Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа с пояснительной запиской и подробное КТП по окружающему миру для 2 класса по УМК "Школа 2 100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_okr_m.docx | 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Окружающий мир
(«Наша планета Земля)
составлена на основе авторской программы
образовательной системы «Школа «2100» для 2 класса
под редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова,А.С. Раутиана, С.В. Тырина
Количество часов за год: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 ч
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» («Наша планета Земля») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др. Курс «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для учащихся второго класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100».
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.
Цель курса окружающего мира – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
- становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю. Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МБОУ СОШ № 39 г. Брянска с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные и учебно-методические пособия:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля, учебник в 2-х ч. - М.:Баласс, 2012
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М.:Баласс, 2014
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. - М.:Баласс, 2014
4.Вахрушев А.А. Наша планета Земля, Методические рекомендации. - М.:Баласс, 2010
5.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.
6.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.
Тихомирова Н.Ф. Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3 - М.: Педагогический Университет «Первое сентября», 2005.
Содержание программы (68 ч)
Введение (4 ч)
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Раздел: Наша планета.
Земля и солнце (17 ч)
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (9 ч)
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Раздел: Земля - наш общий дом.
Земля – наш общий дом (12 ч)
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч)
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (4 ч)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии с авторской программой Окружающий мир выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.
К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, относятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; Оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
К концу второго класса ученик научится:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
- различать утро, день, вечер и ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
- показывать линию горизонта;
- определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Второклассник получит возможность научиться:
- сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;
- наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;
- называть особенности различных состояний веществ;
- извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений;
- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях
- определять направления течения рек по карте и глобусу;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во втором классе
Программа обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
Первая линия развития – умение объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных тел;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Земли и Солнца;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части и света, материки и океаны;
Называть основные природные зоны и их особенности.
Вторая линия развития – умение определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Количество проверочных и контрольных работ:
проверочных работ – 12 ч, практических работ – 6 ч
контрольных работ – 5 ч
комплексная контрольная работа – 1 ч
Примерные темы проверочных работ
№ урока | Проверочная работа | Тема |
4 | № 1 | Из чего состоят все предметы. |
9 | № 2 | Глобус – модель Земли. |
14 | № 3 | Смена дня и ночи. |
20 | № 4 | Погода и климат. |
25 | № 5 | Глобус и карта. |
29 | № 6 | Материки и океаны. |
34 | № 7 | Реки и озёра. Равнины и горы. |
36 | № 8 | Моря и океаны. |
47 | № 9 | Экологические экосистемы. |
49 | № 10 | Люди, города и страны. |
58 | № 12 | Россия - наша Родина. |
62 | № 13 | Наша маленькая планета Земля. |
Примерные темы контрольных работ
№ урока | Контрольная работа | Тема |
10 | № 1 | Предметы. Глобус – модель Земли. |
21 | № 2 | Земля в космосе. Сезонные изменения. |
37 | № 3 | План и карта. Глобус и карта. |
50 | № 4 | Природные зоны. |
64 | № 5 | Годовая контрольная работа. Земля – наш общий дом. |
65 | Комплексная контрольная работа. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения |
РАЗДЕЛ 1. Введение (4 часа) | ||||
Введение. Как мы будем учиться. | Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства. Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. Природы. Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности. Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства. Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. природы. Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности. | 1 | ||
Общие слова – понятия. | 1 | |||
Из чего состоят все предметы. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 1 по теме: «Из чего состоят все предметы». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 2. Земля и солнце (17 часов) | ||||
Природные часы, календарь. | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы. Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. | 1 | ||
Компас. Практическая работа с компасом : «Определение сторон света» | 1 | |||
Земля имеет форму шара | 1 | |||
Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 2 по теме «Глобус – модель Земли» | 1 | |||
Контрольная работа №1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли». | 1 | |||
Земля в космосе. | 1 | |||
