Степи.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Марчева Елена Алексеевна

Урок - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepi.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Степи.

Окружающий мир

4 класс

Тема: Степи.

Цели:

  • Формировать у учащихся представление о природной зоне степей;
  • Ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Задачи:

  • Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием;
  • Формировать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес, речь, память, внимание, воображение;
  • Прививать любовь к природе;
  • Учить сотрудничеству, взаимопомощи при работе в группах;

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок – экспедиция.

Оборудование: 

мультимедийный комплекс, видеозаписи, диск «Кирилл и Мефодий» с программой «Окружающий мир 4 класс», карта, карточки с заданиями, тесты, гербарий, атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы время зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друзьям рассказать.

  1. Проверка знаний.

1. Фронтальный опрос.

Внимание, внимание!

Первое задание:

О роли леса схему нарисовать

И всё по схеме рассказать.

2. Индивидуальный работа. (Детям розданы карточки с заданиями и иллюстрациями)

3. Тест «Природная зона лесов»

  1. Введение в тему и постановка задачи урока.

Куда приведёт нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

  1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают зимой, растёт в тундре и лесной полосе.
  2. Вроде сосны, вроде елок,

А зимой без иголок.

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в берлоге снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.
  2. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках.

Ответы:

1.

Б

р

у

с

н

и

к

а

2.

Л

и

с

т

в

е

н

н

и

ц

а

3.

М

е

д

в

е

д

ь

4.

Л

и

п

а

5.

О

л

ь

х

а

- А куда мы сегодня совершим путешествие, вы узнаете, прочитав слово на розовом фоне.

- «Ой, ты степь широкая,

Ой, ты степь привольная…» - поётся в песне.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, дует довольно горячий ветер, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

(Просмотр видео панорамы «Степь», прослушивание звуков сптепи )

- Возникает вопрос: как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся  найти ответ на этот вопрос.

  1. Работа над новой темой.
  1. Работа о карте.

- Посмотрите внимательно на карту. О чём расскажет нам наша помощница?

  1. Работа в парах по карточкам-помогайкам.

- Используя учебник и карту, подготовьте сообщение по вопросам карточки.

  1. Где расположена зона степей?
  2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
  3. В каком тепловом поясе находится зона степей?
  4. Как выглядит земная поверхность зоны.

(В ходе прослушивания ответов детей, на экране демонстрируются фотографии «Степь весной», «Степь летом», «Сухая степь»)

  1. Исследовательская работа (работа в группах).

- А теперь в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи. Вам предстоит, используя гербарий, атлас-определитель, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник и карточки с заданиями, провести исследование и  сделать сообщение своим одноклассникам о том, как приспособились к жизни в степи растения и животные, какое влияние на степь оказала деятельность человека.

Материалы для ботаников

Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия, учебник (с.114-115)

Карточка-помогайка

  1. Общая особенность растений.
  2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

Материалы для зоологов

Иллюстрации и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия, учебник (с.116-11)

Карточка – помогайка

  1. Отличительная черта степных животных.
  2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

Материалы для экологов

Карточки с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу, учебник (с.119-120)

Карточка-помогайка

  1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
  2. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

  1. Физминутка

  1. Прослушивание сообщений детей.

(В ходе прослушивания сообщений демонстрируются видеокадры растений и животных зоны степей)

  1. Закрепление изученного материала.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по бескрайним просторам степей. Давайте подведём итог.

- Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья)

- Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни)

- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство)

- Предлагаю вам составить и записать две цепи питания, сложившиеся в степи.

Растения               хомяки               степная гадюка

Растения                насекомые                серая куропатка                степной орёл

  1. Подведение итогов урока

- Почему степи почти везде распаханы?

  1. Домашнее задание

Прочитать текст на с.114-122, ответить на вопросы «Проверь себя»

Подготовить сообщение о животном или растении степи.

  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу

              - довольны своей работой, потому что почти не ошибались;

                   - иногда было трудно, допускали неточности;

                   - испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона - степь

Урок « Природная зона – степь » по своему типу является уроком изучения нового материала. Для проведения данного урока класс делится на три группы: географы, биологи, экологи. Каждой группой ...

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Степи. Растения и животные степей.

Презентация к уроку познание мира 4 класс...

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

"Степи: животный мир степей".

Цели:·                   воспитательная: воспитание любви к природе;·...