Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Слесарева Наталья Николаевна

3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель Слесарева Н. Н.

 Предмет  Окружающий мир

Класс 3 «В»

Тема урока: «Тяжелый труд крепостных»

Дата проведения урока________________

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:                                                                                                                                                                                                                                       Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)                                                                                                           Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)                                                                  Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)                                                                                                 Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
 Структура и ход  урока 

Этап урока

Действия учителя        

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент (1-2 минуты)

Всем, всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Дети получают положительные эмоции на урок.

Р, К

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

- Какие основные орудия труда были у крестьян?

- Какое было главное занятие славян?

- Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве?

- Какую работу выполняли женщины?

- С какого возраста начинали трудиться дети?

- Расскажите, какую работу выполняли мальчики?

- Что делали девочки?

Ответы детей по рисункам, которые были выполнены дома.

Л, Р

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

- Сегодня мы отправимся путешествовать в отрезок времени с 15 по 19 века.

- Покажите его на ленте времени.

- Кто управлял государством в этот исторический промежуток? (от Ивана Грозного до Александра )

- Кто занимался земледелием на Руси?

-  Наша цель на уроке более подробно познакомиться с жизнью крестьян, их тяжелой судьбой.                                                                          - Приходилось ли вам слышать такие слова: помещик, барин и крепостные?              ( В рассказе Чехова «Ванька»).

- Что вы можете рассказать о них?

- Найдите в словаре и прочитайте толкование этих слов.

Дети работают по ленте времени, которая имеется в тетради на печатной основе.

П, Л, К

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

  1. Рассказ учителя.

Основное богатство у народа на Руси была земля.

- Вспомните, кто владел землей на Руси?

Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.

Объяснение с демонстрацией наглядного материала

Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет.

- Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.

Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась – оброк.

Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.

И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!

Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.

2) Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике с. 77 «Жил на свете человек».

- Что ещё вы узнали о жизни крепостных крестьян?

- Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.

В 1649 году – установлено крепостное право.

Физкультминутка.

Словарная работа.

Индивидуальная работа со словарями. Дети выписывают понятия в рабочую тетрадь.

Помещик – землевладелец – дворянин.

Барин (дворянин) – человек из привилегированных классов, господин.

Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.

Крепостной – прикрепленный к земле и лично подчиненный одному хозяину крестьянин.

Ответы детей. Обсуждения, дискуссии, доказательства.

Р, П, К

5. Первичное закрепление (4-5 минут)

1) Работа с рубрикой «Обсудим вместе» с. 79 

2)Работа с интерактивной доской.

На интерактивной доске расположены определения:

– жили очень бедно;

 – бесправные;

 – наказывали крестьян;

 – обрабатывали барщину;

 – заставляли работать;

 – продавали крестьян;

 – платили оброк;

 – угнетатели.

(дети сначала работают в парах, а затем идёт обсуждение всем классом)

- Прочитывают определения, выбирают те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорите все признаки.

Р, П, К

6.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 4-5 минут)

Работа по картине (78) Составить рассказ по картине Н. Неврева «Торг»

Ответы детей. Работа в парах.

Рисунки. Составляют «Синквейн».

К, Л

7. Включение нового      

знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

Работа в тетрадях на печатной основе.

Взаимопроверка. Задают вопросы друг другу по теме.

Л, К, П

7. Включение нового      

знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

Давайте подведём итог урока.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Что узнали нового?

- Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

Ответы детей.

Л, К, П, Р

9. (Итог урока 2-3 минуты) Рефлексия.

- Возьмите диагностические карты и отметьте ваши личные впечатления от работы на уроке.

- Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла. Молодцы.

- Остальные ребята тоже молодцы, дома проанализируете, чего вам не хватило до достижения желаемого балла и на следующем уроке покажите свои знания.

1

Умею слушать и слышать.

2

Умею отвечать на вопросы.

3

Умею работать со словарём.

4

Умею грамотно говорить.

5

Умею делать выводы.

Оценка

Р, К

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД вкупе с работой по изучаемой теме. На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, учитель оказывал ученикам различные виды поддержки:  психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных особенностей. Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.  Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель Слесарева Н. Н.

