Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 4 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметные результаты, УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 71.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета протокол №___от_____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ средняя школа №___ ___________________________ приказ № ____от ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
________________________________
по предмету «Окружающий мир»
для учащихся 4-«» класса
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы А.А.Плешакова М., Просвещение 2012 год.
Общая характеристика предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Педагогическая цель и задачи
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Особенности обучения в данном классе
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Количество часов в неделю 2 ч.
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники: «Окружающий мир» в 2х частях для 4 класса, М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС
Дополнительные материалы:
Рабочие тетради. М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС
Тесты М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС
Методическое пособие с поурочными разработками
Рабочие программы 1-4 кассы М.Просвещение 2011 г.
Атлас-определитель для начальной школы « От Земли до неба»
Энциклопедии растительного и животного мира
ИКТ и ЦОР:
- Электронное сопровождение к учебнику для 4 класса
- http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
- http://it-n.ru – сеть творческих учителей
- http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
- http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
- http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
- http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
- http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
- http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
- http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
- http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
- http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
- http://www.ug.ru – Учительская газета
- Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании
// http://ict.edu.ru/lib/
- МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
- Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
- Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
- Система федеральных образовательных порталов
// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm
- Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
- Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
- Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/
Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Окружающий мир»
4 класс
№ п/п | тема | Кол-во часов | Организация контроля знаний | Результаты обучения за год |
Кол-во п/р | ||||
1. | Земля и человечество | 9 | 1 | К концу 4 класса учащиеся должны знать:
К концу 4 класса учащиеся должны уметь и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
|
2. | Природа России | 11 | 1 | |
3. | Родной край – часть большой страны | 14 | 1 | |
4. | Страницы всемирной истории | 5 | 1 | |
5 | Страницы истории России | 20 | 1 | |
6 | Современная Россия | 9 | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Виды учебной деятельности | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Урок 1 | Мир глазами астронома | Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. | Астрономия, Вселенная, Космос, Солнечная система | Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы | Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию | Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека |
Урок 2 | Планеты Солнечной системы | Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года | Планеты Солнечной системы, бинокль, телескоп | Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года | ||
Урок 3 | Звездное небо – Великая книга Природы | Познакомить с новыми созвездиями и звёздами. Учить наблюдать звёздное небо | Созвездия, звёзды | Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо | ||
Урок 4 | Мир глазами географа | Познакомить с наукой- географией Учить рассказывать о мире с точки зрения географа | География, географ | Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа | Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию | Воспита-ние береж-ного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека |
Урок 5 | Мир глазами историка | Познакомить с наукой история. Учить рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников | История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог | Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников | ||
Урок 6 | Когда и где? | Познакомить с исторической картой, и рассказать как ведётся счёт лет в истории. Учить соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту | Век, тысячелетие, наша эра, летоисчисление, историческая карта, лента времени | Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту | ||
Урок 7 | Мир глазами эколога | Познакомить с действиями человечества по защите своей планеты. Учить рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения | Экология, эколог, экологические проблемы, тропические леса, международные соглашения, конвенция, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис | Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения | Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч. данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию | Воспита-ние береж-ного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека |
Урок 8 | Сокровища Земли под охраной человечества | Познакомить со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Учить приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги | Всемирное природное наследие, всемирное культурное наследие | Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги | ||
Урок 9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | Проверить знания по разделу «Земля и человечество | Проверят знания по разделу «Земля и человечество Будут повторять и закреплять пройденный материал | |||
Урок 10 | Равнины и горы России | Познакомить с основными формами земной поверхности. Учить находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны | Формы земной поверхности, физическая карта | Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны | Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе. |
Урок 11 | Моря, озера и реки России | Познакомить с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Учить находить и показывать их на карте | Географические объекты | Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте | ||
Урок 12 | Природные зоны России | Познакомить с природными зонами России, картой природных зон. Учить объяснять, почему происходит смена природных зон | Природные зоны, высотная поясность | Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон | ||