Притяжение Земли. | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления. | 1 | ||
Смена дня и ночи. Практическая работа с глобусом: «Вокруг земной оси». | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях | 1 | ||
Повторение и проверочная работа № 3 по теме «Смена дня и ночи». | 1 | |||
Смена времён года. Практическая работа с глобусом: «Путешествие Земли». | 1 | |||
Смена времён год. Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). | 1 | |||
Где на Земле теплее. | 1 | |||
Погода и климат. | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Характеризовать круговорот воды в природе. Сравнивать погоду и климат. | 1 | ||
Погода и климат. Практическая работа с термометром. | 1 | |||
Повторение (урок-тренинг) и проверочная работа № 4 по теме: «Погода и климат» | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. | 1 | ||
Контрольная работа №2 по теме: «Земля в космосе. Сезонные изменения». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 3. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. (8 часов) | ||||
План. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. | 1 | ||
План и карта. | 1 | |||
Глобус и карта. Практическая работа с картой. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 5 по теме: «Глобус и карта» | 1 | |||
Что изображают на карте. | 1 | |||
Что изображают на карте. Географическая карта. | 1 | |||
Материки и океаны. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 6 по теме: «Материки и океаны». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 4. Формы земной поверхности (9 часов) | ||||
Реки и озёра. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Находить на физической карте полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Находить на физической карте полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. | 1 | ||
Реки и озёра родного края. | 1 | |||
Равнины и горы. | 1 | |||
Равнины и горы. Формы земной поверхности 1родного края. | 1 | |||
П1овторение и проверочная работа № 7 по теме: «Реки и озёра. Равнины и горы». | 1 | |||
Моря и острова. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 8 по теме: «Моря и острова». | 1 | |||
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме: «План и карта. Глобус и карта». | 1 | |||
Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 5. Земля – наш общий дом (12 часов) | ||||
Экологические системы. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Находить на карте изученные природные зоны. | 1 | ||
Экологические системы. Круговорот веществ. | 1 | |||
Природная зональность. | 1 | |||
Природные зоны холодного пояса. | 1 | |||
Леса умеренного пояса. | 1 | |||
Засушливые зоны умеренного пояса. | 1 | |||
Путешествие в тёплые края. (самостоятельная подготовка докладов) | 1 | |||
Горные экосистемы. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 9 по теме: «Экологические экосистемы». | 1 | |||
Люди, города и страны. | 1 | |||
Повторение и проверочная работа № 10 по теме: «Люди, города и страны» | 1 | |||
Контрольная работа №4 по теме: «Природные зоны». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 6. Части света (10 часов) | ||||
Путешествие тучки по Европе. Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). | 1 | ||
Путешествие второй тучки. Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция. | 1 | |||
Азия. | 1 | |||
Путешествие в дальние страны, Африка. (сообщения школьников) | 1 | |||
Путешествие в дальние страны, Америка. (сообщения школьников) | 1 | |||
Путешествие в дальние страны, Австралия, Антарктида. (сообщения школьников) | 1 | |||
Россия – наша родина | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу. Находить на карте России родной регион. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. | 1 | ||
Повторение и проверочная работа № 11 по теме: «Россия – наша родина» Коллективно-творческая работа над проектом «Города Золотого кольца России» (по выбору) | 1 | |||
Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы». | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. Анализировать влияние современного человека на природу, - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» | 1 | ||
Экскурсия «Природная зона родного края». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 7. Наша маленькая планета Земля (4 часа) | ||||
Наша маленькая планета Земля | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. | 1 | ||
Повторение и проверочная работа № 12 по теме «Наша маленькая планета Земля». | 1 | |||
Наша маленькая планета Земля. Коллективно-творческая работа над проектом «Как сберечь нашу планету». | 1 | |||
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №5 по теме: «Земля – наш общий дом». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 8. Повторение пройденного материала (4 часа) | ||||
Обобщение по теме «Наша планета». | Уметь применять полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. | 1 | ||
Итоговая комплексная контрольная работа. | 1 | |||
Обобщение по теме: «Земля – наш общий дом». | 1 | |||
Обобщение по теме: «Экологическая система родного края». |
Список литературы:
- Закон «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»
- Авторская программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса. А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина. – М.: Баласс, 2012 г.
- Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Учебник. Окружающий мир. Наша планета Земля. В 2-х ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.– М.: Баласс, 2012.
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. – М.: Баласс, 2014.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.– М.: Баласс, 2014.
- Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В..: – М.: Баласс, 2011.
- Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2014 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100
рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100
Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программ...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....