рабочая программа по окружающему миру для 2класса (автор О.Т.Поглазова)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
РАбочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных программ начального общего образования, программы по окружающему начальной школы (автор О.Т.Поглазова). Данная программа реализуется для учащихся 2 класса. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2013-2014 уч.г.; количество часов в неделю 2: за год - 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по окружающему миру | 96.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных программ начального общего образования, программы по окружающему миру для начальной школы (автор О.Т. Поглазова). Данная программа реализуется для учащихся 2 класса. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2013 – 2014 уч.г.: количество часов в неделю-2 часа; количество часов за год – 70 часов.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
- Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
- Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
- Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
- Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
- Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
- Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
- Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
- Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
- Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Содержание курса:
Человек и его здоровье (10 часов).Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные
условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья. Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения,
грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи.
Человек и общество (8 часов). Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель,
врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья – ячейка общества, его
основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге.
Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.
Природные тела и явления (29 часов). Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые,
грозовые облака. Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Пред-
ставления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны).
Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их
образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах.
Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река.
Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира. Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.
Наша Родина – Россия (10 часов) Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др. Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города
(города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I –Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.). Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках. Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного
города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.
Человек – творец (13 часов). Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом.
Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф, мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др. Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны.
Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды
симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного отношения к ним.
Программа формирования универсальных учебных действий
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир».
Ориентироваться в социальных ролях (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях; выделять нравственный аспект поведения; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Анализ своего знания и незнания; постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель; определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий; и коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном, ответом); оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).
Познавательные универсальные учебные действия
Осмысливать цель чтения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять основную и второстепенную информацию; сопоставлять информацию из разных источников; систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план описания, рисунок, схема, таблица и др.); преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную – в наглядную и наоборот); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и создавать собственные.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); сотрудничество с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, планирование общего дела, распределение функций участников и определение способов их взаимодействия; проявление инициативы в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желание помочь взрослым и сверстникам; оперирование в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение позиции партнёра, выявление конфликтной ситуации при сотрудничестве, поиск вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация.
Планируемые предметные результаты:
Ученик получит возможность
узнать:
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде(водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
– природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
– 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
понимать:
– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;
– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;
– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
научиться:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищи транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города(посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;
– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
– решения познавательных, учебных и практических задач;
– использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
– определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
– проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
– выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
– осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
– создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
Содержательные линии программы |
Планируемые результаты. Требования ФГОС. | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Человек и природа. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: – ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления); – решения познавательных, учебных и практических задач; – использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации; – определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты; – проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду; – выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах; – осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины); – создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности. | Ученик получит возможность узнать: – человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае; – правила безопасного поведения в природе и социальной среде(водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях; – основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием; – правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях; – природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений; – взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка; – названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни); – 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности; – экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы; – смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов; понимать: – значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать; – люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы; – он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса; – человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе; – все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её; – Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; – край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей; научиться: – различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищи транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России; – приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города(посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; – описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека; – сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия; – определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам; – объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу; – наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе; – извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты; – представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану); – формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе; – создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности; – оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы. |
Человек и общество. | ||
Правила безопасного поведения |
Обеспечение предмета окружающий мир
№ | Наименования учебного оборудования |
1. | Книгопечатная продукция |
Комплект учебников для учащихся:
Методические пособия для учителя:
| |
2. | Печатные пособия |
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения:
Плакаты:
Географические настенные карты:
| |
3. | Технические средства обучения (ТСО) |
| |
4. | Экранно-звуковые пособия |
Видеоматериал:
| |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
II Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Содержание курса | Деятельность учащихся | Методы оценки достижений учащихся |
Раздел I. Человек и природа – 10 часов | ||||||
1. | 3.09 | Что нас окружает. | (Повторение учебного материала, изученного в 1 классе) учебник – с. 3–4; рабочая тетрадь – с. 3–6; тестовые задания – с.3-5, тест № 1 | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. Практическая работа: «Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы». | тест № 1 | |
2. | 4.09 | Тела окружающего мира | учебник – с. 5–7; рабочая тетрадь – с. 7; тестовые задания – с. 6–7, работа №1 Источники информации об окружающем мире. Что значит «прочитать» схему. Свойства живых существ. Как учёные называют окружающие предметы. | Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют ил- люстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока(какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали) | Работа №1 | |
3. | 10.09 | Человек – часть живой природы. ОБЖ-1, ПДД-1. | учебник – с. 8–9; рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7, 8, 9;тестовые задания – с. 10,№1,2 Человек – часть природы; зависимость жизни человека от природы; отличия человека от животных. | Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе, и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
4. | 11.09 | Человек – разумное существо | учебник – с. 10–14; рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12; тестовые задания – с. 11, задания 3, 4, 5, тест № 2 Человек – строитель. Старинные и современные жилища народов России. Человек – изобретатель транспортных средств. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные, космические. Что в первую оче- редь научился делать человек. Чем дома людей отличаются от жилищ животных. Что создал человек, чтобы облегчить свой труд. | Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. | ||
5. | 17.09 | Здоровье человека. Зна- чение природы для здоровья. ОБЖ-2 | учебник – с. 15–18; рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–1 Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире. Что такое здоровье, что может повредить его. Что надо делать,чтобы сохранить здоровье. Кого называют закалённым человеком, как им стать. | Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. Практическая работа: «Составление здоровьсберегающ-его режима дня». | Тест №2 | |
6. | 18.09 | Органы чувств, их гигиена. | учебник – с. 19–27; рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19–23. Чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем можно получить с их помощью. Как беречь орга- ны чувств, как сохранять остро- ту зрения, слуха и чувствительность кожи. Как оказать первую помощь при небольших травмах. | Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. Практическая работа: «Проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием». | ||
7. | 24.09 | Органы чувств, их гигиена. | Учебник – с. 22-27 Значение органов чувств, важность их сохранения. Чистота – залог здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). | |||
8. | 25.09 | Чистота – залог здоровья. ОБЖ-3 | учебник – с. 29–31; рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание 25 Р.К. Сохранение своего здоровья. Почему чистота важна для здоровья. Что такое личная гигиена. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранять своё здоровье. | Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | ||
9. | 1.10 | Зелёная аптека. ОБЖ-4 | учебник – с. 32–35; тестовые задания – с. 12–13, тест № 3 Целебные свойства растений; значение этих растений для человека и животных; правила сбора лекарственных растений | Называют группы растений, их существенные признаки; высказывают свои предположения о происхождении названий растений; рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию; обсуждают правила сбора лекарственных растений; готовят небольшие сообщения о выбранном растении (по желанию) | Тест№3 | |
10. | 2.10 | Азбука безопасности. ОБЖ-5. | Учебник – с. 36-44 Рабочая тетрадь – с. 16-17, задания 26-28 тест № 3 и работа №3 Азбука безопасности. Правила безопасного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстренных случаях (болезнь, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.). Р.К. Службы первой помощи в слободе. | Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома; моделируют опасные ситуации, анализируют рисунки, составляют полезные советы. Практическая работа: «Моделирование ситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях». | Работа 3 | |
Раздел II. Человек и общество – 8 часов | ||||||
1(11). | 8.10 | Человек – член общества. ПДД 2 | учебник – с. 46–48 Что даёт человеку природа. Что такое общество. Что люди делают сообща. Какими должны быть правила поведения в обществе. Что значит, быть человеком полезным обществу. | Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. | Творческая работа: «Демонстрация эмоций, соответствующих прочитанному тексту сказки» | |
2(12). | 9.10 | Разнообразие профессий людей ОБЖ-6. | Учебник – с. 49–51; рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4 Что такое профессия. Что человек научился делать, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд. Чем важны профессии учителя, эколога. Р.К. Профессии людей, живущих в нашем крае. | Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию. Анализируют иллюстрации, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; работают с разрезными Карточками. | Ролевая игра: «Я эколог» | |
3(13). | 15.10 | Как мы общаемся. Правила этикета | Учебник –с. 52–62; рабочая тетрадь – с. 20, задание 5 Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах | Рассуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения; обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради. | Ролевая игра: «Уроки этики» | |
4(14). | 16.10 | Физическая и духовная красота человека | Учебник –с. 63–69; рабочая тетрадь –с. 20–21, задания 6–10, с. 22–23, задания 11, 12 Какого человека можно назвать красивым, как им стать. Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. | Размышляют, чем красив человек, что такое физическая, духовная красота, каким бывает отношение людей к природе, к друг другу; рассуждают, как управлять отрицательными положительными эмоциями; обсуждают, почему нужно проявлять чуткость к окружающим людям, стараться им помочь в трудную минуту; «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей; приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций; оценивают поступки ребят и свои, которые могут портить настроение родным и другим людям. Практическая работа: «Составление карточки определителя «Какой я». | ||
5(15). | 22.10 | Друзья, их значение в жизни людей ОБЖ-7 | Учебник – с. 70–73; тестовые задания – с. 16–18, тест № 4 Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья. | Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. | Тест № 4 | |
6(16). | 23.10 | Семья. Родственники. ОБЖ-8 | Учебник –с. 74–79; рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16 Что такое семья. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Как составить родословную семьи. Р.К. Рассказ о своей семье. | Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов; готовят рассказ о своей семье. | ||
7(17). | 5.11 | Семейные заботы. Семейные традиции. | Учебник –с. 80–83; рабочая тетрадь –с. 25–27, задания 17–20 Какую семью можно назвать дружной. Какие есть обязанности у членов семьи. | Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. | ||
8(18). | 6.11 | Родословная семьи. ОБЖ-9 | Учебник –с. 84–86; рабочая тетрадь –с. 28–30, задания 21–24; тестовые задания – с. 19–21, тест № 5 Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты своих исследований. Р.К. Традиции в нашей местности. | Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. Практическая работа: «Составление родословной семьи». | Тест № 5 Проект «Моя семья» | |
Раздел III. Природные тела и явления – 29 часов | ||||||
1(19). | 12.11 | Кто и как изучает природу ОБЖ-10 | Учебник – с. 88–91; рабочая тетрадь – с. 31, задание 1 Как человек познаёт окружающий мир. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке. | ||
2(20). | 13.11 | Природные тела и явления ПДД-3 | Учебник –с. 92–95; рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3–5 Что учёные называют природным явлением. Какие природные явления происходят в неживой и живой природе. Р.К. Какие природные явления мы наблюдаем в своей местности? | Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. Практическая работа: «Работа с разрезными карточками: нахождение изображений объектов окружающего мира по их описанию, распределение их на группы, выбор природных явлений, происходящих зимой». | ||
3(21). | 19.11 | Разнообразие облаков | Учебник – с. 96–97; рабочая тетрадь – с. 34–35, задания 9–12; тестовые задания – с. 22–23, тест № 6, работа № 4 Что такое облака, из чего они состоят, как образуются. Чем туман отличается от облака, в чём их сходство. | Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. Практическая работа: «Моделирование разных форм облаков». | Тест № 6 | |
4(22). | 20.11 | Разнообразие облаков | ||||
5(23). | 26.11 | Солнце – ближайшая к Земле звезда. ОБЖ-11 | Учебник –с. 98–101; рабочая тетрадь –с. 36, задания 13,14, 16 Что такое Солнце, почему оно светит и греет. Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом. | Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
6(24). | 27.11 | Солнце и Жизнь. | Учебник –с. 102–103; рабочая тетрадь –с. 36, задание 15, с. 37, задание 17 Какое значение имеет Солнце для природы и людей. Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу. Как беречься от жарких солнечных лучей. | Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; анализируют рисунки и составляют советы по безопасному поведению под солнцем, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома и др.) Практическая работа: «Опыты по наблюдению звуковых и оптических явлений» | ||
7(25). | 3.12 | Звёзды и созвездия ОБЖ-12 | Учебник –с. 104–108; рабочая тетрадь –с. 37, задание 18, с. 38, задание 19 Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета. Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Что такое созвездие. | Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). | Творческая работа: «Сочинение стихов, рисование картин, отражающих красоту природы». | |
8(26). | 4.12 | Кометы, метеоры, метеориты | Учебник – 1 ч с. 109–110; рабочая тетрадь –с. 38, задание 20. Какие космические тела называют небесными «гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от звёзд. | Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. | ||
9(27). | 10.12 | Земля – планета. Форма Земли ПДД-4 | Учебник (2 часть) –с. 3–7; рабочая тетрадь № 2 – с. 3, задания 1 Чем планеты отличаются от звёзд. К каким космическим телам относится Земля, какова её форма. Когда люди окончательно убедились, что Земля имеет шарообразную форму. | Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. | ||
10(28). | 11.12 | Движение Земли ОБЖ-13 | Учебник (часть 2) – с. 8–10; рабочая тетрадь № 2, с. 4, задания 4–6 Что является причиной смены дня и ночи на Земле. Почему сменяются на Земле времена года. Какой должна быть модель Земли. | Высказывают предположения, почему происходит смена дня и ночи на Земле, и проверяют их по тексту; убеждаются, что глобус отражает форму Земли, рассматривают наклон оси вращения; наблюдают, как происходит смена дня и ночи; подбирают карточки с изображением времён года и помещают их в соответствующие места на схеме. | ||
11(29). | 17.12 | Луна – естественный спутник Земли | Учебник (часть 2) – с. 11–13; рабочая тетрадь № 2 – с. 5, задания 7–9 Является ли Луна источником света и тепла. Почему вид Луны меняется в течение месяца, а затем повторяется. Чем различаются Солнце и Луна. | Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах; проводят наблюдения за Луной (с родителями). Практическая работа: «Наблюдение Луны еженедельно в течение месяца». | ||
12(30). | 18.12 | Исследования Луны. Человек на Луне ОБЖ-14 | Учебник (часть 2) – с. 14–15 рабочая тетрадь № 2 – с. 6–7, задания 10–13 Почему видны на Луне светлые и тёмные пятна. С помощью чего и как исследуют поверхность Луны. | Знакомятся с первыми исследованиями Луны с помощью космических аппаратов, астронавтов; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, высказывают предположения о лунной поверхности и проверяют их по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию). | ||
13(31). | 24.12 | Планеты, движущиеся во- круг Солнца | Учебник (часть 2) – с. 16–17; рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 14–16 Движутся ли вокруг Солнца, кроме Земли, другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля. | Повторяют изученное ранее о космических телах; читают текст, определяют основную мысль каждого абзаца; рассуждают о необходимости сохранить жизнь; на планете Земля; работают с разрезными карточками. | ||