Урок 13 | Зона арктических пустынь | Познакомить с природой Арктической пустыни. Учить давать характеристику этой зоны по плану | Арктические пустыни, ледяная зона, полярное сияние, заповедник | Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе. |
Урок 14 | Тундра | Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Учить давать характеристику этой зоны по плану | Тундра- холодная безлесная равнина | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | ||
Урок 15 | Леса России | Познакомить с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, учить сравнивать природу различных лесных зон | Тайга, смешанные леса, широколиственные леса | Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон | ||
Урок 16 | Лес и человек | Познакомить с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Учить правильно вести себя в лесу | Вырубка леса, браконьер, заповедник | Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу | ||
Урок 17 | Зона степей | Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны степей. Учить давать характеристику зоны по плану. | Суховей, пыльная буря, чернозём | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. | ||
Урок 18 | Пустыни | Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Учить давать характеристику зоны по плану. | Валы, барханы, такыр | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. | Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе |
Урок 19 | У Черного моря | Познакомить с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Учить правильно вести себя у моря | Субтропическая зона, субропики | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря | ||
Урок 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | Проверить знания по разделу | Проверят знания по разделу | |||
Урок 21 | Наш край | Познакомить с политико-административной картой России. Учить находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану | Российская Федерация, республика, край, область, округ | Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край |
Урок 22 | Поверхность нашего края | Познакомить с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Учить ответственному отношению к природе | Балка, овраг, склон, террикон | Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 23 | Поверхность нашего края (экскурсия) | |||||
Урок 24 | Водные богатства нашего края | Познакомить с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, учить описывать водные объекты своего края по плану | Исток, приток, водоём | Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего края по плану | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 25 | Наши подземные богатства | Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, учить различать и описывать полезные ископаемые своего края | Полезные ископаемые, недра, месторождение, подземные богатства | Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край |
Урок 26 | Земля-кормилица | Познакомить с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Учить ответственному отношению к природе | Типы почв, плодородие, ядохимикаты | Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 27 | Экскурсия в лес и на луг | Познакомить с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, учить давать характеристику лесного сообщества по плану | Природное сообщество | Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 28 | Жизнь леса | |||||
Урок 29 | Жизнь луга | Познакомить с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, учить правильно вести себя на лугу | Природное сообщество | Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край |
Урок 30 | Жизнь в пресных водах | Познакомить с природным сообществом пресных вод, учить бережно относиться к водным растениям и животным | Пресная вода | Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям и животным | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 31 | Экскурсия к водоему | |||||
Урок 32 | Растениеводство в нашем крае | Познакомить с работой растениеводов нашего края, учить различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений | Отрасли растениеводства, полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство | Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 33 | Животноводство в нашем крае | Познакомить с работой животноводов нашего края, учить различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных | Породы, отрасли животноводства, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство | Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |
Урок 34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов | Проверить знания по разделу Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта | Проверят знания по разделу Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||
Урок 35 | Начало истории человечества | Познакомить с эпохами истории человечества, выяснить, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследить как менялась жизнь первобытных людей | Первобытные люди | Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. |
Урок 36 | Мир древности: далекий и близкий | Познакомить с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, показать значение письменности, сравнить источники по истории первобытности и по истории Древнего мира | Древний мир, иероглифы, пирамиды | Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
Урок 37 | Средние века: время рыцарей и замков | Познакомить с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Показать важность начала книгопечатания. Сравнить источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья | Средневековье, иудаизм, христианство, буддизм, ислам, рыцарь | Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
Урок 38 | Новое время: встреча Европы и Америки | Познакомить с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Учить сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Показать на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками | Мореплаватель, кругосветная экспедиция, технические изобретения | Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками | Использовать установленные правила в контроле способа действия; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема) Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. |
Урок 39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Познакомить с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени | Новейшее время | Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие культур, религий, народов | |
Урок 40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян | Проверить знания по разделу «Страницы Всемирной истории» Познакомить с занятиями, верованиями восточных славян, учить описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян | Восточные славяне, историческая карта | Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории» Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Урок 41 | Во времена Древней Руси | Формировать представления о Древней Руси, учить находить на карте её территорию, границы, города, столицу, показать важность принятия Русью христианства | Великий князь, бояре, дружинники, кочевники, Крещение | Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства | ||
