КТП по окружающему миру 3 класс СРО Л.В.Занкова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Рекомендуется для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 3 «в»класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и в соответствии с методологическими принципами системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Содержание интегрированного курса направлено на решение задач, предусмотренных  ФГОС НОО и достижение планируемых результатов формирования универсальных и предметных учебных действий.

 Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработаны на основе   авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир». Федеральный базисный учебный план, учитывая огромный развивающий и воспитательный потенциал учебного предмета «Окружающий мир», его вклад в формирование общих учебных умений и способов деятельности, отводит на изучение данного предмета 2 часа в неделю в каждом из четырех классов начальной школы, составлена на 67 часов  с учётом праздничных дней.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников, поэтому содержание программы составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);

2) история открытия и познания природы Земли;

3) развитие человека и человеческого общества;

4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.

Цель программы – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.

Программа призвана решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерное окружающего мира, его противоречивости;

• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

• формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Ожидаемые образовательные результаты

предметные

- ориентироваться в учебнике;

- обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте;

- знать основные и промежуточные географические направления;

- проводить наблюдения за погодой и природой родного края;

- сравнивать явления и понятия (климат и погода);

- понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле;

-устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека;

- извлекать информацию из карты, читать условные обозначения;

- обозначать географические объекты на контурной карте;

- определять последовательность событий в истории России;

- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком;

- находить место изученных событий на ленте времени;

- проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре;

- уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон;

- находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель;

метапредметные:

 иметь представление:

- огосударстве, его функциях;

- о ленте времени, о делении  истории человечества на крупные периоды;

-об особенностях климата природных зон Африки, растительном и животном мире;

- о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов;

- об истории родного края;

устанавливать связи:

- между климатом, почвой и живой природой;

- между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы;

- между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи;

- причинно-следственные связи ораздробленности государства и их последствий;

- причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д.;

владеть универсальными учебными действиями (в рамках изученного):

- принимать и сохранять учебную задачу;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

личностные

- интерес к познанию окружающего мира;

- понимание причин успеха в учебе;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- понимание чувств одноклассников и учителей;

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности;

- этические чувства  (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и учителей;

Авторы курса: ДмитриеваН.Я.,КазаковА.Н (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

(2 часа в неделю; всего – 68 часов)

УМК: 1. Дмитриева Н. Я., Казаков,А. Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Самара:  

Издательский дом «Фёдоров», 2013.

 

     В целях обеспечения гигиенического обучения и воспитания школьников, привития им норм навыков здорового образа жизни и реализации региональной программы « Основы здорового образа жизни» на уроках окружающего мира интегрируется курс ОЗОЖ. Прохождение программного материала по ОЗОЖ записывается 2-ой строкой на предметной странице в журнале в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента.   Планирование составлено на основе  региональной программы Павловой М.А. (одобрено министерством образования Саратовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области) На изучение курса отводитсявсего  33 часа( триместры) ;  в неделю 1час.

Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В. Во имя общего блага: Рабочая тетрадь для учащихся 3 кл. (Серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов:  КИЦ  «Саратовтелефильм» - «Добродея»,  2011.-32с.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

В программу включены совместные занятия родителей и детей.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Учебный план МБОУ «СОШ №9» отводит на изучение ОЗОЖ в 3 классе по 1 уроку в неделю, что составляет 33 час в учебном году. ( триместры)

В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

 Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения  смежных дисциплин

Ожидаемые образовательные результаты

- как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми;как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.

- общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.    

Список литературы

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.

Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.

Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.

Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.

Заика Е.В., Назарова Н.П., Малевич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.

Смирнова Н.П.«Основы здорового образа жизни» Методические рекомендации для начальных классов общеобразовательных школ. Саратов, «Научная книга», 2000 г.

Интернет ресурсы.

http://www.rusedu.ru/    http://www.viki.rdf.ru/    http://www.nachalka.info /

http://www.4 stupeni.ru/

Учебно-тематический план по окружающему миру

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Природные условия Земли

11

1

2

2

Человек в далеком прошлом

10

2

5

2

3

Земли восточных славян

21

2

4

4

4

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

5

4

5

5

Путь от Руси к России

13

4

5

3

Итого

67

14 -20%

20- 30%

21- 30%

        

                                 Учебно-тематический план по ОЗОЖ (33 ч.)