 Предмет  Окружающий мир

Класс 3 «В»

Тема урока: «Тяжелый труд крепостных»

Дата проведения урока________________

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:                                                                                                                                                                                                                                       Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)                                                                                                           Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)                                                                  Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)                                                                                                 Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
 Структура и ход  урока 

Этап урока

Действия учителя        

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент (1-2 минуты)

Всем, всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Дети получают положительные эмоции на урок.

Р, К

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

- Какие основные орудия труда были у крестьян?

- Какое было главное занятие славян?

- Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве?

- Какую работу выполняли женщины?

- С какого возраста начинали трудиться дети?

- Расскажите, какую работу выполняли мальчики?

- Что делали девочки?

Ответы детей по рисункам, которые были выполнены дома.

Л, Р

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

- Сегодня мы отправимся путешествовать в отрезок времени с 15 по 19 века.

- Покажите его на ленте времени.

- Кто управлял государством в этот исторический промежуток? (от Ивана Грозного до Александра )

- Кто занимался земледелием на Руси?

-  Наша цель на уроке более подробно познакомиться с жизнью крестьян, их тяжелой судьбой.                                                                          - Приходилось ли вам слышать такие слова: помещик, барин и крепостные?              ( В рассказе Чехова «Ванька»).

- Что вы можете рассказать о них?

- Найдите в словаре и прочитайте толкование этих слов.

Дети работают по ленте времени, которая имеется в тетради на печатной основе.

П, Л, К

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

  1. Рассказ учителя.

Основное богатство у народа на Руси была земля.

- Вспомните, кто владел землей на Руси?

Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.

Объяснение с демонстрацией наглядного материала

Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет.

- Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.

Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась – оброк.

Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.

И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!

Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.

2) Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике с. 77 «Жил на свете человек».

- Что ещё вы узнали о жизни крепостных крестьян?

- Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.

В 1649 году – установлено крепостное право.

Физкультминутка.

Словарная работа.

Индивидуальная работа со словарями. Дети выписывают понятия в рабочую тетрадь.

Помещик – землевладелец – дворянин.

Барин (дворянин) – человек из привилегированных классов, господин.

Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.

Крепостной – прикрепленный к земле и лично подчиненный одному хозяину крестьянин.

Ответы детей. Обсуждения, дискуссии, доказательства.

Р, П, К

5. Первичное закрепление (4-5 минут)

1) Работа с рубрикой «Обсудим вместе» с. 79 

2)Работа с интерактивной доской.

На интерактивной доске расположены определения:

– жили очень бедно;

 – бесправные;

 – наказывали крестьян;

 – обрабатывали барщину;

 – заставляли работать;

 – продавали крестьян;

 – платили оброк;

 – угнетатели.

(дети сначала работают в парах, а затем идёт обсуждение всем классом)

- Прочитывают определения, выбирают те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорите все признаки.

Р, П, К

6.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 4-5 минут)

Работа по картине (78) Составить рассказ по картине Н. Неврева «Торг»

Ответы детей. Работа в парах.

Рисунки. Составляют «Синквейн».

К, Л

7. Включение нового      

знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

Работа в тетрадях на печатной основе.

Взаимопроверка. Задают вопросы друг другу по теме.

Л, К, П

7. Включение нового      

знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

Давайте подведём итог урока.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Что узнали нового?

- Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

Ответы детей.

Л, К, П, Р

9. (Итог урока 2-3 минуты) Рефлексия.

- Возьмите диагностические карты и отметьте ваши личные впечатления от работы на уроке.

- Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла. Молодцы.

- Остальные ребята тоже молодцы, дома проанализируете, чего вам не хватило до достижения желаемого балла и на следующем уроке покажите свои знания.

1

Умею слушать и слышать.

2

Умею отвечать на вопросы.

3

Умею работать со словарём.

4

Умею грамотно говорить.

5

Умею делать выводы.

Оценка

Р, К

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД вкупе с работой по изучаемой теме. На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, учитель оказывал ученикам различные виды поддержки:  психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных особенностей. Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.  Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...