Урок окружающего мира "Кто что есть?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Обыденнова Наталия Сергеевна

Урок на тему "Кто что ест?" разработан согласно ФГОС. В уроке расписана деятельность учителя и ученика. Соблюдается дифференцированный подход, который создает ситуацию успеха и мотивацию для поисково-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока  или другой формы организации УВП: Кто что ест? (поисково-исследовательская деятельность)

Авторская программа к учебнику:        УМК «Школа России»,

учебник «Окружающий мир. 3 класс» автор А.А.Плешаков

Фамилия, имя, отчество:        Обыденнова Наталия Сергеевна

Должность        Учитель начальных классов

Учебная задача, направленная на достижение        

         Предметных результатов

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп;

 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их;

3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

4) развитие умения уч-ся делать выводы по изученному материалу

        Метапредметных результатов

1)развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего;

 2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

 3) формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога, а также в группах в режиме интерактивного обучения;

4)осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

        Личностный результатов

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

 3) формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация

Познавательные УУД: развитие операций мышления

- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Поприветствуйте добрыми улыбками друг другу. С хорошим настроением начинаем наш урок.

О чём пойдёт разговор? Чтобы это узнать разгадайте кроссворд.

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

1

 

5

 

 

 

2

8

 

4

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)   Глазищи, усищи,
     Хвостище, ногтищи,
     А моется всех чище. (Кот.)

2)           Что за коняшки             На всех тельняшки. (Зебры.)

3)  Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается. (Собака.)

4)           Он высокий и пятнистый,

              С длинной-длинной шеей,

              И питается он листьями-

              Листьями деревьев.(жираф)

5) Кто зимой холодной

    Бродит в лесу

    Злой, голодный? (волк)

6)          Хозяин лесной просыпается весной,

             А зимой под вьюжный вой

             Спит в избушке снеговой. (медведь)

7)  Хитрая плутовка,

     Рыжая головка,

     Пушистый хвост-краса.

     Кто ж это?... (лиса)

8)        Кто один имеет рог?

           Отгадайте!...(носорог)

 - Какое слово получилось в выделенной строке ?(животные)

 - Так о ком же пойдет речь на уроке?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Разгадывают кроссворд

Сегодня мы  будем говорить о животных.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Познавательные УУД: развитие операций мышления

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

 А мне хочется узнать, о чем мы говорили на прошлом уроке, что нового узнали и чем занимались. Попрошу вас разделиться на 4 группы и выполнить полученные задания

1) - Закончи предложения:

        А) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают    себе жильё, выводят потомство, называются …………(дикими)

        Б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их,  строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются ………..(домашними)    

 2) Из перечисленных названий животных выдели группы:

            Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

3) Соедини стрелками названия животных  с названием группы:

    КОРОВА                           ЗЕМНОВОДНЫЕ

 

    КУРЫ                                 НАСЕКОМЫЕ

    ЖАБА                               МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

    ПЧЁЛЫ                              ПТИЦЫ

 

4) Приведи по 2-3 примера групп животных:

МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ  -                                        

РЫБЫ  -                                  

ПТИЦЫ   -                                        

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ    -                                

РАКООБРАЗНЫЕ  -                                      

- Спасибо за ответы. Демонстрация видеоролика «Разнообразие животных»

Как вы считаете, нужно ли еще что-то узнать про животных?

- Ребята,  перечислите признаки живых организмов. Спасибо.

Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»

Ответы детей.

Смотрят видеоролик.

Нужно.

Живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

1.3. Создание проблемной ситуации

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: развитие операций мышления

- Как вы считаете, что необходимо для роста и развития животного?

 

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Как ответим на вопрос «Кто?»? а на вопрос «Что ест?»?

- Правильно.

Для роста и развития животного нужно питание

Ответы детей.

Кто? – это животные, а Что ест? – тип питания.

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу 

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение

Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

- Молодцы, спасибо.  А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать.    

 

- Обратимся к содержанию раздела «Эта удивительная природа» на с.35 учебника и попробуем вместе найти на нем, чему же мы будем учиться на данном уроке.

Мы узнаем, какие есть животные по типу питания.

Выбирают нужные формулировки

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Познавательные УУД: (логические) классификация объектов

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование

Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

1) Назовите животных.

 (Выставляю картинки с изображениями животных)

            Медведь, заяц, волк, синица.

