Грозный царь
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Грозный царь.

Цели: Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина

Ход урока

I. Организационный момент.

На партах,  расставленных для работы детей в группах, стоят  таблички с названиями городов, по которым будут «путешествовать» дети. – Сегодня мы отправляемся в путешествие группами, чтобы за короткий срок увидеть как можно больше городов и затем рассказать об увиденном своим одноклассникам.

II. Основной этап урока.

Цитата первая:

Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский)

Цитата вторая:

Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский)

Какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся).

Итак, тема урока…

Я надеюсь, что, изучая и расширяя знания о личности Ивана Грозного, мы увидим не только отрицательные моменты, но и постараемся найти, то положительное, что было в Иване.

 И в первой колонке запишите, что вам известно об этом царе.

 

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?

 

 

 

 

Учащиеся читают свои записи вслух…

Скажите, достаточно ли нам этих знаний, чтоб сформировать целостное представление о личности Ивана, о его деятельности? Нет.

А что вам хотелось бы узнать сегодня? Запишите во второй колонке вопросы, на которые хотите получить ответы.

Учащиеся зачитывают свои вопросы…

Как можно сформировать общую цель урока? Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Ивана Грозного. А в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос: Иван Грозный – это тиран или реформатор? Этот вопрос будет нас сопровождать на протяжении всех трех уроков, которые мы посвятим Ивану.

Для начала, я предлагаю вспомнить детство Ивана. Слушая доклад ученика, учащиеся ищут ответ на вопрос: как повлияли события, которые пережил Иван в детстве, на его характер? Заполняют третью колонку. Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Учитель делает вывод: благодаря той обстановке, в которой вырос Иван, он стал пугливым и скрытным, трусливым и недоверчивым, жестоким.

Но, не смотря на это, у Ивана была успешная внутренняя политика, а именно те реформы, которые он провел со своим кружком – Избранной Радой.

Какие это были реформы, каковы их последствия? Чтобы это узнать вы будете работать в паре. Задание: используя текст учебника и раздаточный материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для развития Руси? Не забывайте заполнять третью колонку.

 Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Учитель, выслушав ответы и выводы учеников, сам делает вывод: реформы укрепили мощь государства, способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему, усилили его централизацию.

 Раздаточный материал:

Иван IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской.

 Первые реформы

Активное участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Это правительство стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550 был принят общегосударственный правовой кодекс — новый Судебник. Земская реформа Ивана IV, заменила наместничье управление в городах, местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве в 1530-1550-х гг. По губной реформе дела о заведомо известных «лихих людях» (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных дворян или детей боярских.

 Подведение итогов.

А) Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Б) каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?

В) нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику7

Г) смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?

Д) проблемный вопрос: Иван Грозный – это тиран или реформатор?

Е) остались ли у вас вопросы? Решили ли мы свою задачу?

Если у учащихся остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках, посвященных Ивану Грозному.

 Закрепление материала (тест).

 1. Найдите лишнее.

Из перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:

А) изъятие уголовных дел из ведения наместников

Б) денежная реформа

В) создание полков нового строя

 2. Регентство Елены Глинской начинается с:

А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.

 3. Регентство Елены Глинской заканчивается в:

А) 1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547

 4. Избранная рада – это:

А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ

Б) сословно-представительный орган власти

В) орган местной власти

Г) орган для подготовки конституции в России

 5. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:

А) Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев

 6. В каком году был принят «Стоглав»:

А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556

 7. Продолжите логический ряд.

Посольский приказ, Разбойный  приказ,

8. Найдите лишнее:

«Уложение о службе» определяло порядок прохождения службы:

А) купечества   Б) землевладельцев   В) духовенства

1. Обсуждение   в   группах  целей путешествия.

Примерные цели, которые дети должны поставить:

 получить как можно больше знаний о городах Золотого кольца;

 узнать об истории России.

2. Работа   с   картой.

– Рассмотрите расположение городов Золотого кольца России.

3. Путешествие   по   группам.  Самостоятельная работа с учебником.

– В группах должно идти изучение материала учебника и заполнение таблицы в тетрадях.

Каждая группа работает по  плану:

1) Название города.

2) Достопримечательности города.

4. Показ  и защита заранее подготовленных презентаций. Выводы.

III. Итог урока.

– Что вам понравилось за время путешествия?

– Какие сувениры вы купили бы своим родителям, знакомым, друзьям, если бы путешествие действительно состоялось?

– В каких городах вы хотели бы еще побывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Время правления Ивана Грозного"к учебнику Е.В.Саплиной

Урок призван познакомить с эпохой Ивана IV, его правлением и событиями, происходившими в то время; дать анализ событиям данного периода,прививать интерес историческому прошлому России....

"Хуже Грозного царя только междуцарствие.Смутное время."

Конспект урока с презентацией по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Царь Иван Грозный(Иван IV)".

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи ...

Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».

Цели:- формировать представление о создании государства Московское государство;- дать представление о личности князя Ивана III;- познакомить с важными событиями правления Ивана III;- дать представлени...

Проверочная работа по окружающему миру "Хуже грозного царя только междуцарствие"

Проверочный тест по окружающему миру по теме "Хуже грозного царя толко междуцарствие"...

Тест по окружающему миру "Хуже Грозного царя только междуцарствие"

Тест предназначен для проверки знаний по окружающему миру по главе "Хуже Грозного царя только междуцарствие ", 3 класс, ОС "Школа 2100"....