«В некотором царстве…»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира
2 класс
Тема: Четыре группы живой природы
«В некотором царстве…»
(первый урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока окружающего мира во 2 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: В некотором царстве…(первый урок)
Цели урока: 1. Создать условия для формирования первичного представления о живых участниках круговорота веществ в природе;
2. Познакомить с представителями этого круговорота, с основными царствами живой природы, раскрыть их основные отличия;
3. Развивать умение наблюдать с помощью микроскопа, логическое мышление детей, речь, навыки чтения через установление причинно-следственных связей, сравнение;
4. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому на нашей планете, умение работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала с использованием микроскопа.
Вид урока: урок - исследование с элементами игры.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично—поисковый.
Оборудование: Виноградова «Окружающий мир» (учебник 2 класс), рабочая
тетрадь, интерактивная доска, ПК, мультимедийное
приложение «В некотором царстве», презентация «Царства
природы», карточки со словами, картинки для игры, музыкальное
сопровождение, голоса животных, муляжи грибов, корзинка,
микроскопы.
Организация урока: класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
Ход урока
Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД, примечания |
I. Организационный момент. - Какое у вас сегодня настроение? Есть ли желание узнать что-то новое? Наш девиз: Ужасно интересно - Сегодня урок будет необычный. Это будет урок-исследование. Сегодня мы - юные исследователи. Нам будут необходимы знания, внимание, поддержка и помощь друг друга. А сейчас давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! Но для того, чтобы отправиться в неизведанную страну – надо повторить изученное на прошлом уроке. - Покажите пальчиками, какую оценку вы хотите получить на уроке. Тогда, смелее вперед! | Эмоциональный настрой на работу, мотивационный компонент Регулятивные УУД: Прогнозирование, саморегуляция |
II. Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда на интерактивной доске (Приложение 1) | Приём: «письмо маркером» или проверка с помощью наложения цветных полосок |
III. Мотивационное начало урока. Вводная беседа. - Ну а теперь пришла пора спуститься с небес на Землю! Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с Иваном-царевичем из известных сказок. Вспомните, в каких царствах он побывал (медное, серебряное и золотое) - Мы сегодня побываем в реальных, а не сказочных царствах. Вы готовы узнать что-то новое, и отправиться в неизведанные страны? Тогда в путь! (звучит музыка «В гостях у сказки»…) Итак, в некоторых царствах, в некоторых государствах жили-были … Нет-нет, не царь с царицей…и не красная девица… Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас… - Догадайтесь, почему вы рассажены на 4 группы? Верно, это четыре царства живой природы. А вот как они называются – угадайте: 1. Назовите одним словом деревья, кустарники, травы, мхи… Царство растений (ставлю табличку на стол) 2. Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы— Нет под шапкой головы. Что это? Царство грибов (ставлю табличку на стол) 3. Этот микроорганизм можно рассмотреть только под микроскопом. Он состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Очень много их бывает на грязных руках… Что это? Царство бактерий (ставлю табличку на стол) 4. Представьте жизнь на нашей планете в целом, без какого царства она была бы просто невозможна? Царство животных (ставлю табличку на стол) - Итак, что за царства-государства на нашей планете, с которыми мы сегодня познакомимся вместе со сказочным героем Иваном-Царевичем? (Царство растений, бактерий, грибов, животных) - Давайте вместе поставим цели урока…1. Повторить.. 2. Узнать… 3. Развивать... - Наша задача – узнать, какое из этих царств самое нужное в природе. Прежде чем начать нашу работу, вспомним правила работы в группах: Работаем дружно. Выслушиваем мнение каждого. Помогаем друг другу. | Мотивационный компонент УД. Стимулирование познавательной активности. Использование ИД Познавательные УУД: общеучебные Приём: «движение» Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование деятельности. |
IV. Знакомство с новым материалом. Дети работают в 4 группах по 5-6 человек. У каждой на столе необходимое оборудование. 1 группа – царство животных: картинки, учебник, дополнительная информация о животных (Приложение 2.) 2 группа – царство растений: картинки, учебник, микроскопы с препаратом растительной клетки (лук), дополнительная информация (Приложение 2.) 3 группа – царство грибов: картинки, учебник, муляжи грибов, дополнительная информация (Приложение 2.) 4 группа – царство бактерий: учебник, микроскопы с учебными препаратами бактерий, дополнительная информация (Приложение 2.) Всем группам задание: - Изучить всю предоставленную информацию и рассказать о своём царстве и его роли в нашей жизни или вообще на планете, используя презентацию. Препараты рассмотреть под микроскопом, затем в ходе сообщения дать посмотреть то, о чем вы говорите, другим группам. Правила работы с микроскопом вы знаете, табличка у вас на столе. (Приложение 3) Выступление групп:
Дополнение учителя: В быту часто под словом животные понимаются лишь четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). В науке за термином животные закреплено более широкое значение, к ним относятся: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д. Царство животных многообразно. И некоторые животные решили с нами поиграть. Они спрятались. Наша задача определить по звуку, что это за животное. ( корова, ягненок, котёнок, овца) Выступление 2 группы «Растения» (на фоне презентации)
Дополнение учителя: А еще они прекрасны! Не случайно поэты, художники и композиторы воспевали их в своих произведениях. Для вас звучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКЦИОННАЯ ИГРА «ДЕРЕВО» - Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. - Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. - Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно. Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга. - Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
Дополнение учителя: Игра: Какие грибы Иван-Царевич возьмет в свою корзинку? (выбор среди муляжей). - А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. Демонстрация заплесневелой корки хлеба или варенья. - Что это? - Плесень-это тоже грибы. - Внимательно посмотрите из каких частей состоит плесень? Можно назвать её грибом? - Этот вид грибов называется «плесневые» Они приносят человеку пользу. Из плесневых грибов изготавливают лекарство.