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использова

ние ИКТ

Использова

ние проектной деятельности

30

Использование исследователь

ской деятельности

1

Этический  блок

4ч.

1

1

1

2

Психологический

11ч.

3

2

2

3

Правовой блок

7ч.

1

2

1

4

Семьеведческий блок  

4ч.

1

3

1

5

Медико-гигиенический блок

7ч.

1

1

2

Итого

33

7 -20%

9- 30%

7- 20%

Содержание учебно-тематического планирования по окружающему миру и

 интегрированному курсу ОЗОЖ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Исп.проекдеят.

экскурсии

практ. работы

провр. рабоы

(тесты)

Исп.исс.деят.

Использование ИКТ

1.

Природные условия Земли

11

2

6

3

1

1.1.

Приглашение к путешествию.

В дружбе с природой.

1

1

1

1.2.

Карты

1

1

1.3.

Что такое погода.

Спор и ссора. Умение вести

 дискуссию.

1

1

1.4.

Народные приметы

1

1

1.5

Климат.

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

1

1

1.6

Представление о климатических

поясах

1

1

1.7

Почва. Состав почвы.

Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

1

1

1.8

Образование почв. Плодородие.

1

1

1.9

Защита почв.

Этот странный взрослый мир.

1

1

1.10

Природные зоны суши Земли.

1

1

1.11

Природные зоны.

Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть?

1

1

2.

Человек в далеком прошлом

10

5

3

2

2

2.1.

Где зародилось человечество

1

1

1

1

2.2/2.3

Климат и природные зоны

Африки

Как я помню то, что помню: что

мы помним друг о друге и близких.

2

1

2.4.

Родина человечества.

Как появился человек.

1

1

2.5.

Жизнь древних людей.

Как развить хорошую память.

1

1

1

2.6.

Самые древние государства.

1

1

2.7.

Лента времени. Материки и части света.

Внимание человека или как научиться быть внимательным?

1

1

2.8.

Расширение знаний о мире.

1

1

2.9.

Первые шаги в изучении природы

Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.

1

1

2.10.

Духовная жизнь древнего человека.

1

1

3.

Земли восточных славян

22

4

3

3

9

2

3.1.

Географическое положение

 Европы

Что такое мой характер?

1

1

3.2.

Первые люди на нашей Земле.

1

1

1

3.3.

Восточно-Европейская Равнина

Мир моих способностей.

1

1

3.4.

Степи. Растительный мир.

1

1

3.5.

Степи. Животный мир.

С чем могут быть связаны проблемы общения?

1

1

3.6.

Люди в степи.

1

1

3.7.

Лесостепь.

Леворукость и праворукость: что это такое?

1

1

3.8.

Лесная зона.

1

1

3.9

Сезонные изменения в лесу.

Конфликтный человек: какой он?

1

1

3.10

Сезонные изменения в лесу

 (продолжение) Экскурсия в

 природу.

1

1

3.11

Как жили наши далекие предки

Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

1

1

1

3.12

Расселение славян. «Путь из варяг в греки»

1

1

3.13

Обожествление природы.

Проверочная работа.

Правила в жизни человека.

1

1

3.14

Родной край в далеком прошлом.

Экскурсия в краеведческий музей.

Проявление милосердия и терпимости.

1

1

3.15

Первые русские князья.  (2-я часть)

1

3.16

Принятие Русью христианства.

Ответственность за жестокое поведение.

1

1

3.17

Расцвет Древнерусского государства. Экскурсия в краеведч. Музей.

1

1

3.18

Древнерусская культура.

Правила поведения в школе и на улице.

1

1

3.19

Ослабление Древнерусского государства.

1

3.20

Ордынское нашествие.

Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления.

1

1

3.21

Угроза с Запада.

1

1

4.

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

4

1

3

4

5

4.1.

Залесская земля.

Стихийные бедствия.

1

1

4.2.

Что такое природное сообщество.

Экскурсия в природу.

1

1

4.3.

Законы лесной жизни.

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

1

1

1

4.4.

Природное сообщество луг.

1

1

4.5

Природное сообщество озеро.

Что такое семья? Всем нужен дом!

1

1

4.6

Природное сообщество поле.

1

1

4.7

Возвышение Москвы.

Что такое труд? Трудом славен человек!

1

1

1

4.8

Куликовская битва.

1

1

1

4.9

Стояние на реке Угре.

Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности.

1

1

1

4.10

Создание Московского государства.

1

1

4.11

Грозный царь.

Секреты сохранения здоровья.

1

1

1

4.12

Развитие русской культуры.

1

1

1

5.

Путь от Руси к России

12

5

3

3

5.1.

Русские первопроходцы.

Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

1

1

5.2.

Географическое положение  Азии.

 Сибирь.

1

1

1

5.3.

Тайга.

Режим дня в жизни школьника.

1

1

5.4.

Природное сообщество болото.

1

1

5.5.

«Хождение за три моря»

1

1

1

5.6.

Смутное время. Спасители земли

Русской.

Что мы едим, пьем, чем лакомимся?

1

1

5.7.

Расширение пределов страны.

1

1

5.8.

Природа тундры.

Труд в моей семье. Кем я хочу

 стать?

1

1

1

5.9.

Природа тундры (продолжение)

1

5.10.

Арктическая пустыня.

Здоровье и благополучие.

1

1

5.11.

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

1

1

1

5.12

Россия накануне реформ.

Человек на планете Земля.

1

1

Итого

67

19

4

18

21

14

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Дмитриева Н.Я. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Окружающий мир 3кл. Рабочая тетрадь– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

4.Трофимова Г.В. Тайны далёкие и близкие. Книга для чтения– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

5. Электронные приложения УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»: «Окружающий мир 3 кл.»

6. Мультимедиапроектор.


Календарно- тематическое планирование

по окружающему миру и интегрированного курса  ОЗОЖ. 3 класс

по ФГОС . Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н ; 

региональной программы Павловой М.А. по ОЗОЖ

2013-2014 учебный год.

Наименование тем урока

Кол.ч.

Дата проведения

Основные понятия и термины

Результаты:

предметный,

метапредметный,

личностный

По плану

По факту

Природные условия земли (11 ч.)

1.1

Приглашение к путешествию(с.3-5) б) №2

В дружбе с природой.

1 трим

3.09

Характеристика структуры учебника Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

Формулирование выводов из

наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника,соотнесение различных событий со временем и местом.

Работа с понятиями: стороны

света, времена года, дни недели, год

Ориентир.в учебнике:

– различать (форзац, тит. лист, оглавление);

– делать предположение по обложке и текстовой информации на ней

о содержании предстоящей в учебном году работы;

– понимать систему знаков, условных обозначений.

Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте.

2.2

Карты с. 6–7.  б) № 1, 6, 8

1

5.09

Практическая работа:  виды карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты(ответы на вопросы учителя).

Определение основных и промежуточных/географич.направлений. Правила нанесения условн. обозначений на конт. карты

 Информация об окруж. мире с помощью условных знаков.

Знать основные и промежуточные географические направления

3.3

Что такое погода.

с. 8–11.  б)№ 12

Спор и ссора. Умение вести дискуссию.

1

10.09

Практическая работа: основные показатели погоды, ее компонентов;фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение услов. знаков с показателями погоды.

Описание погодных явлений.

Рассуждение о взаимосвязях

погодных условий и живой

природы.

Установление причинно-следственных связей между

изменениями в литосфере,

гидросфере, атмосфере

 Наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды.  Запись информации об окр. мире.

Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной

литературе. Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края

4.4

Народные приметы

погоды.

с. 11–13. б)№ 13

1

12.09

Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями.

Выдвижение предположений

на основе наблюдений.Рез-ты

своей творческой работы

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации.

Составлять устнуюхарак-ку погоды.

5.5

Климат с.13–14.

б)№ 15

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

Английский

1

17.09

Признаки сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты  климат.поясов с картой тепловых поясов. Причины неравномерного  распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тем.карт, рис.

Сравнивать явления и понятия (климат и погода).

Понимать структуру построения рассуждений об объектах. Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот.

6.6

Представление о климатических поясах.

с. 15–18

1

19.09

Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатич. поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с граф.информ.  Определение по графику типа климатического пояса

 Устанавливать прич.след. связи между климатом и количеством тепла и влаги.

Высказ. свою т.зрения.Кол.обсуждать результаты наблюдений по рисунку.

7.7

Почва Состав почвы.с.18-20

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

1

24.09

Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта.Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов.Обсуждение в группе результатов наблюдений

Запись информации, полученной в ходе исследов. Планировать контролировать и оценив.учебно-познавательную деятел., направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

8.8

Образование почв.