14(32). | 25.12 | Разнообразие космических тел (Обобщающий урок) ОБЖ-15 | Учебник (часть 1) – с. 98–110, учебник (часть 2) - с. 3–17; тестовые задания – с. 26–27, тест № 7, с. 28–29, работа № 5 Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умения различать и классифицировать космические тела. Анализируем, насколько успешно усвоили учащиеся УУД. | Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. | Тест № 7 Проект: «Космическое путешествие». | |
15(33). | 14.01 | Поверхность Земли. Материки и океаны ОБЖ-16 | Учебник (часть 2) – с. 18–23, второй форзац учебника (часть 1); рабочая тетрадь № 2 – с. 10–11, задание 17, с.12, задание 18 Что изучает наука география. Что называют её вторым языком. Как изображают земную поверхность на глобусе и карте. Какие два вида земной поверхности выделяют. Сколько на Земле материков и океанов. | Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; учатся пользоваться условными знаками карты, добывать информацию о земной поверхности по глобусу, карте полушарий, находят материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами; обобщают полученные знания. | ||
16(34). | 15.01 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. | Учебник (часть 2) – с. 24–27; рабочая тетрадь № 2 – с. 12, задания 19–20, с. 13, задания 21, 22 Какие формы суши преоблада- ют на земной поверхности. Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг. Р.К. поверхность нашего края. Овраги и борьба с ними. | Читают текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают о причинах появления оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, моделируют холмы и овраги из пластилина. Практическая работа: «Моделирование разных форм суши». | ||
17(35). | 21.01 | Горы, их разнообразие ПДД-5 | Учебник (часть 2) – с. 28–30; рабочая тетрадь № 2 – с. 14, задания 23, 24 Какими бывают горы. Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают. | Ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины. | ||
18(36). | 22.01 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах ОБЖ-17 | Учебник (часть 2) – с. 31–34; рабочая тетрадь № 2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26–27 Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Чем опасны горы. | Ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; обсуждают опасности, подстерегающие человека в горах, меры предосторожности, которые надо соблюдать; оценивают отрицательное влияние деятельности людей в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты. | ||
19(37). | 28.01 | Экскурсия. Формы суши родного края . | Р.К. Карта региона, рабочая тетрадь № 2 – с. 17, задание 28 Наблюдение форм суши мест- ности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). Экскурсия по окрестностям посёлка с целью наблюдения форм земной поверхности. | ||
20(38). | 29.01 | Земля и её поверхность. Обобщающий урок. | учебник (часть 2) – с. 18–34; тестовые задания – с. 30–32, тест № 8, с. 33–34, работа № 6 Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действий. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Тест № 8 Проект: «Горы и люди». | |
21,22 (39,40). | 4.02 5.02 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей ОБЖ-18 | Учебник (часть 2) – с. 35–38; рабочая тетрадь № 2 – с. 18, задания 29–31, с.19, задания 32, 33 Что такое водоём. Какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. | Ставят познавательную задачу; сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности, суши или воды, находят самые крупные моря, определяют, частью каких океанов они являются; выполняют опыт, моделируя морскую воду; обсуждают правила безопасного поведения на море, экологические проблемы, связанные с деятельностью людей, сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). | ||
23,24 (41,42). | 11.02 12.02 | Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей ОБЖ-19 | Учебник (часть 2) – с. 39–43; рабочая тетрадь № 2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21–22, задания 36–39 Какую воду называют пресной. Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны. Р. К. Реки нашего региона. | Соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, правила безопасного поведения на реке и проблемы, связанные с её загрязнением; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке). Практическая работа: «Работа с картой нахождение географических объектов». | ||
25,26 (43,44). | 18.02 19.02 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России ПДД-6 | Учебник (часть 2) – с. 44–49; рабочая тетрадь № 2 – с. 23, 24, задания 40–43 Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отличается от пруда, от болота. Какие озёра самые большие, самые глубокие на Земле. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды. | Анализируют рисунки, сравнивают пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); готовят сообщение о Байкале (или о местном озере). Практическая работа «Изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро»». | ||
27(45). | 25.02 | Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение Водоёмов ОБЖ-20 | Учебник (часть 2) –с. 50–52; рабочая тетрадь № 2 – с. 25, задание 44, с. 26, задание 45 Какое значение имеет пресная вода для природы и человека. Много ли на Земле питьевой воды, из каких источников её берут. Как можно сохранять чистоту водоёмов с питьевой водой. Р.К. экологическая ситуация рек нашей местности. | Рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке, обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов. | ||
28(46). | 26.02 | Экскурсия. Водоёмы родного края | Р.К. Карта региона, рабочая тетрадь № 2 – с. 27–28, задания 46–49 Наблюдение разных видов водоёмов в своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями). Экскурсия к водоёму. | ||
