Для чего и как мы дышим?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Формирование представлений о строении и функциях дыхательной системы человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_i_kak_my_dyshim.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: " Для чего и как мы дышим?"
Цель: сформировать у учащихся новые понятия о строении и функциях дыхательной системы человека.
Задачи:
- формировать знания уч-ся об органах дыхания и их функциях;
- дать представление о правильном механизме дыхания;
- развивать речь уч-ся;
- развивать логические умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру сохранения собственного здоровья.
Форма урока: семинар в научно- исследовательской лаборатории “Хочу всё знать!”
Оборудование: учебники “Окружающий мир” Поглазова О.Т. 3 класс; рабочая тетрадь; индивидуальная карта исследования; модели атомов кислорода, азота, углекислого газа; презентация по теме , мультимедийная установка; воздушные шарики; красные, зелёные, жёлтые кружки. Секундомер
.
Ход урока
- Оргмомент
И.п. – взявшись за руки, глаза закрыты.
1-2 - вдох на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье, хорошее настроение.
3-4 - выдох (всё плохое, гнев, злость, зависть).
II. Вызов мотивации.
Наш класс превратился сегодня в научно-исследовательскую лабораторию “Хочу всё знать!” (Слайд2.) А мы не ученики, а исследователи. В нашей лаборатории работают научные сотрудники, которые будут нам помогать. Это ваши одноклассники. А также каждый из вас будет вести карту исследования.
Правила работы в научной лаборатории. (Слайд 3) Чтение хором
1. Умей не только слушать, но и слышать.
2. Умей не только смотреть, но и видеть.
3. Умей не только думать, но и вдуматься.
III. Актуализация знаний. Формулирование темы исследования.
1. Групповая работа.
Группа научных сотрудников получает задание:
*Моделирование молекул азота, кислорода и углекислого газа по опорному рисунку.
* Заполнение схемы “Состав воздуха”.
2. Упр. на развитие логического мышления.
- Попробуем узнать тему нашего исследования.
А) Животное, растение, человек, здание. (Слайд 4-5)
- Что лишнее, почему?
- Назови основные отличия живых организмов от неживых тел. (Питание, дыхание, размножение, рост) (Слайд 6)
Б) Расставьте данные понятия по их значимости для человека. (Слайд 7, 8) Предположения учащихся.
Пища, вода, воздух. (Воздух, вода, пища)
Сколько времени человек может прожить без пищи? Без воды? Без воздуха?
Чтение в учебнике (первые 5 строк)
- Без пищи человек может прожить около месяца, без воды 3 суток. А без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух не накапливается в организме как вода и пища).
- Какой темой можно объединить эти слова? (Жизнь) (Слайд 9)
- Какое слово вы бы ещё добавили? (Здоровье) (Слайд 10)
- Какой научный раздел мы изучаем? (Организм человека)
На первое место по значимости для человека мы поставили воздух. Для чего он нам нужен? (Чтобы дышать)
- Сформулируйте тему нашего исследования. (Слайд 11)
3. Постановка учебной задачи. (Слайд 12)
- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Записывают тему исследования в индивидуальную карту.
IV. Совместное открытие нового.
1. Органы дыхания.
Проблемная ситуация..
- Что такое дыхание? (Рассуждение детей)
Проверка по учебнику, запись определения (стр. 21). (Слайд 13)
- Зачем мы дышим? Ведь мы вдыхаем и выдыхаем воздух? (Слайд 14)
Мы дышим, чтобы клетки нашего организма получали кислород, который необходим для образования энергии.
- Состав воздуха изменяется.
А что входит в состав воздуха?
«Научные сотрудники» демонстрируют модели молекул газов, входящих в состав воздуха. (Состав воздуха, модели молекул)
Сообщение учащихся.
Вывод. Чем мы дышим?
Какой орган является главным в дыхательной системе? (Находят самостоятельно ответ в учебнике, стр. 21) (Слайд 16, 17)
- Как мы дышим? Путешествие с воздушным пузырьком.