Плодородие.

с. 20–24. б)№ 19, 22

1

26.09

Ответы на вопросы учителя

с опорой на текст. Определение понятия«плодородие».

Связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике.

Сравнение различных типов

почв с использованием текста

и рисунков в учебнике

Составлять небольшое сообщение в устной форме.

Выделять главное в тексте.

Круговорот  вещ-в в природе. Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний

9.9

Защита почв.с. 23.

б)№ 23, 25

Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

1

1.10

Практическая работа «Как

образуются овраги».

Представление творческих

работ «Меры по сохранению

плодородия почвы».

Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода

Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях.

Представлять свою работу одноклассникам.

Высказывать свою т.зрения

10.10

Природные зоны суши Земли с. 25–27. б)№ 28

1

3.10

Выделение существенных

признаков природных зон на

основе анализа схемы в учебнике.Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием.

Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром.

Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты).

Осуществлять синтез как составление целого из частей. Связи между климатом, почвой и живой природой. Проводить аналогии между особенностями природ.зон и природными условиями родного края

11.11

Природные зоны.с. 28.

б)№ 28

Этот странный взрослый мир.

1

8.10

Практическая работа: чтение

условных обозначений карт

природных зон и климатических поясов.

Работа с контурной картой

природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).

Сравнение карт природных

зон и климатических поясов

с использованием таблицы

Читать и понимать усл. обозначения на карте прир.зон. Сравнивать климат.карту и карту природных зон. Объяснять закономер. Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены

природ.зон. Иметь общее представл. об особенностях природных зон Земли

12

Обобщение знаний по теме «Природные условия земли»

1

10.10

12.1

Где зародилось человечество.

С. 29–31

Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть?

1

15.10

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты.

Использование условных обозначений на карте.

Знакомство с особенностями

рельефа Африки.

Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике.

Нахождение на физической карте географических объектов. Географ.объекты  на контурной карте

Получать информацию при чтении карты. Определять географическое положение материка. Анализировать различные источники информации (текст, рисунок, графика)

13.2

Климат и природные зоны

Африки.с. 31–45

1

17.10

Работа с климатической картой, картой природных зон.

Определение по карте границ

климатических поясов и при

родных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами.

Составление на основе текста

описания природной зоны по

плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий

Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.

Строить сообщения по плану. Воспринимать смысл познавательных текстов

14.3

Климат и природные зоны

Африки

(продолжение).

с. 31–45. б)№ 33

Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.

1

22.10

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны

с помощью текста учебника

и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя

Растительный и животный мире природных зон Африки. Выделять главную информацию из текста в соответствии с уч. задачей.  Поиск нужного иллюстр. и текстового материала в учебн.и дополнительных источниках информации

15.4

Родина человечества.

Как появился человек.

с. 46–48. б)№ 34

1

24.10

Выдвижение предположения

о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникн. наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения чел-ва. Сравнение условий жизни в различ. природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны.

Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной

местности. Обобщать имеющиеся знания.

Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). Иметь представление о теориях появления человека на Земле

16.5

Жизнь древних людей.

с. 48–54. б)№ 37, 38

Как развить хорошую память.

1

29.10

Беседа о расселении и жизни

древних людей.

Высказывание своего мнения.

Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени.Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека

на примере своего региона

Понимать развитие социальной природы человека.

Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия.

Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека.

Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека

17.6

Самые/древние государства.с. 54–64

1

31.10

Историч.карта и современная, нахождение на карте местоположен. древних гос-в. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения). Обсуждение роли природных

условий в появлении традиций древнего государства.Особенности воспитания детей и уклада жизни различ. древних городовгосударств (Афины и Спарта) на основе текста

Иметь представление о государстве, его функциях.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.

Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. Моделировать ситуации и оценивать их последствия

18.7

Лента времени.

Материки и части света

с. 64–67. б)№ 41, 42

Внимание человека или как научиться быть внимательным?

1

12.11

Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими

цифрами. Нахождение на карте материков и частей света

Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные

истор. события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени.

Материки и части света

19.8

Расширение знаний

о мире.с. 67–74. б)№ 44

1

14.11

маршрут великих путешественников (Питей, А. Македонский). Значение и цели походов А. Македонского и других путеш-ков для Европы.

Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение историч. карты местности с географической картой. Моделирование ситуации соврем.путешествия по маршруту путеш-в

того времени.  Отличия в этих маршрутах (территорию каких гос-в они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь)

Извлекать и анализировать информацию из различных источников(историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута,

текст учебника).

Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере

Питея, А. Македонского)

20.9

Первые шаги в изучении

природы.с. 74–78.б)№ 46

Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.

1

18.11

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования

Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации)

Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения.

Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.

Находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям  предков;  отличать исторические факты от вымысла

21.10

Духовная жизнь древнего человека.с. 78–86.б)№ 47

21.11

Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека.

Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.

Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства

Язычество и искусство в жизни древнего человека.

Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Сообщения в устной и письм.форме. Распределениифункций и ролей в совместной деят., пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

22.1

Географическое

положение Европы.

с. 87–89

Что такое мой характер?

1

26.11

Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте геогр. объектов .

Фиксирование географических объектов на контурной карте. Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физич.карты)

Информация из карты. Читать усл. обозначения. Составлять хар-ки географ. объектов, природы,климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте

географ.объекты Европы, описывать их географ. положение. Называть и находить на карте материки и части света.

23.2

Первые люди на нашей

Земле.

с. 89–91

28.11

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самост. выделенным критериям. Условия жизни первобытного человека.

Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей.

Предположения при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деят. первобытного человека, о природных условиях,влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека.

Понимать общечеловеческий  хар-р перехода от первобыт. стадий жизни к цивилиз., происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в доп. источниках

24.3

Восточно-Европейская

равнина.с. 91–92

Мир моих способностей.

2 трим

1

3.12

Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон,нахождение крупных рек,

наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на конт. карте

Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте

25.4

Степи. Растительный мир.

с. 92–96. б) № 51

1

5.11

Признаки степи как природной зоны. Классификация растений

степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе

текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)

Понимать особенности природных условий степной зоны.

Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи.

Приводить примеры растений степи.

Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому

климату степи

26.5

Степи. Животный мир.

с. 96–102. б) № 53

С чем могут быть связаны проблемы общения?

1

10.12

Классификация животных по рис. в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему.Хар-ка животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других жив-х) типичных представителей. Составление цепей питания

Воспринимать смысл познавательных текстов.

Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей.Взаимосвязь в живой природе и между живой и неживой природой. Примеры животных степной зоны. Приспособленность

животных к жизни в степи

27.6

Люди в степи.с. 102–107.

б) № 55, 56

1

12.12

Коллективное обсуждение

условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие –к неблагоприятным, как

жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей

в природе

Взаимосвязь в природе между деятельностью чел-ка и природ.условиями. Экологические проблемы онарушение равновесия в природеОсознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества

28.7

Лесостепь.с. 107–109

Леворукость и праворукость: что это такое?

1

17.12

Определение по карте границ

природных зон. Различение особенностей основных и переход.природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике.Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон.  Описание особенностей

природ.зон

Различать природные условия основных и переходных природных

зон (климат, почвы, растительность).

Выделять существенные признаки лесостепной зоны. Сравнивать изучаемые природные

зоны (степь, лесостепь)

29.8

Лесная зона.с. 109–124.

б) № 59, 61

1

19.12

Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на

карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимостирастительности природной зоны от количества тепла

и влаги. Сравнение рисунков разных

типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Использовать таблицы, схемы, рисунки, Находить в сотрудничестве с разнообразные способы решения учебной задачи.

Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса.  Собственные наблюдения в природе. Сущ. признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон

30.9

Сезонные изменения в лесу.

с. 124–138. б) № 62, 63

Конфликтный человек: какой он?

1

24.12

Хар-ка особенностей разных сезонов года (самостоят.).

, происходящих в растительном и животном мире.Анализ распростр. семян дикорастущих растений по рис.  в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи.Знание перелет.птиц своего края.

Иметь представление о приспособлении жив-х организмов к сезонным изменениям в неживой

природе, о распростр. семян и плодов. Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике

текст и рисунки.

31.10

Сезонные изменения в лесу (продолжение). б) № 64, 65

1

26.12

Экскурсия в природу.

Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года.

Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Анализ происходящих изменений

Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки

сезонов года на примере природы родного края

32.11

Как жили наши далекие

предки.с. 139–140. б) № 69

Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

1

14.01

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян.

Выдвижение гипотез о жизни

славян по предметам, найденным при проведении раскопок.

