Любознательный возраст
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме
Статья по экспериментально-опытнической деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процесс деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями реальности. Работая в детском саду не один год, я заметила, что уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, мои воспитанники стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звуков в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности, возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Всем известно: словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания, но именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить, полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явления для человека и самого себя.
В нашем дошкольном учреждении учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, в установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет мне, как педагогу, естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам, способностям. Поэтому в группе, мною создана мини-лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Работа в лаборатории позволяет детям, как настоящим «ученным», самостоятельно проводить опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающая ее развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществимый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев – насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решение задачи или ситуации. Постановка целей и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему.
Воспитатель МБДОУ МО Г. Краснодар «Детский сад №209» Басырова Вера Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиады для любознательных второклассников
Сборник заданий для проведения олимпиад по математике, русскому, окружающему миру. Задания составлены в игровой форме с героями мультфильма "Смешарики"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/26/picture-43980.jpg)
Роль свойств темперамента в проявлении любознательности младших школьников
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, указывает исследователь Р.С.Немов, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению...
Программа для внеурочной деятельности в начальной школе по математике «Математика для любознательных»
Программа разработа на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Прогрмма рассчитана на один год....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/09/picture-86399-1681030570.jpg)
Разработка урока по внеклассному чтению: С. Балобанов."Любознательный заяц"
Разработка урока по внеклассному чтеню: "С. Балобанов. Любознательный заяц" Текст взят из хрестоматии по фольклору и литературе Удмуртии для 1-4 классов "Родной земли просторы"...
Заседание клуба любознательных "Тайны круга" (4класс)
Тип документа: конспектЦелевой возраст: 10-11 лет, 4 класс Формирование представления обучающихся о круге и окружности.В процессе практической работы вывести формулу нахождения длины окружности...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/17/picture-110164.jpg)
Электронный учебник. Фразеология для любознательных детей.
Электронный учебник. Фразеология для любознательных детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материалаХо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-108170-1351014624.jpg)
Занимательные задания для любознательных
Данная работа представляет собой вопросы из разных областей нашей жизни, опираясь на кругозор учащихся....