Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок окружающего мира, 2 класс

                                                   

                                         Дунаева Светлана Александровна

                         учитель высшей квалификационной категории

                                              МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                               г. Касли, Челябинской области

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели: 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,

 2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,

 3) воспитывать интерес к полевым растениям,

 4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.

Оборудование:1) Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, малины, шиповника, мать-и-мачехи, помидора;

2) Видеофрагменты дикорастущих растений (брусника, валериана лекарственная, василёк, волчье лыко, вороний глаз, герань, гвоздика)

3) А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба», М. «Просвещение», 2004

4) Календарь природы.

Ход урока:

I.Орг. момент. Учитель: Долгожданный дан звонок

                        Начинается, какой урок? (окружающего мира.)

 Дети: Урок окружающего мира.

Учитель: На нашем уроке гости, порадуем наших гостей хорошей работой.

 Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

Дети: Наши знания. Умение слушать учителя и товарищей.

II. Минутка календаря (Календарь природы)

Учитель: Сегодня утром я шла на работу тихо, чтобы любоваться природой. Воздух прохладный, ветра нет. Всё спокойно и хорошо.

- А что вы заметили по дороге в школу?

- Дайте характеристику погодных условий сегодня по таблице:

Погода

Ясная

Ветреная

Пасмурная

Тихая

Облачная

Морозная

Дождливая

Холодная

Сухая

теплая

Дети: Облачная, сухая, ветер слабый, прохладно.

III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Откройте рабочие тетради – проверим домашнее задание в парах:

- Расскажите и покажите, одноклассникам как вы выполнили домашнее задание.

Одна из пар поработает индивидуально ( 6 карточек сгруппировать)

-Объясните, какие невидимые нити в осеннем лесу заметили. 

IV.Постановка проблемы урока.

Закончите предложение:

- Данные невидимые нити между животными и …. (растениями)

- Что вы знаете о растениях? (из опыта детей)

Сегодня мы будем говорить о растениях.

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

            (деревья, кустарники, травы)

Таблички на доске.

- Проверим, как поработала одна из четверок. Ребятам нужно было сгруппировать 6 карточек.

Деревья: яблоня, ель.    Кустарники: малина, шиповник.  

 Травы: помидор, мать-и-мачеха.

V. Совместное «открытие знаний»

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?

- Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).

- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

- Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

 - Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

- Сравним малину и шиповник.

- Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?

- На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

- Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?

          Культурные и дикорастущие

 Так и звучит сегодня наша тема:

Дикорастущие и культурные растения.

 

2.Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр.66, прочитайте о каждой группе растений.

- Выполните задание в парах на с.66. проверим.

Физкультминутка  

(вывесить экран)

3. Использование ЦОРОВ

- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили?

Возле компьютера:

- К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек.

Видеопоказ растений и рассказ о некоторых из них.

2 валериана лекарственная – Борисова Саша

3,4 василёк – Конюхова Лера

5,6 – показ

7,8 –волчье лыко – Липухин Алёша

9 – вороний глаз – Конвиссарова Лена

10 – гвоздика – Ежов Дима

11 – герань – Колтышева Юля

Остальные дикорастущие растения мы рассмотрим на экологическом кружке.

4. Работа с гербарием

- О какой второй группе растений мы узнали сегодня на уроке?

- Какие растения мы будем называть культурными? Приведите примеры.

- Некоторые из культурных растений мы рассмотрим в гербарии. Гербарий -это собрание засушенных растений.

Пшеница, Рожь, Гречиха  (сообщения выполняют учащиеся)

5. Работа по рядам, в парах и группах

Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить.

Деревья, кустарники, травянистые растения.

Поработайте в парах по рядам: 1 ряд – деревья, 2 ряд – кустарники, 3 ряд - травянистые растения.

Проверка и подсчёт количества названного с записью на доске.

Загляните в учебник. С. 67

  Серёже необходимо закончить схемы – помогите ему дописать в каждую схему по несколько культурных растений.

У вас будет помощник – список растений из которого выберете нужное и свои добавьте.

Список: (картофель, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс)

Работать будете в группах.

Проверка. Каждая группа зачитывает свои культурные растения.

Закрепление изученного.

Выполнить задание в тетради на с.25.

VI. Итог урока.

Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.

 Я с вами согласна, что работа была успешной.

 Кому было трудно? Кому было легко?

Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.

Картофель

Слива

Рожь

Пион

Хлопок

Нарцисс

Овощные (лук, …..

Плодовые (груша, …..

Зерновые (пшеница, …..

Декоративные (флокс, …..

Прядильные (лён, ……

Деревья

Кустарники

Травы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Окружающий мир "Как развивается растение"

Урок разработан по программе "Планета знаний"...

Урок окружающего мира Развитие цветкового растения

Урок окружающего мира в 3 классе "Ты еще не видел чуда!?" (Развитие цветкового растения) по программе "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

Урок окружающего мира по теме: "Растения"

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Растения" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). Урок обобщения изученного материала в нетрадиционной форме "урок-бенефис"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»

Технологическая карта урока поможет учителю построить урок по новым стандартам образования. Урок открытия нового знания позволяет применить деятельностный подход в обучении.  На данном уроке учен...