29(47). | 4.03 | Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок ОБЖ-21 | Учебник (часть 2) – с. 35–52; тестовые задания– с. 35–37, тест № 9, с. 38–39, работа № 7; рабочая тетрадь № 2 – с. 29, задание 50 Обобщаем знания по теме «Водоёмы»; проверяем усвоение основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. Р.К. Водоёмы нашего региона. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Тест № 9 Проект: «Реки и люди». | |
Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 часов | ||||||
1(48). | 5.03 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. ПДД-7 | Учебник (часть 2) – с. 53–58; рабочая тетрадь № 2 – с. 30, задания 1, 2 Что такое Родина и малая родина. Чем отличается Россия от других стран мира. Кого называют гражданином России. Чем различаются народы разных национальностей | Выделяют в тексте новые понятия, объясняют их; анализируют рисунок-схему, составляют представление о России, рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, исполняют национальные танцы, песни (по желанию). | ||
2(49). | 11.03 | Российская Федерация, её государственные символы. ОБЖ-22 | Учебник (часть 2) – с. 59–61, второй форзац учебника; рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 3. Как называется наше государство. Что относится к Государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть границы государства, кто их охраняет. Р.К. народы, проживающий на территории нашего района. | Различают символы России, обсуждают, где и когда вывешивают государственный флаг, исполняют гимн, объясняют содержание гимна, узнают правила его прослушивания; готовят сообщение о государственных символах (по выбору). | ||
3(50). | 12.03 | Конституция – основной закон государства. Государственные праздники | Учебник (часть 2) – с. 62–67, рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 4; тестовые задания – с. 40–41, тест № 10 Что такое закон. Где записаны законы государства. Кто является главой государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник. | Выделяют в тексте незнакомые понятия и объясняют их; обсуждают права и обязанности граждан России, в том числе и права ребёнка; знакомятся с государственными праздниками, международными днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России. | тест № 10 | |
4(51). | 18.03 | Москва – столица России ОБЖ-23 | Учебник (часть 2) – с. 68–71 Какой город является столицей Российской Федерации. Всегда ли Москва была столицей России. Чем славятся Санкт-Петербург, Москва. | Знакомятся с историей государства, какие города были его сто- лицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города). | Творческая работа: «Город будущего» | |
5(52). | 19.03 | Российские города. | Учебник (часть 2) – с. 72–76; тестовые задания – с. 42–43, работа № 8 Чем известны и примечательны некоторые города России. За какие заслуги городу присваивают звание «Город- герой». Какие города называют городами воинской славы. Как дают имена городам, что отражают на их гербах. | Выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались; рассматривают, сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; готовят сообщение о родном городе. Практическая работа: «Работа с рисунком – схемой города – выбор по схеме пути, с описанием транспортных средств, правил дорожного движения и пешехода». | Работа № 8 | |
6(53). | 1.04 | Родной город (село), его достопримечатель-ности. ОБЖ-24 | Тестовые задания – с. 49, задание 1 Продолжить формировать умение выполнять проектную работу. Р.К. Достопримечательности слободы. | Выполняют задания в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться городские и сельские жители, как за ними ухаживать; далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе | Проект «Моя Мартыновка» | |
7(54). | 2.04 | Горожане и селяне Экскурсия. | Учебник (часть 2) – с. 77–78; рабочая тетрадь № 2 – с. 32, задание 5, с. 33, задание 6 Кто такие архитекторы, о чём они думают, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. | Рассуждают, чем различаются город и село, о чём должен думать архитектор, планируя город, чем отличается; промышленная зона от жилой; находят на рисунках различия между улицей, проспектом и бульваром; обсуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город. Экскурсия по посёлку: «Выявление источников загрязнения». | Творческая работа: «Транспорт будущего» | |
8(55). | 8.04 | Проблемы современного города | Учебник (часть 2) – с. 79–82 Какие службы есть в городах, чем они занимаются. Чем опасны свалки отходов. Как надо собирать отходы, как их перерабатывать. Р.К. Как осуществляют уборку отходов в нашем посёлке. | Обсуждают сложность организации вывоза городских отходов, выясняют, куда их вывозят, чем опасна свалка; предлагают варианты уменьшения бытовых отходов, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом. Практическая работа: «Опыты по наблюдению движения воздушного шарика, действия магнита на изделия из железа». | ||
9,10 (56,57). | 9.04 15.04 | Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании ОБЖ-25 | Учебник (часть 2) – с. 83–89; рабочая тетрадь № 2 –с. 34, 35, задания 7–9, с. 36–38, задания 10–15; тестовые задания – с. 46–47, работа № 9, задания 1–6 Каким бывает наземный транс- порт, какие виды водного и воздушного транспорта изобрёл человек. Причиной каких экологических проблем может быть городской транспорт, как их можно решить. Р.К. Проблема загрязнения воздуха в нашей местности. | Обсуждают проблемы, связанные с разными видами транспорта; сравнивают виды транспорта, распределяют их на группы; составляют правила безопасного поведения на транспорте; обсуждают экологические проблемы, связанные с наземным, водным и воздушным транспортом, предлагают возможные пути решения. Практическая работа: «Распределение транспортных средств на группы, выбор природных явлений, происходящих в природе весной» | Работа № 9 Проект: «Озеленение улицы». | |
Раздел V. Человек – творец – 13 часов | ||||||
1(58). | 16.04 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев ПДД-8 | Учебник (часть 2) – с. 90–93; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16 Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог. | Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом; выполняют задание в рабочей тетради. | ||
2(59). | 22.04 | Старинные и современные пред- меты быта и одежды Экскурсия в краеведческий музей. ОБЖ-26 | Учебник (часть 2) – с. 94–96; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18 Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличаются от современных вещей. Р.К. Экскурсия в краеведческий музей. | Сравнивают, находят сходства и различия старинных и современных предметов быта, одежды, обуви, светильников; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами; составляют историю осветительных приборов, которые были изобретены нашими предками. Экскурсия в краеведческий музей. | ||
3(60). | 23.04 | Старинные и современные средства письменности, счёта, связи ОБЖ-27 | Учебник (часть 2) – с. 97–101; тестовые задания – с. 44–45, тест № 11 Как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом на расстоянии. | Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. | Тест № 11 | |
4(61). | 29.04 | Мир искусства. Художественное творчество человека ОБЖ-28 | Учебник (часть 2) – с. 102–103; тестовые задания – с. 48–51, работа № 10 Что, кроме жилища, пищи, одежды, ещё необходимо человеку в жизни. Что такое искусство, какими его видами занимаются люди. Р.К. Виды искусства, которыми занимаются люди в нашей местности. | Рассуждают, для чего людям нужно искусство, какие качества нужны чтобы им заниматься; обсуждают, чем интересны профессии художника, композитора, поэта, скульптора; читают стихи, рассматривают репродукции картин художников, где отражена красота природы и человека; обсуждают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников. | Работа № 10 Ролевая игра: «Я – экскурсовод» | |
5,6(62,63). | 30.04 6.05 | Природа в произведениях литературы, живописи, музыки ОБЖ-29 | Дополнительные источники информации Какими способами можно представить знания о природе, человеке, обществе. | Выбирают тему исследования (рабо- ту художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию – короткое сообщение о деятеле искусства, о его произведении. Практическая работа: «Проверка симметричности плоских фигур, определение линии и центра симметрии». | ||
7, 8(64,65) | 7.05 13.05 | Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия ОБЖ-30
| Учебник (часть 2) – с. 104–105; рабочая тетрадь № 2 – с. 41–42, задания 19–23, с. 43, задания 24–26 Какой предмет называют симметричным. Какую симметрию называют осевой (зеркальной). Как проверить, симметричный предмет или нет. | Рассматривают разные предметы, выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; находят предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; наблюдают зеркальное отражение предметов, узнают его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально- симметричным. Практическая работа: «Изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина(симметричных фигур, обладающих разными видами симметрии ». | ||
9,10(66,67). | 14.05 20.05 | Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) виды симметрии ОБЖ-31 | Учебник (часть 2) – с. 105–106; рабочая тетрадь № 2 –с. 44, задания 27–29, с. 45, задания 30–32 Как проверить, что данный предмет не обладает осевой симметрией. Как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией. Какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметов быта, украшениях. | В начале урока проверяют свои знания признаков осевой симметрии, умения находить линию симметрии; выявляют признак центральной симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при повороте вокруг его центра; находят предметы с центральной симметрией, определяют её центр, вырезают фигуры, обладающие центральной симметрией; догадываются о признаке переносной симметрии, наблюдают симметричные узоры, находят ячейку переноса, рисуют узоры; обобщают знания о разных видах симметрии, выполняют задания в рабочей тетради. Практическая работа: «Проверка симметричности плоских фигур». | ||
11(68). | 21.05 | Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе | Тестовые задания – с. 54–56; рабочая тетрадь № 2 – с. 46 Проверяем предметные знания и умения работать с текстовой и графической информацией, умение оценивать свои успехи в учёбе | Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи за год. | Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе | |
12,13 (69,70). | 27.05 28.05 |
| Виды симметрии в изделиях людей. Экскурсия в парк «Красота природная и рукотворная» ОБЖ-32 ПДД-9 | Учебник (часть 2) – с. 107–109; тетрадь для тестовых заданий – с. 52–53, работа № 11 Почему люди используют симметрию в своих изделиях. Наблюдение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красоты и гармонии, творческих способностей человека. Проверка усвоения знаний по разделу «Симметрия» | Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Экскурсия в парк «Красота природная и рукотворная» | Работа № 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру для 2класса. УМК "Гармония"
Рабочая программа и календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 2 класса. УМК "Гармония"...
Рабочая программа по окружающему миру для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы во 2классе по окружающему миру....