Обсуждение сообщений о

строительстве славянских

жилищ в степной и лесной зонах

Сообщения в устной форме, используя для различные источники информации.Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян) Хозяйств. .деятельность человека в разных природных зонах

33.12

Расселение славян.

«Путьиз варягв греки».

с. 141–147. б) № 71

1

16.01

 Рассказ о расселении славян, опираясь на текст и истор. карту. Причины закономерного расселения славян вдоль рек. Хар-ка быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Первые города. Путь «изварягв греки» с изображением на карте в учебнике Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Модель ситуации (путешествие купца).

Особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи,

в разных природных зонах

34.13

Обожествление природы.

с. 148–150. б) № 72

Правила в жизни человека.

1

21.01

Правильность утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народ.праздников и обычаевдревних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей

Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта.Понимать понятие «язычество».

Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени

35.14

Проверочная работа. Тестирование

1

23.01

36.15

Родной край в далеком

прошлом

Проявление милосердия и терпимости.

1

28.01

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков.Экскурсия в краеведческий

музей

Историяродного края. Жизнь,обычаи и верования предков. Отличать историч. факты от вымысла

37.16

Первые русские князья.

с. 3–8 (2-я часть учебника)

1

30.01

Основные признаки  государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ истор. карты в учебнике (границы Древнерусского гос-ва, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых рус.князей.

Понятие «государство».

Определять признаки и значение государства.

Иметь представление об образовании Древнерусского гос-ва,

о первых русских князьях

38.17

Принятие Русью христианства.с. 8–11

Ответственность за жестокое поведение.

1

4.02

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».

Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических

событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени

 Значение принятия христианства для Руси. Выдающийся государств. деятель– князь Владимир.

Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм,иллюстрации).

39.18

Расцвет Древнерусского государства.с. 11–14

1

6.02

Работа с текстом учебника:

знакомство с историей Древнерусского гос-ва.Обсуждение военных побед,роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. Экскурсия в краеведческий музей

Значение сильного гос-ва. Хар-ки Древнерусского гос-ва. Выдающихсяросс. гос. деятели в изучаемый период(князь Владимир, Ярослав Мудрый), Историяи выдающ. люди род. края

40.19

Древнерусская культура.

с. 14–24. б) № 75, 91

Правила поведения в школе и на улице.

1

11.02

Знакомство с древнерусской

архитектурой (деревянное и

каменное зодчество).Сравнение крест. дома и боярского двора по рис. на с.15. Устное народ.творчество-источник информации об истории Древней Руси.

Понимание изречений в летописях и сборниках того. Практ. работа «Какучили школ-в»:  исследования по изучению развития письменности на Руси

Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.

Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Приводить примеры культурных

и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства

41.20

Ослабление Древнерусского государства.с. 24–25

13.02

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и

ослабления Древнерусского

государства.Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике

Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности гос-ва и их последствий.

Определять понятие «натуральное хозяйство»

42.21

Ордынское нашествие.

с. 26–29

Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления.

18.02

 Ордынское нашествие на ленте времени. Последовательность событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов.

Обсуждение возможных причин поражения Руси

Соотносить истор.события с датами,  дату с веком.

Находить место изученных событий на ленте времени.

Определять последовател.

ист. событий России. Называть истор. деятелей (Чингисхан, Батый). Проводить сравнения по рисункам учебника. Пересказывать изученные события по плану

43.22

Угроза с запада.с. 29–33

20.02

 Лента времени битва на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.).Хар-ка особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска.

Анализ исторической карты:

сопоставление ее с описанием

событий в тексте. Хар-ка личности А. Невского с использованием текст.информации в учебнике и репродукциикартины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского

 Чувство гордости за национ. победы. Соотносить истор. события с датами, с веком. Последовательность событий в истории России. Сообщения об историч. деятелях (А.Невский), используя дополнительные источники информации. Примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государств.

44.1

Залесская земля.с. 34–36

Стихийные бедствия.

1

25.02

Местонахождения Залесской земли на физ. карте. Условия жизни чел-ка в лесу и в степи.  Причины упадка Киевского княжества и Древнер. гос-ва.Былиныи сказания.

 Последов-ть важных событий в истории России. Периоды зарождения и распада Древнерусского гос-ва

45.2

Что такое природное сообщество.с. 36–37

27.02

Экскурсия в природу. Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество».

Наблюдение за природой род.края на примере одного из сообществ

Понятие «природное сообщ-во». Способы изучения природы (наблюдение, сравнение).

Правила поведения в природе и соц-ной среде

46.3

Законы лесной жизни.

с. 38–45. б) № 79

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

3трим

1

4.03

 Понятия «природное сообщество». Примеры  природных сообществ.

Знакомство по рис.  с природ. сообществом лес.. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Моделирование ситуации по

ведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу

Использовать рис., наблюд, текст  для изучения природ.сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу. Воспринимать окруж. мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следст.связи в природе. Полож. и отриц. влияние чел-ка на природу. Правила поведения человека на природе (лесу). Значение леса длядревнерусского и для современного чел-ка

47.4

Природное сообщество

луг.с. 45–49

1

6.03

Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевыхцепей.Определение роли животных в сообществе луг. Примеры живот,растений,насекомых,обит.на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга.Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учеб.).Сравнение луга и степи.

Использовать рис., наблюд, текст  для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей

растений и животных луга.

Воспринимать окруж. мир

целостно. Полож. и отриц. влияние человека на прир.сообщ-во луг.

48.5

Природное сообщество

озеро.с. 49–56. б) № 82, 83

Что такое семья? Всем нужен дом!

1

11.03

Хар-ка озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупн.озер России. Сравнение озера и пруда.Поиск в тексте доказ-в того, что озеро – это сообщество. Обитатели озера. Цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строениякакого-нибудь животного,обитающего в озере,  Правила поведения на воде.

Находить на карте и знать названия крупных озер России. Рис., наблюдения, текст для изучения прир-го сообщества озеро. Полож. и отрицательное влияние человека на природ.сообщ-во озеро. Примеры раст. и жив-х озера, приспособл.

к разным средам обитания

49.6

Природное сообщество

поле.с. 56–59

13.03

50.7

Возвышение Москвы.

с. 60–63

1

18.03

Работа с текстом учебника.

Определение преимущества

географического положения

Москвы. Соотнесение информации из

текста с картой.

Работа с картой: возможные торговые пути.Использование дополнитель

ных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы

Последовательность

исторических событий.

Находить в тексте учебника информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы.

Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века)

51.8

Куликовская битва.с. 63–66

Что такое труд? Трудом славен человек!

1

20.03

Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из

текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.)

Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы

Портрет истор. деятеля (Дмитрий Донской). Примеры фактов и событий, хар-х личность. Соотносить исторические события с датами.

Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рис., схема).

Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа

52.9

Стояние на реке Угре.

с. 66–68        

1

1.04

Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия).

Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника

Анализировать илл-ции , сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим их репрод. картин. Соотносить истор. события с датами, дату с веком.  Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от

ордынского ига – 1480 г.

53.10

Создание Московского государства.

с. 68–69

Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности.

1

3.04

Обобщение пройденного материала.

Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период.

Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства.

Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III

Важнейшие события истории на ленте времени (конец XV-начало XVIвека, создание Моск. гос-ва).

Истор. карты. Ориентиров.в важнейших событиях в изуч. период. Представл об историиМос-го гос-ва.Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Мос-оекняжество)

54.11

Грозный царь.с. 69–71.

б) № 89

1

8.04

Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятель

ностиИвана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина

Портрет истор. деятеля Ивана Грозного. Факты и события с позиции их значимости для истории

Рус.народа. Роль личности в истории с разных сторон

55.12

Развитие русской культуры.

с. 72–80

Секреты сохранения здоровья.

1

10.04

Сообщения о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов.

Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике

о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение.

Понимать особую роль России в мировой истории.

Испытывать чувство гордости за нац.свершения, открытия, победы.

Анализировать развитие культуры, зодчества, ис-ва России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток

56.1

Русские первопроходцы.

с. 80–83. б) № 93

1

15.04

Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из

сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина

На карте пути великих путеш., открывателей новых земель(А. Никитин и Ермак). Рассказы о достоп. новых земель. Находить на карте географ.объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана).Качества личности путешественник.

57.2

Географическое положение

Азии. Сибирь.с. 83–87.

б) № 94

Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

1

17.04

Описание географ.положения Азии с использованием текста и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географ.объектов(крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы,равнины Азии). Хар-ка природных условий Сибири с использованием текста и карты.

