Урок познания мира для 1 коасса на тему "Как зимуют птицы". Учитель журавлева Л. А.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Журавлева Лидия Арсентьевна

Урок познания мира для 1 класса на тему "Как зимуют птицы".

 

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой; расширить кругозор,  раскрыть важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и представителей живой природы .Обратить внимание на экологическую проблему –  уничтожение птиц.

Развитие познавательных и мыслительных процессов, памяти, внимания, речи. Воспитание  чувства долга и ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманное  отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.

Тип: комбинированный.

Применяемая технология: ИКТ, здоровьесберегающая.

  Методы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический.

Оборудование: инд. карточки, слайдовая презентация,  «Красная книга», интерактивная доска.

Базовые понятия: как зимуют птицы; перелетные и зимующие птицы.

Урок сопровождается презентацией. Имеет большое воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок познания мира в 1 классе.27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Журавлева Л. А.

Надеждинсая средняя школа

Костанайская обл.

Костанайский р-н

Тема: Как зимуют птицы?   Слайд №1

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой; расширить кругозор,  раскрыть важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и представителей живой природы .Обратить внимание на экологическую проблему –  уничтожение птиц.

Развитие познавательных и мыслительных процессов, памяти, внимания, речи. Воспитание  чувства долга и ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманное  отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.

Тип: комбинированный.

Применяемая технология: ИКТ, здоровьесберегающая.

  Методы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический.

Оборудование: инд. карточки, слайдовая презентация,  «Красная книга», интерактивная доска.

Базовые понятия: как зимуют птицы; перелетные и зимующие птицы.

                       Ход урока.

  1. Оргмомент.

1.Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

-Давайте ребята поздороваемся со всеми присутствующими у нас на уроке.

2. Психологический настрой.

 -Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм о природе и настроимся на урок. 

Слайд № 2.

2. Актуализация знаний.

                  1.Фронтальный опрос.

                   -Природа. На какие два вида делится природа??

                 - Что мы относим к живой природе?

                - А птицы относятся к какой природе?

                -Какие два вида птиц вы знаете? (домашние и дикие)

               -Почему они так называются?

               - Назовите дом. птиц.

               - Назовите диких птиц.

              -Какое время года у нас сейчас?

              - Да, ребята, вот и наступила весна и скоро снова полетят к нам  пернатые  

               гости.

             - Какие птицы прилетают к нам весной? Назовите их.

Слайд №3-12.

-Как они называются?

Слайд№13.

(Перелетные)

-А почему они улетают осенью в теплые края? (нет корма )

-А какие остаются зимовать? Назовите.

Слайд № 14-17.

-Как они называются я забыла?

Слайд 18. (Оседлые)

1. Инд работа по карточкам.

Соедините  зимующих птиц с кормушкой, а перелетных обведите кружочком.

(самопроверка)

3. Подготовка к восприятию нового.

1.- Отгадайте загадку и вы узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

Слайд №19

  Воробьи,стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы, одним словом это …..

2.Дополнительные знания .

- Птицы , ребята, –это единственные животные, тело которых покрыто перьями.

- Какова же история происхождения птиц?

Они появились очень давно, во времена когда на земле господствовали ящеры и динозавры. Все птицы имеют крылья. И, конечно, одни птицы летают быстрее, а другие медленнее. Какие птицы летают быстрее всех? ( орлы и стрижи) Скорость их полета составляет от 100 до 160 км в час

Слайд №20.Стриж и орел.

-Почти все птицы летают, но есть и нелетающие птицы.

Слайд №21.(страусы, пингвины.)

 - А когда птицы прилетают весной, чем они занимаются?(вьют гнезда и выводят потомство)

- Давайте посмотрим фильм о потомстве  птиц.

Слайды № 22-25.

-Ребята, а вы были летом в лесу?

-Что вы там слышали?

-Сейчас мы с вами перенесемся на несколько минут в летний лес.

       Физминутка. Слайд №26. «Утро в лесу»

(сопровождение учителя)

4.Работа над новым материалом.

           1.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.

    - Скажите , а вы знаете как зимуют птицы?(ответы детей)

       -Какая проблема возникает у птиц зимой?

     -Почему они чаще  зимой посещают города и села?

- Могут ли птицы справиться с этой проблемой сами, без помощи человека?

   Слайд № 27.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

-О чем идет речь? Давайте посмотрим из чего –же можно сделать кормушку?

Слайд № 28-30

     - Мало сделать кормушку , надо еще знать, что можно в нее положить.

-Чем кормятся птицы?

(семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков, ягоды рябины, калины, овес или овсяная крупа, просо, пшено, семена березы, семена подсолнечника, крошки хлеба.)

Подсолнечник

(все птицы)

Овес (синица)

Арбуз (синицы, поползни)

Пшено (воробьи, синицы)

Тыква ( синицы, воробьи)

Кедровые орешки (поползни, дятлы)

Рябина, калина (снегири, свирестели)

Лен (все птицы)

Клевер (воробьи, синицы)

Слайд № 31.

-Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о них , и они на ваше внимание ответят: подарят вам весной свои песни, уничтожат вредных насекомых.

-Какую пользу приносят птицы. (Ответы детей)

Слайд №32.

(Птицы являются защитниками зеленых насаждений, распространяют семена, являются санитарами, являются пищей для некоторых птиц и животных, некоторые опыляют растения)

Слайд № 33.

Нам не унять метели, не растопить снега,

Но чтобы птицы пели- это в наших руках.

-Существуют определенные правила подкормки птиц.

Слайд №34.

Правила подкормки птиц.

  1. Кормить надо регулярно.
  2. Корма в кормушке должно быть немного.
  3. Та кормушка будет лучше, на которой будет корм. (хоровое чтение)

-Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибнет. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они будут вам очень благодарны.

4. Работа по учебнику. (читают дети по ролям)

Как зимуют птицы?

5.Анализ текста.

-Чем и как питаются разные птицы?

- Почему питание тетерева зависит от оленей?

Как дятел находит себе корм?

Как человек заботится о дом . птицах?

              6. Знакомство с красной книгой.

- Что такое красная книга?

-Какие животные туда занесены?

- А почему этих птиц и животных осталось очень мало на земле?

-Кто виноват в этом?

Слайд №35.

-Идея книги- спасти животный и растительный мир.

5.Проверка усвоения материала..

             Практическая работа.

-Ребята, у вас на партах в коробочках  корм для птиц. Выберите только то, чем можно  кормить птиц? ( зерно, горох, сахар, семена, пшено, крошки хлеба, рябина, овес, варенье). Ответы детей.

- Ребята, к нам поступили жалобы от птиц .Вы должны отгадать от кого они.

              Д/и «Угадай, кто я»

  1. «Ох, не любят меня люди. Голос им мой не нравится . Глаза у меня большие, круглые, некрасивые. Считают , что я приношу людям беду. А так ли это? Если бы я не пришла к людям, сидеть бы им без хлеба.»

Слайд №36 (сова)

  1.  «Меня тоже люди не любят., потому что я своих детей не высиживаю. Говорят . что я никому не нужна. Неужели люди не знают о том, какую я пользу им приношу?

Слайд №37

(Кукушка)

– А какую пользу приносит кукушка? (сообщение Шляйгер А..)

-А что мы еще особенного знаем про нее?

4.Т.Р. Работа в тетрадях

Запись числа . Темы.

Нарисуйте  кормушку.

6. Итог урока.

-Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна,

Горсть одна- и не страшна будет им зима.

 Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось  вам встречать весну!

7. Подведение итогов.

Домашнее задание. Слайд № 38

Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто кому больше нужен? Человек птицам или птицы человеку? Выживет ли человек , если на земле не останется птиц? Вот над этим вопросом вы должны поразмышлять дома.

Оценки.

Рефлексия.

- Понравился ли вам наш урок?

-Если понравился, у вас на партах лежит листочек, нарисуйте на нем большое солнышко, если нет, то маленькое. Покажите мне свои рисунки.

Слайд № 39. Конец, спасибо за урок.

-

 

ГУ «Надеждинская средняя школа»

                               Учитель: Журавлева Л. А.

                                      2011-2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок познания мира для 1 класса "Уход за домашними птицами весной"

урок формирования новых знаний о домашней птице, уходе за ней и пользе домашней птицы для человека...

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?

Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....

урок познания мира для 1 класса "Уход за домашними птицами весной"

Цель: рассказать об уходе за домашней птицей, её разновидностях и пользе для человекаЗадачи: 1. формировать знания учащихся об изменении в жизни домашних птиц весной; 2. Развивать внимание,...

Урок познания мира для 3 класса на тему"Охрана животного мира". Учитель Журавлева Л. А.

Урок познания мира для 3 класса на тему "Охрана животного мира". Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены; ...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где зимуют птицы?"

Урок по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где зимуют птицы?"

На данный урок-исследование отведено 2 учебных часа. Это позволяет развивать различные метапредметные умения, большинству детей принять роль исследователя и первооткрывателя. Большое внимание уделено ...