Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_3_klassa.docx | 89.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМЕНИ П.И. КЛИМУКА
ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
по окружающему миру для 3 класса УМК «Школа России»
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 им. П.И. Климука
Савченко С.А.
2013-2014 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.), планируемых результатов начального общего образования и соответствует учебному плану школы.
Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане: 68ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).
Формы, методы, технологии организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.
В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа, наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация), проблемное изучение знаний.
Проблемное изучение знаний - это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Тогда учитель указывает путь ее решения.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы:
объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
частично - поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу;
исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Технологии обучения:
личностно-ориентированного образования;
игровые технологии;
информационно – коммуникативные технологии;
системно-деятельностный метод.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – часть общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойств. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнение воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Разрушение почвы. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Охрана грибов.
Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.
Опасные места в квартире, доме и окрестностях. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи. Правила поведения с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность, её основные отрасли.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
- Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
- Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы. Окружающий мир./ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2011г.
2. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2012.
3. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
4.Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
5.Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением /Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
6.Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
7.Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
8.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
9.Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | Личностные | ||||
Как устроен мир (6 часов) | ||||||
1 | Природа | Что такое природа? Разнообразие природы | организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию. К: Работать в паре, предлагать задания к рисункам. | Раскрывать ценность природы для людей.
|
2 | Человек | Чем отличается человек от живых существ? Как возникают богатства внутреннего мира человека? | психология, восприятие, память, мышление, воображение | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Р: Формулировать выводы, оценивать свои достижения. П: Находить сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие человека. К: Обсуждать и описывать проявления внутреннего мира человека. | Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми. |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | Сбор материала для проекта | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Формировать бережное отношение к природным богатствам. | |
4 | Общество | Что такое общество, государство?Для чего человеку нужна семья? | семья, народ, государство, общество | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. | Р: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. | Определять место человека в мире. |
5 | Что такое экология? | Что такое экология? | окружающая среда, экология | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Анализировать схемы в учебнике, прослеживать экологические связи. К: Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры. | Формировать экологическое мировоззрение. |
6 | Природа в опасности! | Как человек влияет на природу? Для чего создают заповедники, нац. парки? | заповедник, национальный парк | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. П: Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. К: Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности. | Формировать ответственность за все живое в природе. |
Эта удивительная природа (18 часов) | ||||||
7 | Тела, вещества, частицы. | В каких состояниях могут находиться вещества? | тело, вещество, частица | Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | Р: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы П: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему К: Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Формировать установку на положительное поведение в обществе. |
8 | Разнообразие веществ. | Что мы знаем о разнообразии веществ? | химия, поваренная соль, крахмал, кислота | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). К: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану. | Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье. |
9 | Воздух и его охрана. | Какую роль имеет воздух для всего живого на Земле? | кислород, частицы | Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). К: Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
10 | Вода. | Какую роль имеет вода для всего живого на Земле? | фильтр | Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Использовать информацию из учебника, обобщать её, проводить мини- исследование в семье, как используют в быту. К: Работать в паре, объяснять свойства воды, называть цель опыта, рассказывать об использовании воды в быту. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. |
11 | Превращения и круговорот воды. | Какие три состояния воды вам известны? | состояние, испарение, круговорот | Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Р: Анализировать рисунок- схему, осуществлять взаимопроверку. П: Моделировать круговорот воды в природе, формулировать выводы из изученного материала. К: Работать в паре, формулировать выводы, объяснять особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. |
12 | Берегите воду! | Для чего нужно беречь воду? | вода, охрана | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П: Моделирование в виде динамической схемы источников К: Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
13 | Как разрушаются камни | Что влияет на разрушение камней? | нагревание, охлаждение, замерзание | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Моделировать схему разрушения камней, наблюдать и фотографировать, делать выводы. К: Высказывать предположения о причинах разрушения, давать характеристику этому процессу, работать со взрослыми. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. |
14 | Что такое почва. | Что такое почва? Из чего состоит почва? | перегной, почва | На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений. К: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы. | Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям. |
15 | Разнообразие растений | На какие группы делятся растения? | ботаника | Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя. К: Работать в группе, доказывать, используя учебник разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
16 | Солнце, растения и мы с вами | Какую роль играет солнце для растений? Как питаются и дышат растения? | Солнце | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять роль частей растений. К: Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы доказывать, что без растений невозможна жизнь | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. |
17 | Размножение и развитие растений. | Как размножаются и развиваются растения? | опыление, семена | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Наблюдать в природе, как распространяются семена. К: Характеризовать условия, необходимые для развития растения. Рассказывать по схеме о развитии семян. | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. |
18 | Охрана растений. Проверочная работа. | Для чего нужно беречь и охранять растения? | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | Р: Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. П: Оформлять памятку «Берегите растения», находить материал о редких растений из различных источников информации. К: Обсуждать материалы книги « Великан на поляне», рассказывать о редких растениях, занесенных в Красную книгу. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | |
19 | Разнообразие животных | На какие группы можно поделить животных? | зоология, земноводные пресмыкающиеся, млекопитающие | Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику. К: Рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Кто что ест? | хищники, растительноядные, насекомоядные, всеядные | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
21 | Размножение и развитие животных | Как размножаются и развиваются животные? | личинка, куколка, малёк, головастик | Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. |
22 | Охрана животных | Как нужно относиться к животным? | Красная книга | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». К: Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому. |
23 | В царстве грибов | Из чего состоит гриб? Что такое грибница? Что такое съедобные и несъедобные грибы? | грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы | С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. К: Давать характеристику строению грибов, обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. |
24 | Великий круговорот жизни. | Что вы знаете о круговороте веществ на Земле? | круговорот веществ, производители, потребители, разрушители. | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. К: Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители. Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. |
Мы и наше здоровье (10 часов) | ||||||
25 | Организм человека. | Что такое организм человека? Из каких частей он состоит? | организм, система органов | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | Р: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить П: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья К: Отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
26 | Органы чувств. | Назовите органы чувств. Какую роль они играют? | обоняние, осязание | Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. П: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. К: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
27 | Надёжная защита организма. | Как защитить организм от ушибов, ожогов, обмораживания? | ушиб, ожог, обмораживание | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | Р: Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. П: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: Практически изучить свойства кожи. Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь. |
28 | Опора тела и движение. | Какую роль играет опорно-двигательная система в организме человека? | скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики. |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | Как мы питаемся? Какие продукты питания полезны для человека? | белки, жиры, углеводы, пищеварит. система | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. |
30 | Дыхание и кровообращение. | Что такое дыхательная и кровеносная система?
| дыхательная система, кровеносная система | Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Промежуточная диагностическая работа. | Проверка знаний и умений, формирование адекватной оценки своих достижений. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. К: Выполнять тесты с выбором ответа. | Определять границы собственного знания и незнания | |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | Что интересного вы узнали? Какая главная цель вашего проекта? | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Р: Формирование адекватной оценки своих достижений П: Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми. К: Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Определять границы собственного знания и незнания. | |
33 | Умей предупреж-дать болезни. | Почему важно предупредить болезни? Для чего нужно заниматься закаливанием? | закаливание, инфекцион. болезни, аллергия | Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Проводить закаливание своего организма. |
34 | Здоровый образ жизни. | Какие факторы влияют на укрепление здоровья? | здоровый образ жизни | Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Работать в паре, составлять памятку. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. |
Наша безопасность (7 часов) | ||||||
35 | Огонь, вода и газ. | Как нужно себя вести при пожаре, аварии водопровода, утечке газа? | диспетчер, утечка | Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. |
