Интегрированный курс "ОБЖ + Окружающий мир" 1 - 4 классы
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Тарасова Ирина Викторовна

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Материал данного курса рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы. В данном плане это урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности в начальных классах

                                          Тарасова Ирина Викторовна,

учитель МКОУ Карлукская НОШ

Пояснительная записка

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
  • определить способы защиты от них;
  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.
  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Младшие школьники по-разному усваивают знания, с неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.

Зрительный: эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой: использование аудиокассет, CD дисков.

Осязательный: предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых младших школьников намного важнее, чем возможность увидеть или услышать.

Кинестетический: усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях.

При проведении занятий, для достижения определённых целей, используются способы восприятия в совокупности.

Материал данного плана рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы. В данном плане это урок-игра.

В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.

ИГРА – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях, предпринимающих в опасных или аварийных ситуациях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

При обыгрывании определённых ситуаций, например: пожар в доме, наводнение, правила поведения на дорогах. Младшие школьники во время игры стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и затем воспринять её и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.

При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

  • быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);
  • иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице) – в этом случае не надо каждый раз придумывать новые сюжеты;
  • быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;
  • поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована (проста, реалистична и проста) и связана с данной программой обучения, то её проще оценить.

Программа-план занятий по ОБЖ в начальной школе

1 класс

Тема занятий

Содержание программы ОБЖ в 1 классе

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения

1.Опасность и безопасность

а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний.

- природные опасности,

- техногенного происхождения,

- социальные опасности.

а) Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна.

б) Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

в) Усвоить общие правила безопасности жизни.

г) Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

Занятие – Театральное представление.

(Показывают старшеклассники)

2.Не вреди себе.

Что такое здоровье.

а) Хорошо ли вы знаете, что такое здоровье?

б) Каждый знает, здоров, значит, не болен.

в) Каждый должен с юных лет заботится о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму.

а) Что такое здоровье и от каких факторов оно зависит.

б) Всё ли правильно делаем, чтобы сберечь здоровье.

Занятие-Викторина “На страже здоровья”.

3.Как беречь здоровье.

а) здоровье-это не только наследственная предрасположенность, но и разумное к себе отношение.

б) Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно.

в) Как и зачем соблюдать гигиену.

в) понять суть здорового образа жизни,

г) связь образа жизни здоровья.

Занятие- “Аэробика – здоровый образ жизни”

4.Правила здорового образа жизни.

а) Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.

б) Не переедать и не голодать, питаться 4-5 раз в день.

в) Не переутомляться умственной работой.

г) доброжелательно относиться к людям.

д) ежедневно заниматься закаливанием своего организма.

е) Не привыкать к вредным привычкам.

Проанализируйте свой образ жизни и отметьте, какие черты поведения могут сказаться на вашем здоровье.

Занятие-Соревнование-игра (две команды, обыгрывают в стихах).

2 класс

Тема занятий

Содержание программы ОБЖ во 2 классе

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения

1.Поселение как среда обитания человека.

а) Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт.

б) В каких местах нашего  села надо быть особенно внимательным.

в) Какие источники загрязнения окружающей среды могут быть в нашем населённом пункте.

г) Какие опасности таятся в загрязнении воздуха, воды.

а) Особенности среды обитания человека.

б) Влияния факторов среды на здоровье человека.

в) Как город влияет на природную среду.

Занятие-Игра-лабиринт.

Путешествие по картинкам.

2.Обеспечения безопасности личности и общества.

а) Как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью,

б) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Полицейская служба.

д.) Запомнить номера телефонов экстренных служб.

а) Система обеспечения безопасности жителей села.

Занятие-Турнир

Соревнуются три команды:

- медики

- пожарные

- полиция

3.Дом, в котором мы живём.

а) Что такое гигиена жилища и как её соблюдать,

б) Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы быть добрым жизнерадостным.

а) Гигиена и культура быта,

б) Гигиена жилища,

в) Личная гигиена,

г) Осанка.

Занятие – “ВЕЛИКАЯ СТРАНА КРОССВОРДИЯ”.

4.Опасности, подстерегающие человека дома.

а) Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией.

б) Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники.

в) Ожог – повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока.

г) Правила личной безопасности.

а) Какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать,

б) как оказывать само- и взаимопомощь при ожогах и отравлении.

Занятие-Представление

“Если случилась беда, ОГОНЬ И ЧЕЛОВЕК”.

3 класс

Тема занятий

Содержание программы ОБЖ в 3 классе

Требование к уровню подготовки учащихся

Форма проведения

1. Транспорт как зона повышенной опасности

а) Кто относится к участникам дорожного движения.

б) Транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе.

а) Уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах,

б) правильно пользоваться различными видами транспорта.

Занятие – Ребус угадай-ка.

2. Будьте внимательны на дорогах

а) Правила дорожного движения.

б) Как правильно перейти проезжую часть.

в) Правила пешехода.

а) Повысить свою безопасность в условиях интенсивного дорожного движения.

Занятие – Путешествие по правилам дорожного движения, наша безопасность в наших руках.

3. Мы пассажиры.

а) Транспортная культура поведения.

б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

а) Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспортном средстве.

Викторина “СПРОСИ – ОТВЕЧУ” (Правила поведения в транспорте в вопросах и ответах)

4. Как не стать жертвой преступления.

а) Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

б) Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащие уголовной ответственности.

в) Преступность, современная криминогенная обстановка.

в) Усвоить несколько заповедей подростка.

а) Научиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице.

Занятие – Театральное представление – показ приемов самозащиты.

- показ обыгранных заповедей

4 класс

Тема занятий

Содержание программы ОБЖ в 4 классе

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения

1. Природная среда и безопасность человека.

а) Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья.

б) Причины несчастных случаев на природе.

в) Правила личной безопасности при нахождении на природе.

а) Какое влияние оказывают различные природные факторы на здоровье человека.

б) Какие опасности подстерегают человека в природе.

в) Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью.

Занятие – Путешествие в природу.

2. Ядовитые растения, грибы.

а) Какие растения и грибы называются ядовитыми.

б) Ядовитые растения и грибы, которые, попав в организм, вызывают отравления, и может привести к тяжелому заболеванию и даже смерти.

в) Как избежать отравления ядовитыми растениями.

г) первая медицинская помощь.

а) Как оказывать само- и взаимопомощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами.

Занятие – “Великая страна КРОССВОРДИЯ”

3. Ядовитые змеи и насекомые.

а) Как избежать встречи с ядовитыми змеями и насекомыми, и что предпринять, если такая встреча произошла.

б) Как распознать змей, изучить некоторые повадки.

в) первая медицинская помощь.

а) Как оказывать само- и взаимопомощь при укусах змей и насекомых.

Занятие-Тестирование

4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

а) Находясь на природе, имеем большие возможности для укрепления здоровья путём закаливания.

б) Любой водоём зона повышенной опасности.

в) Общие правила купания в открытых водоёмах.

а) Как оказывать само – и взаимопомощь при солнечном ударе.

Занятие – “Помоги себе сам”

Используемая литература.

  1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
  2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.
  3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду

Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду  «Жизнь животных осенью в лесу»  Цель:  учить составлять небольшие рассказы о жизни зверей осенью с опорой на схему....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...