- Откуда начинаем наше путешествие НОС / РОТ? (Слайд 18)
Путь воздушного шарика. Выступление научных сотрудников (3 уч-ся). (Слайды 19)
1 – ый, стр. 21, 2-ой абзац
2 – ой, стр 22 + сообщение
3 – ий, сообщение «Диафрагма»
Проверка усвоенной научной информации.
- Назовите органы дыхания. Покажите путь воздушного пузырька. 2. Физминутка. Дыхательная гимнастика. На фоне спокойной мелодии. (Слайд 15)
V. Практическое исследование дыхания.
Опыт №1.
Вдох: грудная клетка расширяется и увеличивается в объёме
Выдох: сжимается.
Опыт № 2.
Посчитай, сколько вдохов ты сделаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов после этого. Сравни результаты и сделай вывод.
Условия | Частота дыхания. (Число вдохов в минуту) |
Сижу спокойно |
|
После физ. нагрузки |
|
Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки.
Опыт №3.
Измерение жизненной ёмкости лёгких. (Слайд 24)
Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.
Что опасно для органов дыхания? (Слайды 25, 26, 27)
Ответы учащихся.
1. Чтение текста стр. 23 – 24
- Что ещё может быть опасно для органов дыхания? (Ядовитые газы, микробы, простуда)
2.
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать простудных заболеваний?
- Кому требуется больше кислорода детям или взрослым?
Сообщение учащихся о заболеваниях органов дыхания.
VI. Проверка усвоенного.
- Тест с самопроверкой и самооценкой. (Слайд 28 -36)
- Закрепление. (Слайд 37)
VII. Домашнее задание. (Слайд 38)
Д/з : подготовить сообщение о заболеваниях органов дыхания,
мерах их профилактики;
У. стр.21 – 24, в рабочей тетради- № 12-14
VIII. Рефлексия. (Слайд 39)
Возьмите кружочки .
Зелёный - узнал много нового и интересного. Урок полезен для жизни.
Красный - Ничего не узнал нового. Зря потратил время
Молекула кислорода
__________________________________________________________________________________
Молекула азота
_______________________________________________________________________________________________________
Молекула углекислого газа
_____________________________________________________________________________________________
Молекула воды
Частицы пыли, сажи
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Бактерии
_________________________________________________________________________________________________________________________________---
Пыльца растений
Ядовитые вещества
Болезни органов дыхания
Органы дыхания подвержены заболеваниям от простых до сложных и опасных. Их много. Вот некоторые из них:
- Переохлаждение носа и части дыхательного горла – воспаление слизистой оболочки носа (насморк)
- Воспаление слизистой оболочки носа болезнетворными микробами – грипп.
- Переохлаждение бронхов – кашель.
- Переохлаждение лёгких – воспаление лёгких.
- Туберкулёз – опасное заболевание, вызываемое микробами, вылечить очень сложно. Раньше его называли чахоткой.
- Рак. Почти не поддаётся лечению. Он не ощущается в начале болезни, а когда человек почувствует, что болен, бывает уже поздно.
Диафрагма - куполообразная пластина, расположенная под лёгкими. Вместе с рёберными мышцами она обеспечивает дыхательные движения. Сокращаясь, диафрагма позволяет лёгким расшириться – происходит вдох. Для выдоха диафрагма должна расслабиться.
Лёгочные пузырьки похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы. В лёгких находится почти 300 миллионов лёгочных пузырьков - альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт!
Мы всегда окружены невидимым облаком пыли, дыма и других вредных веществ. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии, микробы. Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса на начало занятий 2600 микробов, а к концу занятий их количество 13500.
Как же сохранить воздух в помещении чистым? (проветривать, делать влажную уборку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего нужна экономика?" Презентация
Презентация для урока "Окружающий мир" в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика?"...
“ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?”
Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; учить ...
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс
Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...
Из чего состоят предметы
Тема «Из чего состоят все предметы» ...
Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"
Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...
Из чего же? Из чего же? Из чего же? Конкурсно – игровая программа, посвящённая Международному женскому дню.
Сценарии конкурсно-игровой программы, посвященная международному женскому дню. Участники программы родители и дети....