Дополнение учителя: Хочу вас разочаровать – есть и вредные для человека бактерии – болезнетворные. Попадая в наш организм, они вызывают различные заболевания. Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Почему бактерии являются живыми существами? (растут, размножаются, погибают.) Мрачный след в истории человечества оставила – чума – смертельная болезнь, эпидемии которой уносили миллионы человеческих жизней. Чума внушала людям панический страх, её называли «чёрной смертью». Вызывали болезнь особые бактерии, которых переносили заболевшие животные – блохи, крысы, мыши. Заразиться можно было от заболевшего человека – воздушно-капельным путём. Только в 20 веке была создана вакцина против чумы. | Познавательные УУД: Логические: постановка и решение проблемы, Работа с информацией Коммуникативные УУД: Разрешение конфликтов, управление поведением партнера. Стимулирование познавательной активности за счет организации работы в группах с помощью наглядных средств и необходимой информации. Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Развитие операционного компонента УД, а именно внимания. Использование звуков животных. Использование музыки «Вальс цветов» + слайд Охрана здоровья, развитие двигательной активности. Эмоциональный фон. Дети рассматривают под микроскопом растительные клетки Регулятивные УУД: контроль, коррекция, саморегуляция Слайд «Плесень» Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа. Дети рассматривают под микроскопом препарат с бактериями. |
V. Закрепление изученного материала. Подведение итогов групповой работы: Учитель: - На интерактивной доске с помощью приёма «Лупа» или «Волшебный карандаш» угадайте, к какому царству природы относится тот или иной объект. - Есть ли взаимосвязь между царствами, чем они похожи, чем отличаются? - Можно ли их назвать планетой Живых существ? (Да, можем!) А кого мы называем живыми существами? (Живые организмы дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.) - Рассмотрите схему в учебнике стр. 20, прочитайте стихотворение на стр. 21. - Как нужно относиться ко всему живому на Земле? (беречь, охранять …) - Выполните самостоятельно задание 1 с.7 в «Рабочей тетради» (заполнение схемы «Царства живой природы»). Индивидуальная работа со «слабыми» детьми (2-3 чел.) Работа на интерактивной доске. Игра «Расселим по царствам» Детям предлагается перенеси рисунки живых организмов в подходящее царство. | Приёмы: «волшебный карандаш», «лупа» Стимулирование познавательной активности Приём: «шторка» Дифференциация по степени помощи. Приём: «целевое движение» |
VI. Рефлексия. Подведение итога урока. Учитель: В самом начале урока я задала вам вопрос: - Какое же царство самое нужное в природе? - Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? - Оцените свою работу на уроке: Если у вас прекрасное настроение и вам понравилось, как мы работали на уроке, то поднимите смайлик с улыбкой, если нет – грустного смайлика. Большое спасибо вам за работу, вы очень старались, были активными | Развитие рефлексии. Словесный метод (беседа). Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД: контроль, оценка. Стимулирование познавательной активности |
VII. Домашнее задание: с.20-21, задание 2 с.7 «Рабочая тетрадь», творческое: выполнить моделирование каждого царства с помощью пластилина (по группам). Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Иван-Царевич благодарит вас, ребята, за взаимопомощь во время путешествия и передает такие слова «Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома». Наша сказка закончилась. До новых встреч! | Воспитание нравственных качеств. |
.
Приложение 1
Кроссворд
1. Это небесное тело можно увидеть ночью на небе (Звезда)
- От чего зависит цвет звезды? (От температуры)
- Какие звезды самые «горячие»? (Голубые и белые)
2. Этот великий ученый доказал, что Земля – небесное тело, которое вращается вокруг Солнце и совершает оборот вокруг него за один год? (Николай Коперник)
- Что происходит на Земле благодаря этому вращению? (Смена времен года)
3. Одна из планет Солнечной системы, имеющая кольца. (Сатурн)
- Какие еще планеты Солнечной системы вы знаете? (Юпитер, Венера, Земля, Марс, Плутон, Нептун, Сатурн, Уран, Меркурий)
- Какая из них самая большая? (Юпитер) самая маленькая? (Плутон)
4. Назовите спутник Земли (Луна)
- Что астрономы называют «лунными морями»? (Темные пятна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В некотором царстве, в некотором государстве.."
Я как классный руководитель проблемой профилактики ДДТТ( детский дорожно-транспортный травматизм) занимаюсь несколько лет, понимая, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и с...
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Предлагаю вам сценарий выпускного вечера в 4 классе....
Мероприятие по правовому воспитанию « В некотором царстве, в некотором государстве…..»
Мероприятие по правовому воспитанию« В некотором царстве, в некотором государстве…..»...
Конспект комплексного занятия для будущих первоклассников «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Цели:- уточнить представления детей о буквах и звуках, цифрах и числах,- совершенствовать умения составлять слова, сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10.Задачи:- развитие и...
«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».
Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...
Рабочая программа: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Рабочая программа, модульная: «В некотором царстве, в некотором государстве…» для 1-4 классов с элементами сказкотерапии....
Мероприятие по литературному чтению "В некотором царстве, в некотором государстве"
Описание материала: сценарий разработан для учащихся начальных классов. Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательско...