Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Почемучки"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная программа внеурочной деятельности даёт возможность охватить на занятиях не только общеинтеллектуальное направление, но и духовно-нравственное, оздоровительное, общеинтеллектуальное и социальное направления деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Почемучки», для детей 7-10 лет
Пояснительная записка
Кружок «Почемучки» разработан для детей 7– 10 лет
В кружке занимается 22 ребёнка. Кружок рассчитан на 1 год.
В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа.
Актуальность:
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым,
исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а
внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.
Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность
школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм
учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества
учащихся и конференции, – всё это позволяет ученику начать полноценную
научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны учителя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых ученик, особенно в младших классах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.
Цель: обогатить знания детей об окружающем мире путем практической деятельности через наблюдения, опыты и исследования.
Задачи:
- анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- подвести детей к пониманию, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Кружок позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.
В результате освоения опытно-исследовательской деятельности дети к концу года могут:
- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- ухаживать за растениями в уголке природы;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и
жизнью живых организмов;
- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их
использованием;
- делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- определять происхождение рукотворных предметов;
- проводить опыты, исследования, эксперименты, давать отчет об увиденном, делать элементарные выводы и умозаключения.
Содержание дополнительной образовательной программы
№ | Дата | Тема | Всего занятий | Теория | Практика |
1 2 3 4 5 | 09.09.13 16.09.13 30.09.13 07.10.13 14.10.13 | Земля Что такое Солнечная система? Как устроена Земля. Что такое землетрясение. Почему извергаются вулканы? Как появились моря и океаны. | 5 | 3 | 2 |
6 7 8 9 10 11 | 21.10.13 28.10.13 11.11.13 18.11.13 25.11.13 02.12.13 | Воздух Воздух и его роль в жизни человека. Как услышать воздух. Атмосферное давление. Носы нужны не только для красы. Ветер, ветер, ты могуч. Воздух, ветер, человек. | 6 | 3 | 3 |
12 13 14 15 16 17 | 09.12.13 16.12.13 23.12.13 28.12.13 13.01.14 20.01.14 | Вода Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе. Эта волшебница – вода. Освобождение бусинок из ледяного плена. Вода нужна всем. Почему воду нужно беречь? Я и река. | 6 | 3 | 3 |
18 19 20 21 22 | 27.01.14 05.02.14 10.02.14 17.02.14 24.02.14 | Материалы. Свойства материалов. Дерево. Металл. Ткани. Пуговицы. Стекло. Бумага. | 5 | 2 | 3 |
23 24 25 26 | 03.03.14 17.03.14 07.04.14 14.04.14 | Растения Растения в нашем уголке природы. Где растения любят жить? Растения – лёгкие Земли. Как растут растения? | 4 | 2 | 2 |
27 28 29 30 | 21.04.14 28.04.14 05.05.14 07.05.14 | Почва. Песок. Глина. Камни. Почва – живая земля. Для чего нужна почва? Знакомимся с песком. Такой разный песок. Знакомимся с глиной. Какими бывают камни. | 4 | 2 | 2 |
31 | 12.05.14 | Магниты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | 16.05.14 | Вес. Притяжение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | 19.05.14 | Электричество. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | 23.05.14 | Что мы узнали за год? | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 |
Методическое обеспечение:
- Беседы;
-Экскурсии;
-Викторины;
-Конкурсы;
-Наблюдения;
-Опыты;
-Эксперименты.
ЗЕМЛЯ
- «Что такое Солнечная система»
Цель: познакомить детей с понятием «Солнечная система», довести до их сведения, что Земля – одна из планет системы. Развивать познавательный интерес. Воспитывать сосредоточенность.
- «Как устроена Земля»
- «Что такое землетрясение»
- «Почему извергаются вулканы»
- «Как появились моря и океаны»
ВОЗДУХ
1. «Воздух и его роль в жизни человека»
«Как увидеть воздух»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Дать понятие о загрязнении воздуха. Развивать познавательные способности. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
2. «Как услышать воздух»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать сосредоточенность, трудолюбие.
- «Воздух поет и свистит»
- «Уши разные нужны, уши разные важны»
3. «Атмосферное давление»
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства воздуха, обнаруживать атмосферное давление. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес, сосредоточенность.
- «Что быстрее»
- «Почему не выливается? »
4. «Носы нужны не только для красы»
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, о его значении в жизни живых организмов. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес.
- «Как мы дышим»
- «Как мы чувствуем запах»
5. «Ветер, ветер, ты могуч… »
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Развивать любознательность. Воспитывать интерес.
6. «Воздух, ветер, человек»
Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер). Продолжать знакомить детей с воздухом, его роли в жизни живой природы. Развивать наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, интерес.
- «Ветряная мельница»
- «Парусные корабли»
- «Воздушный змей»
- «Как человек научился летать»
- «Что еще умеет делать воздух»
ВОДА
1. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Развивать любознательность, познавательные способности.
Воспитывать интерес.
2. «Эта волшебница – вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Учить детей самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное. Делать простейшие выводы, логические умозаключения на основе сравнения, сопоставления.
Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать культуру поведения и общения. Развивать интерес к большим и маленьким открытиям.
3. «Освобождение бусинок из ледяного плена»
«Разноцветные льдинки»
Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле и превращается в воду, на холоде – превращается в лед. Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать эмпатию, желание помочь другим.
Воспитывать аккуратность в работе.
4.«Вода нужна всем»
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.
Развивать любознательность. Воспитывать интерес.
5. «Почему воду нужно беречь? »
Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как природному ресурсу. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
6. «Я и река»
Цель: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
МАТЕРИАЛЫ. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
1. «Дерево». «Металл»
Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: метал тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе, определить, из чего он сделан.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать интерес к занятию, сосредоточенность.
2. «Ткани»
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – тканями;
- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке;
- рассказать о использовании тканей в жизни человека.
Развивать познавательный интерес, любознательность.
Воспитывать целеустремленность.
3. «Пуговицы»
Цель: познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами;
продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету;
рассказать о применении пуговиц в жизни человека. Развивать любознательность, восприятие. Воспитывать трудолюбие.
4. «Стекло»
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятию.
Примечание: в случае замены занятия, или дополнительного занятия может быть предложена
тема: «Бумага»
Цель: познакомить детей с рукотворным материалом - бумага; продемонстрировать разнообразие бумаги по качеству и расцветке; рассказать о использовании бумаги в жизни человека. Развивать творческие способности.
Воспитывать трудолюбие, интерес.
РАСТЕНИЯ
1. «Растения в нашем уголке природы»
Цель: уточнить представления детей о некоторых видах растений, их внешнем виде, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новым растением. Развивать познавательный интерес к миру растений, умение наблюдать. Воспитывать любовь, внимательное и заботливое отношение.
2. «Где растения любят жить? »
Цель: Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. «Растения – легкие Земли»
Цель: дать представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.
4. «Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»
«Как растут растения? »
Цель: обобщить представления детей о росте и развитии растений подвести детей к выводу о необходимости влаги, света, тепла, удобрений для роста растений. Закрепить знания о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, умение распознавать эти экземпляры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
ПОЧВА
1. «Почва – живая земля»
«Для чего нужна почва? »
«Как растения дружат с почвой»
Цель: показать значение почвы в природе, ее связь с другими компонентами. На примере наблюдений познакомить детей с круговоротом вещества в природе, в частности, превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов. Продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. Развивать экологическую культу. Воспитывать бережное отношение к природе.
ПЕСОК
2. «Знакомимся с песком» (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)
«Такой разный песок»
«Откуда берется песок»
«Кто живет в песчаном доме»
Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как песок, его свойствами. Показать детям разнообразие объекта неживой природы, дать элементарные представления о происхождении песка. Познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях и их приспособленностью к таким условиям. Развивать любознательность. Воспитывать интерес.
ГЛИНА
3. «Знакомимся с глиной»
Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как глина, ее свойствами
(вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду, использование глины
человеком (производство посуды, игрушек, строительство). Развивать эстетический вкус
детей; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным
материалам и сделанным из них предметам.
КАМНИ
4. «Какими бывают камешки»
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам. Развивать познавательные способности. Воспитывать интерес, бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам
- знакомство с коллекцией камней, их отличительными признаками;
- камни – орудие труда человека;
- как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления,
альпинарии)
- драгоценные камни и украшения;
- подземные кладовые (уголь, руды).
МАГНИТЫ
1. «Знакомимся с магнитами»
Цель: познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком.
Расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,
выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.
Развивать познавательный интерес. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.
2. «Электричество»
Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов; установить причину его возникновения; выявить взаимодействие двух
наэлектризованных предметов. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать
интерес.
3. «Вес. Притяжение»
Цель: дать детям понять, что Земля обладает силой притяжения. Выяснить, как действует сила притяжения. Развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитывать интерес.
ЧТО МЫ УЗНАЛИ ЗА ГОД
1 Викторина «Что, как, когда?»
2 «В мастерской любознаек»
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
1. «Наша Земля»
Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли. Развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.
2. «Что такое природа? Живая и неживая природа».
Цель: Продолжать учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.
Развивать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – как часть природы) .
Воспитывать любовь к природе.
3. «Кладовая Земли»
Цель: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли.
Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ
1. «Как все живое растет? »
Цель: продолжать знакомство детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать любовь
к природе.
2. «Учитесь жалеть и беречь».
Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.
Воспитывать бережное отношение к природе.
3. «Что такое заповедник? »
Цель: продолжать знакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Развивать умение анализировать, делать выводы.
Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
4. «Красная книга. Для чего она нужна? »
Цель: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставит Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Сайты детских садов
Как создать сайт ДОУ...
Конкурсы для воспитателей
Новые! Конкурсы для детей
Победители конкурса. Июль.
Приглашаем проголосовать:Конспекты / Сценарии / Разработки /Игры / "Жили-Были" / Рисунки / Поделки
Заказать свидетельство
Сертификаты и свидетельства для педагогов и воспитателей
Для воспитателей детских садов - Мааам.ру © 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...