36 | Чтобы путь был счастливым. | Какие правила поведения на дороге и при переходе улицы вам известны? | пешеход, водитель | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | Р: Умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения П: Усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. К: Уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. |
37 | Дорожные знаки. | На какие группы подразделяются дорожные знаки? | сервис, дорожные знаки | Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Р: умение самостоятельно выбирать безопасный путь движения П: усвоение основных правил поведения на дороге. К: уметь действовать в ситуациях опасности | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. |
38 | Проект «Кто нас защищает». | Кто нас защищает? | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. | |
39 | Опасные места. | Какие опасности таят квартира, дом, и его окрестности? Правила поведения. | опасные места | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | Р: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях. П: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. К: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. |
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа. | Какие опасности природного характера нам известны? | гроза, ядовитые растения и грибы, змеи | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Р: Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. П: Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. К: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными. | Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. |
41 | Экологическая безопасность. | Что такое экологическая безопасность? | экологич. безопасность цепь загрязнения, бытовой фильтр | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | Р: Выделение необходимой информации. П: Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. |
Чему учит экономика? (12 часов) | ||||||
42 | Для чего нужна экономика. | Для чего нужна экономика? | экономика, потребности, услуги | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Какие составные части являются основой экономики? | природные богатства, капитал, труд | Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. К: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий. |
44 | Полезные ископаемые. | Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека? Кто изучает полезные ископаемые? | месторождениегеолог | Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. К: Готовить сообщение о каком – либо полезном ископаемом. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
45 | Растениеводство | Как можно классифицировать культурные растения? | отрасль, растениеводст- во | Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Р: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. П: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
46 | Животноводство. | Какую роль играют в экономике домашние сельскохозяйственные животные? | животноводство, экономика | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. | Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. К: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства. Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. |
47 | Какая бывает промышленность. | Какая бывает промышленность? Почему отрасли промышленности так разнообразны? | промышленность, отрасли | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». | Р: Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. К: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм |
48 | Проект «Экономика родного края». | Что интересного мы узнаем из проекта «Экономика родного края»? | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Формировать установку на выполнение моральных норм. | |
49 | Что такое деньги. | Для чего нужны деньги? | деньги, рубль, заработная плата, бартер, купля-продажа | Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. П: Раскрывать роль денег в экономике. Характеризовать виды обмена товарами. Находить информацию об истории денег в других источниках. К: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практическая работа по различению денежных единиц. | Прививать чувство бережного отношения к труду другого человека,, умению рационально расходовать деньги. |
50 | Государственный бюджет. | Зачем нужен государственный бюджет? | бюджет, доходы, расходы, налоги | Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Р: Принимать учебную задачу урока формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
51 | Семейный бюджет. | Что такое семейный бюджет? | стипендия, пенсия | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию. |
52 | Экономика и экология. | Как предотвратить экологическую катастрофу? | танкер, экологич. катастрофа, экологический прогноз | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Р: актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. П: Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. |
53 | Экономика и экология. | Как связаны между собой экономика и экология? | экономика, экология | Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | Р: Постановка и формулирование проблемы, П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. | Понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике |
Путешествие по городам и странам (15 часов) | ||||||
54 | Золотое кольцо России. | Какие города России входят в Золотое кольцо России? | финифть, Золотое кольцо | Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Донести свою точку зрения до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать. | Расширять свой кругозор, прививать любовь к Родине. |
55 | Золотое кольцо России. | Какие достопримечательности Золотого кольца вы знаете? | Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П: Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Уважительно относится к памятникам культуры, прививать любовь к Родине. | |
56 | Золотое кольцо России. | Какие достопримечательности городов Золотого кольца вы знаете? | Называть города, которые входят в Золотое кольцо. | Р: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему П: конкретизировать представления о городах Золотого кольца и их достопримечательностях К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. | |
57 | Проект «Музей путешествий». | Что вы знаете о музеях? | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | |
58 | Наши ближайшие соседи | Какие государства граничат с Россией? | сухопутные границы, морские границы | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Формировать чувство гордости за свою страну. |
59 | На севере Европы. | Какие страны и достопримечательности северной Европы вам знакомы. | Скандинавс-кие страны, фьорд, аквапарк, гейзер | Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. | Р: самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. П: Конкретизировать представления о странах Скандинавии К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля |
60 | Что такое Бенилюкс. | Что такое Бенилюкс? Назовите достопримечательности. | дамба, Бенилюкс | Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
61 | В центре Европы. | Назовите страны и достопримечательности Европы | фиакр, Европа | Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Р: самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему П: конкретизировать представления о странах Европы К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | Что вы знаете о Франции и ее достопримечательностях? | столица, Франция | Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Р: самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения П: конкретизировать представления о Франции К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | Что вы знаете о Великобритании и ее достопримечательностях? | Великобритания | Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
64 | На юге Европы. | С какими государствами вы познакомились? С какими достопримечательностями вы познакомились? | Греция, Италия | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
65 | По знаменитым местам мира. | О каких знаменитых местах мира вы узнали? | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. К: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | Проверка знаний и умений, формирование адекватной оценки своих достижений. Подготовка к выполнению проекта. Что интересного вы узнали? | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. П: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. К: Выполнять тесты с выбором ответа. | Определять границы собственного знания и незнания. | |
67-68 | Резервные уроки. | |||||
Итого: 68 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Сроки прохождения | Скорректир. сроки прохожд. |
Как устроен мир (6 часов) | |||
1. | Природа | 02.09 – 06.09 | |
2. | Человек | 02.09 – 06.09 | |
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 09.09 – 13.09 | |
4. | Общество | 09.09 – 13.09 | |
5. | Что такое экология | 16.09 – 20.09 | |
6. | Природа в опасности! | 16.09 – 20.09 | |
Эта удивительная природа (18 часов) | |||
7. | Тела, вещества, частицы | 23.09 – 27.09 | |
8. | Разнообразие веществ | 23.09 – 27.09 | |
9. | Воздух и его охрана | 30.09 – 04.10 | |
10. | Вода. Свойство воды | 30.09 – 04.10 | |
11. | Превращение и круговорот воды в природе | 07.10 – 08.10 | |
12. | Берегите воду! | 14.10 – 18.10 | |
13. | Как разрушаются камни | 14.10 – 18.10 | |
14. | Что такое почва | 21.10 - 25.10 | |
15. | Разнообразие растений | 21.10 - 25.10 | |
16. | Солнце, растения и мы с вами | 28.10 – 01.11 | |
17. | Размножение и развитие растений | 28.10 – 01.11 | |
18. | Охрана растений | 05.11 – 08.11 | |
19. | Разнообразие животных | 05.11 – 08.11 | |
20. | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края» | 11.11 – 15.11 | |
21. | Размножение и развитие животных | 11.11 – 15.11 | |
22. | Охрана животных | 18.11 – 22.11 | |
23. | В царстве грибов | 18.11 – 22.11 | |
24. | Великий круговорот жизни. | 25.11 - 26.11 | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||
25. | Организм человека | 02.12 – 06.12 | |
26. | Органы чувств | 02.12 – 06.12 | |
27. | Надежная защита организма | 09.12 – 13.12 | |
28. | Опора тела и движение | 09.12 – 13.12 | |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 16.12 – 20.12 | |
30. | Дыхание и кровообращение | 16.12 – 20.12 | |
31. | Проверим себя и оценим свои достижения | 23.12 – 27.12 | |
32. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 23.12 – 27.12 | |
33. | Умей предупреждать болезни | 13.01 – 17.01 | |
34. | Здоровый образ жизни | 13.01 – 17.01 | |
Наша безопасность (7 часов) | |||
35. | Огонь, вода и газ | 20.01 – 24.01 | |
36. | Чтобы путь был счастливым | 20.01 – 24.01 | |
37. | Дорожные знаки | 27.01 – 31.01 | |
38. | Проект «Кто нас защищает» | 27.01 – 31.01 | |
39. | Опасные места | 03.02 – 07.02 | |
40. | Природа и наша безопасность | 03.02 – 07.02 | |
41. | Экологическая безопасность | 10.02 – 14.02 | |
Чему учит экономика (12 часов) | |||
42. | Для чего нужна экономика | 10.02 – 14.02 | |
43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 17.02 – 21.02 | |
44. | Полезные ископаемые | 17.02 – 21.02 | |
45. | Растениеводство | 24.02 – 26.02 | |
46. | Животноводство | 03.03 – 07.03 | |
47. | Какая бывает промышленность | 03.03 – 07.03 | |
48. | Проект «Экономика родного края» | 10.03 – 14.03 | |
49. | Что такое деньги | 10.03 – 14.03 | |
50. | Государственный бюджет | 17.03 – 21.03 | |
51. | Семейный бюджет | 17.03 – 21.03 | |
52. | Экономика и экология | 24.03 – 28.03 | |
53. | Экономика и экология | 24.03 – 28.03 | |
Путешествие по городам и странам (15 часов) | |||
54-56. | Золотое кольцо России | 31.03 – 04.04 07.04 – 11.04 | |
57. | Проект «Музей путешествий» | 07.04 – 11.04 | |
58. | Наши ближайшие соседи | 21.04 – 25.04 | |
59. | На севере Европы | 21.04 - 25.04 | |
60. | Что такое Бенилюкс? | 28.04 – 02.05 | |
61. | В центре Европы | 28.04 – 02.05 | |
62-63. | Путешествие по Франции и Великобритании | 05.05 – 08.05 | |
64. | На юге Европы | 12.05 – 16.05 | |
65. | По знаменитым местам мира | 12.05 – 16.05 | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 19.05 – 23.05 | |
67-68. | Резервные уроки | 19.05 – 23.05 26.05 – 29.05 | |
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе ...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"
Здесь представлена рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" 3 класс. Автор А.А.Плешаков....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Учебно - тематическое планирование по окружающему миру. В программе дана пояснительная записка, содержание программы и результаты изучения предмета....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК "Школа России", А. А. Плешаков
Данная рабочая программа составлена к учебнику окружающего мира, 3 класс, автор А. А. Плешаков на основе программы УМК «Школа Росии». В программе имеется титульный лист, пояснительная записка, у...