Уро-к "Экскурсия в лес" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ефремова Татьяна Валентиновна

Урок- практикум по окружающему миру "Экскурсия в лес" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия по изучению природного комплекса, 3 класс

А.А.Плешаков

ТЕМА УРОКА: «Экскурсия в лес».

ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИИ:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о лесе.
  2. Показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспосабливания к условиям жизни и взаимосвязи.
  3. Воспитание бережного отношения к природе и желания ее охранять.
  4. Развитие внимания, наблюдательности.
  5. Развитие познавательного интереса.
  6. Обобщение и расширение знаний по теме.

Этапы урока, учебные задания

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов)

I. Организационный момент

Урок окружающего мир. У нас сегодня необычный урок – урок-экскурсия.

II. Объявление темы урока

Мы отправляемся в лес на экскурсию. Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся на экскурсию?

Мы отправляемся на экскурсию в лес, чтобы понаблюдать за жизнью растений и животных в лесу, увидеть как они приспособились к жизни в лесу.

III. Экскурсия в лес. Работа по теме урока

Мы пришли в лес. Давайте послушаем его.

Какие запахи здесь присутствуют?

Какое время года наступило?

Как изменился лес с приходом осени?

Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?

Идет совместная работа по составлению плана работы.

План экскурсии:

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода для проведения экскурсии.

3. Общий вид леса.

4. Условия жизни в лесу.

5. Растения леса.

6. Взаимосвязь животных и растений.

7. Животные леса.

8. Охрана леса.

9. Сбор природного материала.

10. Подведение итогов.

Начинаем нашу работу.

Давайте вспомним «Правила поведения в лесу».

1. Не шуми в лесу.

2. не разоряй гнезд.

3. Не разбрасывай мусор.

4. Не ломай ветви деревьев.

Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?

Это нужно делать, чтобы не нарушать природное равновесие в лесу.

Продолжим нашу работу.

Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня.

Небо ясное, безоблачное, тепло, ветра и осадков не наблюдается.

Посмотрите вокруг – кто сможет объяснить, что такое лес?

Это сообщество различных растений: деревьев, кустарников, трав, грибов.

Посмотрите на общую окраску леса? Какая преобладает?

Преобладает желтая и красная окраска.

С чем это связано?

Это связано с сезонными изменениями в природе (наступила осень).

Расскажите об условиях жизни в лесу.

В лесу количество света меньше, чем на открытом месте, а влаги наоборот больше.

Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения леса?

Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы.

Как вы думаете, случайно ли размещаются растения в лесу этажами и почему?

У них идет борьба за свет и тепло.

Все деревья леса можно разделить на 2 группы по их внешнему виду. На какие? Кто догадался?

Лиственные и хвойные.

В каком лесу находимся мы?

В лиственном.

Давайте разделимся на группы и выполним следующее задание:

Задание № 1

Понаблюдаем за растениями леса.

Дети вытаскивают карточку с названием растения (1 для группы) и проводят наблюдения по плану:

1. Название растения.

2. Дерево, кустарник или травянистое растение.

3. Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?

5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?

6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?

Найдите других представителей вашей группы среди растения леса.

Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?

Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму.

Понаблюдайте, какие изменения произошли в неживой природе? Что изменилось в жизни растений?

Задание № 2

В лесу есть теплолюбивые и тенелюбивые растения. Найдите их в лесном сообществе. Приведите пример.

Можно ли лес представить без животных? Давайте понаблюдаем за жизнью животных.

Задание № 3

Примерный план наблюдения за животными.

1. Назвать животных.

2. К какой группе относятся животные?

3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?

5. Издает ли животное звуки? Какие?

По группам:

Задание № 4

Далее представители от группы рассказывают о работе по наблюдению за животным.

Подумайте, какая связь осуществляется между растениями и животными? Составьте схему питания.

Подумайте, почему в лесу трудно встретить животное? Если исчезнут животные, то что произойдет в природе?

Тогда не сможет нормально идти круговорот веществ.

Ребята, какие дары леса вы знаете?

Задание № 5

1. Назовите съедобные грибы.

2. Назовите несъедобные грибы.

Работа с дидактическим материалом.

Задание № 6

Сбор природного материала.

Как его можно использовать?

Для аппликации, гербария, поделок.

Задание № 7

Какие признаки нарушения природы лесного сообщества вы заметили? Что необходимо изменить?

Нарисуйте природоохранные знаки: предупреждающие, запрещающие, информирующие.

IV. Подведение итогов экскурсии

Ваши впечатления об экскурсии?

Что понравилось?

С какими лесными жителями мы встретились? С какими растениями познакомились? Какая связь между животными и растениями существует в лесу?

Что произойдет, если нарушится природное равновесие в лесу?

Какие меры по охране леса необходимо проводить?

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о животных и растительности леса.

VI. Организационное окончание урока

Урок окончен!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...