- Как вы думаете, чем питаются эти животные?

- Получилось, что разные животные питаются разной пищей. Определите, какой пищей могут питаться животные?

-Узнаете ли вы этих животных? (заяц, лось)

андреева 01.jpg

– Почему их объединили в одну группу? (питаются растительностью)

 -Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.

– Назовите этих животных. (воробей, скворец)

андреева 02.jpg

– Почему эти животные оказались в одной группе? (питаются насекомыми)

– Как можно назвать их одним словом? (насекомоядные)

– Назовите этих животных. (лев, волк)

андреева 03.jpg

– На какую добычу охотятся эти животные? (на других животных)

– Как называют этих животных? (хищники)

– А узнаете этого животного? (медведь)

андреева 04.jpg

– Чем он питается?

– Как вы думаете, к какой группе он относится? (всеядные)

– С какими группами животных по способу питания мы познакомились?

андреева 05.jpg

 

     На доске схема. Прикрепляется по ходу беседы.

 

- Приведите примеры разных групп.

 (Записываю)

(Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

2) Работа с учебником.

 - Подтвердите свое  предположение текстом учебника на с.94

- Ребята, чем же питаются животные?

- Поэтому….Закончите мысль.

- Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?

- А зачем вам нужно это уметь?

 - С чего должна начинаться цепь питания

 и кто должен её продолжить?

Расположите правильно  опорные слова:

                            На доске:

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения. 

( На доску выносятся варианты, предложенные учениками. Идёт их обсуждение )

- Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы  определили – с чего начинаются цепи питания.

Читают названия животных.

Рассказы детей

Медведь ест и животную (муравьи, черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики), и растительную пищу (желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений)

Заяц ест травы, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волк – бобр, кролик, мышь, птицу. Стая – лось или баран. Их называют санитарами леса, они ловят больных, старых и неопытных животных.

Синица ловит на лету насекомых.

Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые -   животными и растениями.

Растительноядные

Насекомоядные

Хищники

Остались животные, которые питаются и растениями, и животными

Всеядные

Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

Дети называют

Животные питаются растениями и другими животными

…они связаны между собой в цепи питания

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

Учащиеся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

 Да.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Регулятивные УУД: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные УУД: готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение

Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

(общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение

Физкультминутка.

 Ветер тихо клен качает,

 Вправо, влево наклоняет.

 Раз – наклон

 И два – наклон,

 Зашумел листвою клен.

- Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: лось, осина, волк.

 На доске: осина-лось-волк (запишу)

- А теперь составьте цепь питания белки, правильно расположив картинки.

 (выставляю картинки хаотично)

- Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

 

Работа в  тетради на печатной основе (далее – ТПО)  №1 (с.43)

- Проанализируйте информацию о питании. Назовите группы животных. Закрасьте кружок.

№4 (с.44). Составьте цепи питания, работая в паре. Проверьте друг друга.

Выполняют движения.

Фронтальная работа.

По желанию выходит к доске и правильно составляет цепь

 

Работа в паре. Взаимопроверка.

Работают в паре. Взаимопроверка

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Личностные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

Коммуникативные УУД: умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

№3, ТПО. Найдите приложение. Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков.

- Найдите в учебнике на с.164 задание №8 из раздела «Проверь себя» и выполните его.

Работа в паре с взаимопроверкой.

 

Индивидуальная работа.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные УУД: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов

- Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? Прочитайте и докажите.

- Что нового узнали?

- Какие есть группы животных по типу питания?

- Как связаны животные между собой?

- Чему научились?

 - Давайте проверим свои знания с помощью теста.

- Какие результаты получились?

-Что не получилось, над чем еще нужно работать?

Ответы детей.

С.97, читают, подтверждают ответы текстом.

Называют.

Животные связаны между собой питанием

Мы научились составлять цепи питания.

Проводится тест – презентация (приложение)

Ответы детей

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки.

- Ребята,  кто поставил смайлик во всех колонках?

Знаю особенности питания животных

Знаю, что такое цепи питания

Умею моделировать цепи питания

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Домашнее задание. С.94-97, читать. Ответить на вопросы «Проверь себя» и на с.97 №1,2

ТПО, с.44 №3,с.46 №6.

Рисуют смайлики в колонках таблицы.

Оценивают себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...