Степи.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Степи.
Окружающий мир
4 класс
Тема: Степи.
Цели:
- Формировать у учащихся представление о природной зоне степей;
- Ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Задачи:
- Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием;
- Формировать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- Развивать познавательный интерес, речь, память, внимание, воображение;
- Прививать любовь к природе;
- Учить сотрудничеству, взаимопомощи при работе в группах;
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок – экспедиция.
Оборудование:
мультимедийный комплекс, видеозаписи, диск «Кирилл и Мефодий» с программой «Окружающий мир 4 класс», карта, карточки с заданиями, тесты, гербарий, атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии.
Ход урока.
- Организационный момент.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы время зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.
- Проверка знаний.
1. Фронтальный опрос.
Внимание, внимание!
Первое задание:
О роли леса схему нарисовать
И всё по схеме рассказать.
2. Индивидуальный работа. (Детям розданы карточки с заданиями и иллюстрациями)
3. Тест «Природная зона лесов»
- Введение в тему и постановка задачи урока.
Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
- Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают зимой, растёт в тундре и лесной полосе.
- Вроде сосны, вроде елок,
А зимой без иголок.
- Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в берлоге снеговой.
- В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.
- Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках.
Ответы:
1. | Б | р | у | с | н | и | к | а | |||
2. | Л | и | с | т | в | е | н | н | и | ц | а |
3. | М | е | д | в | е | д | ь | ||||
4. | Л | и | п | а | |||||||
5. | О | л | ь | х | а |
- А куда мы сегодня совершим путешествие, вы узнаете, прочитав слово на розовом фоне.
- «Ой, ты степь широкая,
Ой, ты степь привольная…» - поётся в песне.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, дует довольно горячий ветер, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
(Просмотр видео панорамы «Степь», прослушивание звуков сптепи )
- Возникает вопрос: как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.
- Работа над новой темой.
- Работа о карте.
- Посмотрите внимательно на карту. О чём расскажет нам наша помощница?
- Работа в парах по карточкам-помогайкам.
- Используя учебник и карту, подготовьте сообщение по вопросам карточки.
- Где расположена зона степей?
- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
- В каком тепловом поясе находится зона степей?
- Как выглядит земная поверхность зоны.
(В ходе прослушивания ответов детей, на экране демонстрируются фотографии «Степь весной», «Степь летом», «Сухая степь»)
- Исследовательская работа (работа в группах).
- А теперь в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи. Вам предстоит, используя гербарий, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник и карточки с заданиями, провести исследование и сделать сообщение своим одноклассникам о том, как приспособились к жизни в степи растения и животные, какое влияние на степь оказала деятельность человека.
Материалы для ботаников
Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия, учебник (с.114-115)
Карточка-помогайка
- Общая особенность растений.
- Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
Материалы для зоологов
Иллюстрации и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия, учебник (с.116-11)
Карточка – помогайка
- Отличительная черта степных животных.
- Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
Материалы для экологов
Карточки с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу, учебник (с.119-120)
Карточка-помогайка
- Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
- Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
- Физминутка
- Прослушивание сообщений детей.
(В ходе прослушивания сообщений демонстрируются видеокадры растений и животных зоны степей)
- Закрепление изученного материала.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по бескрайним просторам степей. Давайте подведём итог.
- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья)
- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни)
- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство)
- Предлагаю вам составить и записать две цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения хомяки степная гадюка
Растения насекомые серая куропатка степной орёл
- Подведение итогов урока
- Почему степи почти везде распаханы?
- Домашнее задание
Прочитать текст на с.114-122, ответить на вопросы «Проверь себя»
Подготовить сообщение о животном или растении степи.
- Рефлексия.
- Оцените свою работу
- довольны своей работой, потому что почти не ошибались;
- иногда было трудно, допускали неточности;
- испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природная зона - степь
Урок « Природная зона – степь » по своему типу является уроком изучения нового материала. Для проведения данного урока класс делится на три группы: географы, биологи, экологи. Каждой группой ...
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Семейный альбом...
Степи. Растения и животные степей.
Презентация к уроку познание мира 4 класс...
Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс
Урок проектно-исследовательской деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Интересный урок при изучении темы: "Зоны степей"...
"Степи: животный мир степей".
Цели:· воспитательная: воспитание любви к природе;·...