Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Тема: «В гости к весне».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Пучкова Светлана Михайловна

Урок разработан по учебнику А.А. Плешакова

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira._2_klass.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к весне».

Цель: выявить весенние изменениями в неживой и живой природе и установить   связи  между ними.

Задачи урока:

  1.Расширить  представления учащихся об изменениях, происходящих  весной  в живой и неживой природе;

2. Научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

3.Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

4.Продолжать формирование элементов экологической культуры

5.Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

6.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Личностные результаты:

  • понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;
  • анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;
  • отделять значимую информацию от второстепенной,
  • использовать речевые средства для решения познавательных задач;
  • взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • формулировать выводы из изученного материала;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Планируемые результаты: учащиеся выявят какие  изменения в неживой и живой природе происходят  весной; научатся рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.

Оборудование:

Учебник 2 класс Плешаков

карточки с заданием для групповой работы;

карточки с заданием для работы в парах

Презентация к уроку « В гости к Весне»

  • технические средства:
  • компьютер;
  • мультимедийный  проектор;

Ход урока

  1. Орг. момент.

У. Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в конце урока вы оцените свою работу.

2.Актуализация знаний

(Слайд)

У. Как называется раздел, который вы сейчас изучаете?

(Путешествия) Сегодня мы  не покидая класса отправимся в гости, а к кому вы  узнаете после проверки домашнего задания по теме

«Водные богатства».

Выполните самостоятельно задания на карточках.

 Ученики получают карточки, на которых написаны вопросы по предыдущей теме урока – «Водоёмы».

  1. Искусственный водоём –

(Водохранилище)

2. Место, где река впадает в озеро или море

 (устьЕ)

 3. Углубление, по которому течёт река  (руСло)

 4. Самый большой естественный водоём  (океаН)

 5.  Без этого не может прожить ни человек, ни животное, ни растение (водА)                                                  

  - Обменяйтесь с соседом карточками, и сделаем взаимопроверку.

Вы догадались как быстро проверить?

Давайте проверим, что получилось. (Слайд)

           Если  вы посмотрите внимательно, то, увидите, что из подчёркнутых букв   получится слово. Какое? – ВЕСНА.

3.  Постановка учебной задачи.

У. Предположите, о чём будет наш урок.

Д. О весне.

У. Сформулируйте тему нашего урока с точки зрения названия раздела «Путешествия».

У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.

Д. В гости к весне. (Слайд)

-Тема нашего урока замечательная, долгожданная – и называется  «В гости к Весне» А точнее сказать она к нам  сама пришла в наши края!

У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнаем какие изменения произошли в природе).

 У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.

А сейчас мы ответим на вопросы учебника.

Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая черепаха (Слайд)

Как   связаны  между собой весенние явления в неживой и живой природе.

Можем ли мы сейчас сразу ответить на этот вопрос урока? Почему?

Д. Нет. Мы этого не изучали. Это новый материал.

У. Ответ на этот вопрос вы должны найти в течение урока.

4.Совместное открытие нового.

Ребята, а вы знаете весенние месяцы? Посмотрите, как Муравьшка их расположил. Оцените его работу. Давайте ему поможем.

- Первый весенний месяц – март. В старину в народе март называли протальник. Как вы думаете, почему? Выслушиваются ответы детей.

Следующий весенний месяц – апрель. Апрель называют  снегогоном.(слайд)

  В старину в народе май называли травень.(слайд)

- Почему весна наступает постепенно?

-Где можно ещё, кроме ваших наблюдений можно узнать об изменениях в неживой и живой природе? (предположение учащихся)

У. В учебнике.

-Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?

А сейчас сядьте по группам,  каждая группа получит своё задание.

Задания для работы в группах «Маленькие исследователи»

 Тема заданий общая  - весна.

 Но задания у каждой группы будут свои.

                                            1 группа

1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86-87)

2. Соотнесите название весенних изменений в неживой природе с картинками.  Выберите только весенние признаки и наклейте.

2 группа

1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в живой природе.(c. 88-89)

2. Соотнесите название весенних изменений в живой природе с картинками.  Выберите только весенние признаки и наклейте.

                                                    3 группа

Вы  будете исследователями и должны, выявить какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны, по картинкам, и сделать записи. Затем проверите себя по научной статье. Но если будет трудно, можете попросить у меня статью.

Затем проверите себя по научной стать

Отвечает 1 группа. Слайд

 У. Почему с приходом весны стало теплее»,

-Солнце стало греть лучше.

Отвечает 2 группа.

Какие  новые понятия вам встретились.

-Ледоход Половодье

Что такое ледоход?(Прочитайте в учебнике)

-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

Какие реки родного края вы знаете? (Сейм, Тускарь, Кур).

-Во время ледохода,  лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.

Слайд

 Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.

Дети : Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.

Слайд

Когда река грозит половодьем?

Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет  близлежащие луга, поля, леса.

-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

-Они могут погибнуть

Рассмотрите иллюстрации на с.86 и 87.

У, Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

Физминутка

6. Продолжение работы по теме урока

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

 Заслушивается выступление учащихся 2группы.

Выступление 2 группы.

Слайд первоцветы

Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует  один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

А вы как думаете (утолщённые подземные части растений)

- Какие вы ещё знаете первоцветы?

У. Рассмотрите иллюстрацию на с.88.

чистяк весенний,

печёночница благородная,

 ветреница лютичная,

первоцвет,

гусиный лук .

нарцисс

Охрана первоцветов.

Почему около раннецветущих растений  горит сигнал опасности?

Предположение учащихся

Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?

Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

Слайд

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты
!

А знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения?

Мудрая черепаха хочет рассказать сказку об одном храбром цветке, т.к. не каждый цветок может появиться в первые весенние деньки из-под  снега.
Жили-были сестры Снегурочка и Весна - Красна. Обе пригожие, обе добрые, обе милы людям. Только наряжаются разно. Одна - в снежинки, другая - в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные и  сходятся на короткий час. Снегурка разгребает лунки в снегу, Весна - Красна, сажает туда росточки. И тогда на белом полотне распускаются подснежники.
И этому прекрасному цветку П.И.Чайковский посвятил своё произведение «Подснежник» из цикла «Времена года».
Послушайте его и скажите, что хотел передать П.И.Чайковский в этой музыке?
(Что на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег и из-под снега появляются подснежники).

 Своё выступление продолжит 2 группа

Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

(Слайд)

1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.

2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.

3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.

Учитель:

-Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц)

 - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

(Слайд)

Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.)

От грачей мало отстают жаворонки и скворцы, трясогузки, журавли – в апреле, соловьи, ласточки –в мае. В народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Трясогузки прилетают с зимовок в конце марта–начале апреля, когда лёд еще не сошёл, а малые реки у берегов освобождаются ото льда.

А о какой птице так говорят?

 Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

 (Соловей)

Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. 

Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- А какую пользу приносят птицы? (Птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

3 группа

Расскажет  какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны.

Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, змеи, лягушки, ящерицы, рыбы. Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки. (слайд)

Оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. (слайд)

У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

  1. Практическая часть урока ( формирование умений).

А сможем мы теперь ответить на вопрос,  как же  связаны  между собой весенние явления в неживой и живой природе.

Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (солнце выше)

Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.

Работа в парах.

 Показывают стрелками, как связаны природные явления в неживой и живой природе. (солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).

Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.

7.Рефлексия

Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (солнце выше)

Солнце выше, чем зимой

Дни стали длиннее. Потепление

 Повернитесь друг к другу, 1 вариант называет  весенние явления  в неживой природе, а 2 вариант называет весенние явления в живой природе, и считаете, сколько явлений вы назовёте.

Кто назвал все явления в неживой и живой природе похлопайте.

Кто не смог все назвать, поднимите руку вверх.

9.  Оценка достижений

Оценивание  себя с помощью листов самооценки.

Найдите  свое  место  на лестнице успеха.

8. Итог

У. Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле -  от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

      Выберите д/з к следующему уроку:    (на карточках)

  • 1.Рабочая тетрадь стр.56-57
  • 2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
  • 3.Найти народные приметы о весенних явлениях
  • 4.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "В гости к весне" УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «В гости к весне» Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе; формирование п...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "В гости к весне" (экскурсия) УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «В гости к весне» (экскурсия) Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; ознакомление с изм...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "В гости к весне". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "В гости к весне". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...