, улеглась на покой.
Просыпается солнце над Волгой,
Над великою русской рекой.

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Диск к учебнику.

6. Практическая работа.

Давайте добавим на нашем рисунке недостающие реки.

– Какие?

Обучающиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя.

Учебник стр. 66.

7. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях.

– В каком месте река самая широкая?

– Куда впадает река?

– Чем отличается река от моря?

– Отгадайте загадку: Кругом вода, А с питьем – беда. (море).

– Почему же беда с питьем, ведь в море так много воды?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Приложение 1: Слайд 6-Река – море

7. Практическая работа.

– Как в домашних условиях можно получить морскую воду?

Обучающиеся выполняют работу.

Учебник стр. 67.

7. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. 

– С чего начинается река?

– Впадает ли Москва-река в море?

– Куда впадает Москва – река?

– Куда впадает Ока?

– Куда впадает Волга?

– Каких морских и речных животных Вы знаете?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

8. Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс)
Одной, другой – это кроль.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Обучающиеся выполняют движения.

9. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о воде и ее значении в нашей жизни.

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без (воды)

– А зачем людям нужна вода?

– А откуда она приходит к нам в дом и куда она уходит?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

10. Практическая работа.

Добавьте на своем рисунке путь воды в дом и из дома.

– Какая вода приходит в наш дом?

– А всегда ли вода в реке чистая?

– А почему?

– Что же приходиться делать, чтобы вода приходила к нам чистая? Можно ли очистить воду?

Опыт: сравнить каплю грязной воды и каплю воды из крана.

– Значит, чего не хватает на нашей схеме?

– Добавьте. А какая вода уходит из нашего дома и куда она попадает?

– Что же делать? Добавьте на нашей схеме.

Обучающиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя.

Приложение 1: Слайд 7– “Путь воды”

Приложение 1:

Слайд 11-“Загрязнение реки”

Электронный микроскоп.

11. Закрепление полученных знаний.

Проверка знаний. Работа в паре  Работа в  системе PROClass.

 - Договоритесь кто возьмет пульт. Сейчас мы с вами поработаем в PROClass, выполним небольшой тест и проверим, кто и как усвоил сегодняшнюю тему. Отвечая на вопросы, договаривайтесь, общайтесь и приходите к единому ответу.

Тест.

 По отчету проверяем, кто выполнил весь тест и набрал 100%.и т.д.

Система PROClass.

12. Подведение итогов

– С чем мы сегодня познакомились на уроке?

– Что заинтересовало вас больше всего?

Обучающиеся высказывают свое мнение и делятся впечатлениями.

13. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

– Какие реки протекают в нашей местности, откуда и куда они текут.

Обучающиеся повторяют домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест Куда текут реки?

Слайд 2

1.Отгадайте загадку: Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. Чуть дрожит на просторе,- Узкий кончик в роднике, А широкий в море. А океан; Б река; В водохранилище.

Слайд 3

Какое утверждение верно? А В реке вода солёная, а в море – пресная. Б В реке вода пресная, а в море – солёная.

Слайд 4

На каком рисунке правильно подписаны реки?

Слайд 5

На каком рисунке показана река?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе посвящена теме «Откуда в наш дом приходит электричество?» к УМК «Школ...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Откуда в наш дом приходит электричество?» (Программа «Школа России»)

Разработтанный конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему:«Откуда в наш дом приходит электричество?» (Программа «Школа России»)...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему "Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему "Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?"...