"Берегите почву"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Берегите почву
Тип урока: урок повторения
Цели урока: Выяснить, из чего состоит почва, познакомить учащихся с видами почв нашей местности, их свойствами и способами улучшения, как строение почвы влияет на урожай, почему почву надо охранять.
Оборудование: образцы почв, штатив, асбестовая сетка, кусочек стекла, стаканы, спиртовка, спички, таблицы, рисунки
ХОД УРОКА
- Повторение пройденного материала, Цифровой диктант
На доске:
- Гранит
- Песок
- Глина
- Известняк
- Уголь каменный
- Нефть
- Железная руда
- Поваренная соль
- Природный газ
- Торф
- Что записано на доске?
- Почему человек назвал их полезными? Докажите
А теперь проверим, как вы знаете свойства этих полезных ископаемых
- Какое полезное ископаемое растворяется в воде? (8. Соль)
- Какое полезное ископаемое находится в жидком состоянии? (6.нефть)
- Это полезное ископаемое используют как удобрение на полях (10.торф)
- Все постройки из этого полезного ископаемого прочны и долговечны. Из него строят фундаменты больших зданий, опоры ж/д мостов, набережных рек, памятники (1.гранит)
- Это полезное ископаемое бывает и твердым и мягким. Им в школе пишут на доске, белят потолки, из очищенного приготовляют зубной порошок, из твердого и плотного делают статуи, колонны. Он идет на украшение зданий, станций метро (4.известняк)
- Предметы из какого полезного ископаемого притягиваются магнитом (7.железная руда). А что можно получить из железной руды? (железо, сталь, чугун)
- Какие полезные ископаемые легче воды? (6.нефть, 10. торф)
- Какие полезные ископаемые горят, обладают свойствами горючести (6., 10., 5., торф, нефть, газ)
- Это полезное ископаемое используют в изготовлении кирпича. (3.глина)
- А какое полезное ископаемое используют в изготовлении стекла (2.песок)
Подведение итогов. Выставление оценок.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
А теперь я приглашаю вас на обрывистый берег реки. Тут можно рассмотреть слои земли. Они разной окраски и разной толщины. Обратим внимание на верхний слой. Он темный и более рыхлый, в котором разрастаются корни растений и называется он … (почва)
Запишем тему урока в тетрадь. Почва необходима для растений. Давайте разберемся из чего же состоит почва. Для этого проведем несколько опытов.
В тетради:
Состав почвы.
Опыт 1.
Бросим комочек сухой почвы в воду. Что произойдет?
Вывод: в составе почвы – воздух.
Поставим стаканчики с водой в парту. Теперь опяты пойдут с нагреванием, их я буду проводить сама.
Опыт 2.
Нагреем немного почвы на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Почему стекло стало влажным?
Вывод: в почве есть вода
Опыт 3.
Продолжим нагревать почку. Она горит. Но вся-то не сгорает.
Вывод: В почве есть горючие и негорючие вещества.
Что отнесем к горючим? Горят остатки растений и животных. Т.е. перегной.
Опыт 4.
Продолжаем нагревать почву – итак, весь перегной сгорел. Как изменился цвет почвы? (она посветлела). Насыплем ее в стакан с вой, размешаем. Первым осел на дно песок, а затем глина.
Вывод: В почве содержится песок и глина.
Опыт 5.
В этой воде находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим над огнем. Вода испарилась, а на стекле остался белый налет – это соли.
Вывод: В почве содержатся соли и если идет, например, дождь, то эти моли растворяются в воде.
Прочитайте теперь весь состав почвы. Подумайте, как человек использует почву (выращивает урожай)
Выберите из состава почвы одну из самых главных частей (перегной), от которой зависит урожай.
Запишем: Главное свойство почвы – дать богатый урожай, другим словом – плодородие.
(В этом слове 2 корня)
- От чего же зависит плодородие (от перегноя)
- Все ли почвы плодородны?
Различают много видов почв. Почвы, в которых содержится много перегноя – это чернозем.
Виды почв.
- Чернозем – 2 корня. (чем больше перегноя, тем темней земля.) На черноземе растения хорошо растут и дают высокий урожай.
Сообщение ученика
- Глинистые
Сообщение ученика
- Песчаные
Сообщение ученика
- Подзолистые
Сообщение ученика
Что же делать человеку, если у него под ногами не чернозем, а другой вид почвы. Как получить богатый урожай?
Необходимо удобрять почву. Это могут быть минеральные соли, навоз, куриный помет, зола.
Работа с учебником.
1 см. почвы образуется в природе за 250-300 лет, а 20 см. за 5-6 тысяч лет.
Вода смывает почву: 18 см. толщиной
в лесу – за 500 тысяч лет,
на лугу – за 3225 лет
там где нет растений – за 15 лет
О культуре садов
Какая б земля ни досталась тебе во владенье, -
Мягкая или в местах, где песок затвердев цепенеет,
Или же тучная почва, богатая влагой обильной,
Или высоко она на холмах поместилась иль также
Вся на равнине пологой, иль рвами зияет изрыта, -
Почва любая готова родить благородную зелень,
Если забота твоя, отягченная немощью старой,
Не научилась еще презирать безрассудно и глупо
Все, чем богат огород, и в плохую погоду не хочет
Мазать натруженных рук и навоз не стремится рассыпать,
Что наполняет корзины сухим порошком размельченным.
Валафрид Страбо, средневековый поэт (809-849гг.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : «Почва. Почвы Ставропольского края».4класс Плешаков А.А.
Материал с региональным компонентом....
Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"
В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....
Почва. Состав почвы.
В презентации представлены опыты по определению состава почвы....
Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"
Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...
Интегрированный урок«Береги планету!»(Русский язык/Окружающий мир). Изменение глаголов по числам и временам. Охрана воздуха, почвы и воды.
Данная разработка урока показывает, как можно организовать изучение родного языка, связав его с актуальной темой охраны нашей планеты Земля. Задания для изучения глагола (непростой темы в курсе ...
Образование и разрушение почв. Охрана почв.
Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....
Творческий проект: «Берегите почву!»
Цели проекта:Сформировать экологическую грамотность учащихсяПознакомить учащихся с понятием «Почва»Дать понятие о составе почвыСформулировать свойства почвы в результате практической работы...