Открытый урок по окружающему миру "Путешествие в тёплые страны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektputeshestvie_v_teplye_strany.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
http://nsportal.ru/user/reset/464762/1405959822/R6n8agAT6W7A6zPdUr94dGPjpSMQOFc_IMSm9NO8yuI
Тема урока: «Путешествия в тёплые края»
Форма урока: Урок-исследование.
Предполагаемые результаты:
личностные: самоопределение, эстетическое восприятие природы пустыни;
познавательные: работа с информацией: выбирать нужную информацию из учебного текста, из материала презентаций, умение представлять свою работу, поиск информации с помощью интернет – ресурсов;
регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: сотрудничества в группе, умение давать оценку выступлениям и высказываниям одноклассников, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать представление о природной зоне пустыни, тропического леса, познакомить с географическим положением этих природных зон, климатическими условиями, растительным и животным миром
Оборудование: Детские презентации: «Пустыни», «Тропические леса», «Комнатные растения», учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А.Вахрушева, инциклопедии, карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), выставка книг.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять!
Хорошего вам настроения и успехов ! Все ли готовы к уроку?
-Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!
2. Проверка домашнего задания.- Отгадайте, что это?
А) Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.
(ледяная пустыня.)
Б) В переводе с финского значит «бесплодная» или «враждебная» земля.
( тундра.)
В) Большие массивы, покрытые древесной растительностью.
( лесная зона.)
Г) Понижение суши, в котором скапливаются избытки воды.
(болото).
Д) Травяные равнины. (степи).
Е) Очень сухие территории. ( пустыня).
- Кто запомнил все отгадки? (Ледяная пустыня, тундра, степи, пустыня, леса, болото). Выставляю карточки.
- Что лишнее и почему? ( Болото – экосистема, а ледяная пустыня, тундра, степи, пустыня, леса – это природные зоны .)
- Что такое природные зоны? (Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром.)
-Какой закон действует на Земле? (Закон природной зональности).
-Кто его может рассказать? (В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определённой последовательности).
- Природные зоны, о которых мы с вами говорили, в каких тепловых поясах находятся? (Ледяная пустыня, тундра – в холодном, степи, пустыня, леса – в умеренном).
- Сегодня мы совершим путешествие в теплые края . Как вы думаете, в каком тепловом поясе находятся тёплые края?
Убери лишнее (Диск Уроки Бунеева. Окружающий мир тема 5)
.3.Введение в тему урока через проблемную ситуацию.
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Закройте глаза и попытайтесь себе представить:
Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся в пустыне на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
Итак, ребята, куда мы совершим своё путешествие?
Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
Исследовательская деятельность.
а) Группа №1 «Географы» рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата зоны пустынь.
б)Группа №2 «Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
в)Группа № 3 «Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о
приспособлении к жизни представителей животного мира.
г) Группа № 4 «Экологи» освещают экологические проблемы пустынь,
которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.
Выступление представителя группы географов.
ПУСТЫНЯ-это слово образовано от слова «пусто»
Поверхность пустыни равнинная с холмами из песка. Встречаются и участки глинистой пустыни на ровном месте.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до 70 градусов тепла,а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно ,поэтому песок и глина быстро остывают.
Лучи солнца в пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики ,поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с океана, поэтому летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие
Что такое «Бархан»?
Бархан- это песчаные холмы в пустыне. Они постоянно передвигаются с места на место благодаря сухим и горячим ветрам –суховеям. Высота барханов может достигать около 50 метров. Двигаясь барханы могут засыпать дороги, поля, селения. Остановить их может растительность, которая скрепляет своими корнями пески и ослабляет силу ветра
б) Представители группы ботаников рассказывают о растениях пустыни.
-Растительность пустыни бедная. Они растут пучками ,кустиками, между которыми видна глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки земли ,где нет никакой растительности .В связи с тем, что лето в пустыне жаркое, осадков выпадает мало, поэтому здесь растут растения, которые могут переносить
длительную засуху. Корни у них глубоко уходят в землю, так как только в глубине они могут найти влагу. Листья мелкие, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев
колючки. А вот у красного мака, лилии и ревеля особенности другие.
Они успевают вырасти, отцвести и принести семена весной, пока не наступила сильная жара. В это время пустыня особенно красива: она
покрывается яркими цветущими растениями с широкими светло-зелеными листьями. Но не пройдет и месяца, как пустыня принимает унылый вид.
Местами встречаются невысокие деревья с извилистым стволом, крепким как
кость и кручеными сучьями. Это белый или черный саксаул. У белого саксаула вместо листьев –чешуйки, а у черного совсем листьев нет. Корни саксаула глубоко уходят в землю, саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от палящего солнца .Интересно наблюдать рост молодых растений саксаула, корни растут во много раз быстрее надземной части, Само деревце черного саксаула за 20-25 лет вырастет до 5 метров высотой, а корни уходят вглубь на 20-30 метров.
Встречается в пустыне песчаная акация - это небольшое деревце с крохотными листьями. Очень ценные растения пустыни -песчаная осока, верблюжья колючка и полынь, когда эти растения засыпаются песком ,они выпускают новые корни и вновь растут.
в)Представители группы зоологов рассказывают о животных пустыни.
Животные пустыни. Это кобра, змея- Эфа, стрелка, удавчик.
Они бесшумно передвигаются по земле ,охотятся на насекомых и мелких
животных. Мелких животных змеи убивают, жаля их ядовитыми зубами.
А затем заглатывают их. Особенно опасен яд у кобры. Охотятся они обычно вечером и ночью, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, хорошо видят за несколько метров. Но особое зрение у них есть, помогающее видеть в темноте от жары змеи забираются на ветки кустов ,где не так жарко.
Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба – плавать в воде. Живет здесь и красивая, но ядовитая змея-Эфа. Ползает эта змея не головой вперед, как все другие змеи, а боком. В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу_-варана, длина которого 150 метров, поэтому его называют «крокодилом пустыни».
Обитает здесь и верблюд, которого называют «кораблем пустыни».
О нем рассказывают сказку, что в своих горбах верблюд носит запас воды,
но это не так .Существуют два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые.
Они нести груз массой до 500 килограммов.
Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого
вреда для себя: его небо, губы, язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару
3-4 дня, но добравшись до водопоя может выпить 6-8 ведер воды.
Он имеет отличное зрение и чутье- он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд- домашнее животное, но все лето живет
на свободе. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей
колючкой.
Можно встретить в пустыне жука-полосатика, геккона- ночную ящерицу,
фалангу, которая больно кусается, тарантула -паука, жука -скоробея, мышку -песчанку, пустынную черепаху и пустынного ежика. Вдоль рек животный мир намного богаче, там водятся камышовые коты и много водоплавающей птицы. В пустынях обитает грациозное животное антилопа-джейран, она может пробежать до водопоя 50-60 км.
На первый взгляд кажется ,что в пустыне почти нет птиц, потому что они плохо переносят жару. Но все таки птицы живут в пустыне. Это орел-беркут, который строит свое гнездо на самом крепком саксауле. Гнездо у него огромное ,тяжеленное.По краям гнезда висят заячьи шкурки, птичьи крылья, вараньи головы. В гнезде сидят пуховые орлята. А под гнездом живут саксаульные воробьи. За орлиной спиной никто им не страшен.
Вывод: в пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску под цвет выжженной солнцем поверхности, нетребовательны к пище, в оде, отличный слух, зрение, могут долго находиться без воды, многие ведут ночной образ жизни- кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасается в норах и в земле.
4.Физкультминутка
Наверно ,зной и жара утомили вас,
Предлагаю немного отдохнуть! (физминутка под музыку)
д)Выступление представителя группы экологов.
В зоне пустынь существуют несколько экологических проблем, первая из них заключается в недостаточном орошении земель, что приводит к накоплению соли в почвах, вторая проблема заключается в том, что больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки, в связи с этим возникает проблема выпаса скота, третья проблема заключается в том, что участились случаи браконьерства, то есть незаконной охоты.
Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?
Вывод делают дети: чтобы сохранить природу этой зоны необходимо предпринимать меры. Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.
Молодцы ! Всем научным группам спасибо за работу, пора выслушать тех, кто вёл свою научную работу в тропических лесах.
Выступление представителя группы географов
На глобусе средняя линия - экватор делит глобус пополам. Так вот там, где эта линия соприкасается с сушей, там располагаются тропические леса. Утром солнце поднимается по безоблачному небу и ночная прохлада быстро сменяется жарой. Днём появляются облачка, становится душно. После полудня собираются тучки, начинается гроза с тропическим ливнем. Жара спадает. К вечеру дождь стихает. Небо светлеет. Солнце заходит и наступает темнота. Утром всё начинается с начала. Где много дождей- там и рек много. В зоне тропических лесов находятся великие реки мира6 Амазонка и Конго.
б) Представители группы ботаников рассказывают о растениях тропических лесов
В условиях влажного и жаркого климата деревья растут очень быстро.
Эвкалипты - самые высокие деревья на Земле. Их высота свыше 100 м, что составляет высоту пяти девятиэтажных домов. Стволы ровные, без ветвей, только на верхушке расположены ветви.
Тут мы увидели множество растений. Это лианы, для роста и развития им необходимо опираться на другие растения. Из них плетут канаты, висячие мосты, корзины. Существуют лианы, которые не боятся огня, воды. Растет даже лиана – душитель
Самый крупный цветок – раффлезия. Это растение – паразит, не имеющие ни листьев, ни стеблей, а состоит из громадного цветка и корня. Корни раффлезии прикрепляются к корням лианы и питаются за счёт этой лианы. Они обладают специфическим запахом тухлого мяса, он приманивает насекомых для опыления.
–В тропических лесах встречается банановая роща. Кстати, бананы - это не деревья, а гигантская трава
в)Представители группы зоологов рассказывают о животных тропического леса
Большинство животных живёт в кронах деревьев и питается плодами. Это различные обезьяны, летучие мыши. Здесь даже крысы лазают по деревьям и питаются фруктами.
Медлительные ленивцы всю жизнь висят на ветках вниз головой: так им удобно есть листья.
Лягушки , ящерицы, змеи также живут на деревьях. Ящерицам помогают лазать присоски на пальцах.
Древесные лягушки приспособились откладывать икру в воду, которая скопилась после дождя у основания крупных листьев.
Среди обитателей тропического леса много ночных животных. Днём они прячутся в густых кронах от жары, дождя и хищников, поэтому окраска их неяркая.
А вот птицы и бабочки, которые порхают днём окрашены в фантастические цвета.
В реках водятся прожорливые хищные рыбы пираеньи и крошечные разноцветные гуппи. Среди плавающих растений неподвижно затаился крокодил в ожидании добычи.
д)Выступление представителя группы экологов
Тропические леса играют огромную роль в охлаждении воздуха, который проходит через них. Уничтожение лесов ведёт к эрозии почвы, уничтожению флоры и фауны.
Рассматривание книжной выставки о растениях и животных пустыни и тропического леса.
Растения, как и люди могут путешествовать. Многие растения прижились и у нас в классе - это комнатные растения. Просмотр презентации
«Комнатные растения» Какие советы вы можете дать по уходу за растениями из пустыни и тропического леса?
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наши исследования. Мы дома, а пустыня и тропические леса далеко, они ждут своих новых исследований.
-Какие моменты были наиболее интересными и запоминающими?
- Оцените свою работу и работу членов вашей исследовательской
группы с помощью сигнальных карточек:
если вы были активны и вам все было понятно - поднимите
зеленый квадрат, если увы проявили среднюю степень активности
и кое –что было непонятно –покажите желтый квадрат, а если вы
были мало активны и многое было непонятно - поднимите красный квадрат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Люди живут в разных странах"
Одной из ведущих тенденций реформирования образования является внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности.[1] Таковыми ...
Открытый урок по окружающему миру для 3 класса "Путешествие в страну Здорового образа жизни".
Открытый урок - игра по окружающему миру для 3 класса "Путешествие в страну Здорового образа жизни" по программе "Начальная школа 21 века"....
Открытый урок (изучение цветов, используя флаги различных стран)
Данный урок был разработан на основе УМК С. Г. Тер-Минасова, Л. М. Узунова, Д. С. Обукаускайте, Е.И. Сухина «English Favourite» 2 класс, издательство АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК 2015. Целью ур...
Открытый урок на тему:"Космическое путешествие в страну юных математиков"
Открытый урок по математике по теме "Космическое путешествие в страну юных математиков". Архив содержит конспект урока, презентацию, карточки индивидуальных занятий, самоанализ урока....
Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию"
Урок направлен на систематизацию знаний о глаголе. Проведён в нестандартной форме. Урок-путешествие....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны"
Урок по предмету окружающий мир в 4 классе по теме "Родной край - часть большой страны"...
Открытый урок по окружающему миру на тему: «По странам и континентам» 2класс
Открытый урок по окружающему миру на тему: «По странам и континентам» 2класс...