Географическое положение Азии. Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу, Азию. Называть и показывать географические объекты, по которым проходит усл. граница. Природа Сибири

58.3

Тайга.с. 88–92.

б) № 96

1

22.04

 Зона тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о

природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги.

Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге.

Классификация животных на группы по самостоятельно

выделенным признакам

Использовать карты природ

зон для составления харак-ки тайги. Сравнивать изучаемые природ.зоны России. Классифицировать животных зоны лесов на группы по самост. признак.

Примеры жив-х и растений зоны тайги. Правила поведения в лесу. Оценка своего  поведение и поведение других людей в природе

59.4

Природное сообщество

болото.с. 93–97.

б) № 100, 101

Режим дня в жизни школьника.

1

24.04

Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растит.миром болот.Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте. Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем – это сообщества

Находить на карте болота.

Причины образования болот, описывать их особенности как природ.сообщ-ва. Примеры представителей растит.и живот. мира, хар-ных для этого сообщества.

Правила поведения на болоте. Сравнивать изучаемые природные

сообщества  как единство живой и неживой природы

60.5

«Хожение за три моря».

с. 98–103. б) № 102

Россия в XVII веке (8 часов)

1

29.04

Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии.

Обсуждение, в пределах каких природных зон располаг. Индия.

Обсуждение способов представления сообщений о путеш. А. Никитина, о животных и растениях тропического леса.

Сравнение лесов умеренного

пояса с лесами тропического пояса

Находить, демонстрировать

на карте путь путешест.

А. Никитина. Использовать карты, доп. источники информации , рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии

61.6

Смутное время.

Спасители земли Русской.

с. 104–109. б) № 105

Что мы едим, пьем, чем лакомимся?

1

6.05

Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина

и Д. Пожарского в истории России.

Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612г. с соврем.государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября)

Устанавливать причинно-след. связи недовольства народа, знати и т.д. Роль Минина и Пожарского в историиРоссии.

Знать историю появления государ. праздника Дня народного единства

62.7

Расширение пределов страны.с. 109–111.

б) № 107

1

8.05

Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников.

Обсуждение значения для

страны открытий, сделанных

С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь.

Обсуждение качеств личности первооткрывателя

Чувство гордости за открытия, рус.путеш-в.Использовать карты, схемы маршрутов, рис. для объяснения природ.явлений, нахождения географ. объектов.  На карте показывать путь великогопутеш. С.Дежнева Значение экспедиции команды С. Дежнева для страны

63.8

Природа тундры.с. 112–118. б) № 110

Труд в моей семье. Кем я хочу

 стать?

1

13.05

Определение по карте границ тундры. Природ.условия тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с жив-митундры. Классиф.  жив-хна группы по сам-но выделенным признакам. План рассказа «Природа тундры»

Изучение природной зоны. Воспринимать окруж. мир

целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следст. связи в природе

64.9

Природа тундры

(продолжение).с. 118–122

б) 109

1

15.05

Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре.

Сравнение растительности

степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника

 Положительное и отрицательное влияние чел-ка на природу. Примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Основные виды деят-тичел-ка в тундре

65.10

Арктическая пустыня.

с. 122–127. б) № 112

Здоровье и благополучие.

1

20.05

Нахождение на карте зоны арктической пустыни.

Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и

Антарктики.

Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни

 Рисунки, текст, доп. источ информации для изучения природной зоны.Причинно-след. связи в природе. Полож. и отриц. влияние человека на природу.  Примеры раст.и жив-х Арктики, их жизнь в арктической пустыне.

66.11

Народы Сибири.

Рудознатцы. Послы.

с. 128–133 

1

22.05

Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека.

Обмен информацией из доп. источников (справочники, энцикло

педии, Интернет) о народах Сибири и их традициях.Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Значение соблюдения правил поведения в обществе (этикет)

Устанавливать взаимосвязи между чел-м и природой, зависимость деятельности чел-ка от жизни в определ. природных условиях.

Осуществлять поиск иллюстратив. и текстового материала в доп. источн., рекомендуемых учителем

67.12

Россия накануне реформ.

с. 134–136. б) № 115

Человек на планете Земля.

1

Представление альбомов по истории культуры России.

Выполнение обобщающих за

даний.Работа с картой и лентой времени

Использов.истор. понятий, гос.симв. Соотносить истор.  понятия с датами,  с веком. Последовательность

важнейших событий в истории России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Тема урока "Живая природа. Животные"...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...