Урок 42 | Страна городов | Формировать представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, учить находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, показать важность находок берестяных грамот | Кремль, посадники, вече, берестяные грамоты | Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают важность находок берестяных грамот | ||
Урок 43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, показать, что Древняя Русь была страной высокой культуры, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных | Кириллица, чернила, киноварь, орнамент, миниатюра | Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных | ||
Урок 44 | Трудные времена на Русской земле | Сформировать представление о военном деле на Руси, учить сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, показать, какую роль сыграли эти события в истории России | Дань, хан, Золотая Орда | Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Урок 45 | Русь расправляет крылья | Сформировать представление о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, учить описывать древнюю Москву по иллюстрации | Князь, княжество, монастырь, торжище | Будут сформированы представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации | ||
Урок 46 | Куликовская битва | Сформировать представление о том, как Русь боролась за независимость, учить определять по карте место Куликовской битвы, показать какую роль сыграла Куликовская битва в истории России | Призыв, предание, основатель | Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России | ||
Урок 47 | Иван Третий | Сформировать представление о создании независимого единого Российского государства, учить находить на карте его территорию и границы, учить описывать изменения в облике с помощью иллюстрации | Собор, Грановитая палата | Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации | ||
Урок 48 | Мастера печатных дел | Сформировать представление о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., учить сравнивать современные и старопечатные книги, показать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание | Книгопечатание, первопечатники, типография | Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Урок 49 | Патриоты России | Сформировать представление о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, показать роль этого события в истории России | Патриотическое движение, народное ополчение | Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России | ||
Урок 50 | Петр Великий | Сформировать представление о преобразованиях Петра 1, учить находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, учить составлять рассказ о выдающемся человеке | Царь-преобразователь, европейский государь, наперекор, Кунсткамера | Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке | ||
Урок 51 | Михаил Васильевич Ломоносов | Сформировать представление о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомить с кабинетом учёного по фотографии | Грамота, обоз | Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии | ||
Урок 52 | Екатерина Великая | Сформировать представление об императрице Екатерине Второй, познакомить с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым | Продолжательница, советник, военачальник, государственный деятель | Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым | ||
Урок 53 | Отечественная война 1812 года | Сформировать представление о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, показать почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России | Главнокомандующий, высота, атака | Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Урок 54 | Страницы истории XIX века | Сформировать представление об освобождении крестьян, познакомить с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века ,учить находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики. | Облик, декабристы, новшества. | Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики. | ||
Урок 55 | Россия вступает в XX век | Сформировать представление о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне. | Император, трон, революция, гражданская война | Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне | ||
Урок 56 | Страницы истории 1920–1930-х годов | Сформировать представление о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., учить находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик | СССР, союзные республики | Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик | ||
Урок 57 | Великая Отечественная война и Великая Победа | Сформировать представление о ВОВ и Великой Победе, учить собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов | Великая Отечественная война | Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Урок 58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | |||||
Урок 59 | Страна, открывшая путь в космос | Сформировать представление о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса | Орбита, виток, космическое пространство, независимое государство | Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса | ||
Урок 60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека | Обобщить и закрепить пройденный материал Сформировать представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжить работу с картой России | Российская Федерация, многонациональный народ, общепризнанные принципы, Конституция, Конвенция, права, декларация | Обобщат и закрепят пройденный материал Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России | ||
Урок 61 | Мы – граждане России | Сформировать представление о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России | Президент, парламент, правительство | Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание |
Урок 62 | Славные символы России | Сформировать представление об истории государственных символов России, показать важность уважительного отношения к символам государства | Гимн, герб, флаг | Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства | ||
Урок 63 | Такие разные праздники | Сформировать представление о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга | Традиции, общероссийские праздники, знаменательные события | Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга | ||
Урок 64 | Путешествие по России | Дать представление о том, насколько велика наша стран, познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями | Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями | |||
Урок 65 | Путешествие по России | |||||
Урок 66 | Путешествие по России | |||||
Урок 67 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение | Обобщить и закрепить пройденный материал | Обобщат и закрепят пройденный материал | |||
Урок 68 | Презентация проектов | Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта | Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....
рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...
рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения...