Книга тревоги . Урок окружающего мира в 1 классе "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по теме "Книга тревоги" построен согласно требованиям ФГОС, с использованием современных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh._mira.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: Книга тревоги.
Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе
Задачи: формировать умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой природой, между
деятельностью человека и благополучием природы;
продолжить развитие экологического, рационально – логического, эмоционально – образного мышления;
развивать умения и навыки работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать
свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления, речи учащихся;
развивать умения работать с учебным текстом, алгоритмом, способность обобщать и систематизировать полученные знания;
воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родину, чувство ответственности за сохранение природы.
Формируемые универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные,личностные.
Тип урока: «Урок первичного предъявления новых знаний».
Межпредметные связи: литература.
Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы для работы в группах; листок с самооценкой; книжная выставка, светофор.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Этапы урока:
1. Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
3. Операционно-исполнительный этап
4. Рефлексивно – оценочный этап
Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (работа с учебным материалом), частично-поисковый.
Технологии: элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление кластера); технологии проблемного обучения.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
I этап. Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности. - Прочитайте девиз урока: «Знание - сила.». - Как понимаете эти слова? - Я желаю вам сегодня стать еще сильнее в области знаний. II . Ориентировочно-мотивационный этап. - К какому уроку приготовились? - Чему учимся? - Какими знаниями и умениями уже овладели? - Дайте сигнал светофором, кто готов к работе. III. Операционно-исполнительный этап Стадия вызова.
А) Работа с книжной выставкой. - Рассмотрите книжную выставку. - Что объединяет все книги? (В.Берестов) - Книжную выставку вам представит (Ф.И. ученика) - Как можно озаглавить её? - Какая книга привлекла ваше внимание? - Эти книги вы можете найти в библиотеке. Б.) Выразительное чтение стихотворения В. Берестова. - Прочитайте стихотворение В. Берестова и попробуйте его озаглавить. - Послушаем это стихотворение (читают подготовленные ученики) - Как вы озаглавили стихотворение? - Откройте учебники на с. 74 и прочитайте название этого стихотворения. - С каким понятием вас знакомит это стихотворение? О чем оно? (о Красной книге) - Прочитайте, какова тема урока. (Книга тревоги) 2. Технология «Корзина идей». - Соберём с вами «Корзину идей», в которую положим свои знания о Красной книге. - Посовещайтесь в группе, что вы знаете о ней. - Какие знания положим? (на каждый ответ клею картинки животных занесённых в Красную книгу.) - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? (Узнать… Познакомиться……) Стадия осмысления. - Как вы можете получить необходимые вам знания? - Я вам предлагаю дополнить ваши знания, поработав с учебной литературой. ( 1 ряд: « О Красной книге»; 2 ряд: текст учебника на с. 75 3 ряд: О животных и растениях, занесённых в Красную книгу ) - Приступаем к решению учебных задач. Технология «Чтение INSERT» - При работе с текстом, читаете и отмечаете «+», что уже знали, а «!» - новое для вас.
Выступление групп. – Поделитесь с одноклассниками новыми сведениями. (при выступлении групп «слайды о Красной книге) (Каждая группа, самостоятельно распределив учебный материал по своему направлению, раскрывает тему. Заранее подготовленные ученики, обобщают сказанное одноклассниками.) Физминутка. Настроение каково? 2.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Вы узнали о тех представителях живой природы, о которых заботится государство. Теперь вы знаете, что их совсем мало на нашей планете. - Почему исчезают растения и животные? - Что для этого необходимо сделать? А) Работа по учебнику. - Откройте учебники на с. 76 - Прочитайте задание. - Какое решение вы нашли? Б) Творческое задание. - А какие законы создали бы вы сами, чтобы сохранить и увеличить численность животных и растений? (Дети из предложенных законов выбирают нужные) IV. Рефлексивно – оценочный этап - Подведём итог. - О чем вели разговор на уроке? Технология «Кластер» - Что вы узнали нового? - Какие животные занесены в Красную книгу? - Какие «законы» по охране животного и растительного мира должен соблюдать каждый человек? - Решили ли вы задачи, которые поставили на сегодняшний урок? - Кто и что вам в этом помогло? - Каков девиз нашего урока? - Чувствуете ли вы себя сильнее? - Нужны ли вам эти знания в жизни? Отметьте то высказывание, которое вам ближе. («Листок самооценки») - Чтобы вам легче было дома рассказать, как вы работали на уроке, заполните лист самооценки: Зелёный цвет- вы активно работали и выполняли всё верно; Жёлтый цвет- работали редко. Красный цвет- не работали.
| Настрой на учебную деятельность Используя доступные речевые средства, передают свои впечатления. Работа в группах. Проверяют свои знания по ранее изученному материалу. Постановка учебной задачи. Работа в группах Работа с учебной литературой и дополнительным материалом. Обсуждение проблемы Развитие умения работать с учебной литературой. Работа в парах Заполнение таблицы, опираясь на личный запас знаний. Оценка собственной деятельности Составление рефлексивных высказываний, принятие точек зрения других. | К.Вступать в общение. Выражать свою точку зрения. Л.Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. К. Участвовать в диалоге, в общей беседе. П. Умение работать с тестом. Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности. Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности. К. Участвовать в диалоге, в общей беседе. Р. Ставить учебную задачу. П. Умение выбирать нужную информацию из текстов. Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности. К. Выражать свою точку зрения, слушать другого. П. Умение обобщить полученную информацию К. Выражать свою точку зрения, слушать другого. П. Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме. П. Умение анализировать и представлять информацию в вербальной форме. К. Выражать свою точку зрения, слушать другого. П. Умение обобщить полученную информацию К. Аргументировать своё мнение. |
Приложение.
Дополнительный материал к уроку.
Мы - лесные, степные, болотные
Мы - лесные, степные, болотные
Ваших сказок герои - животные.
Мы летаем, шагаем, плывем,
Вместе с вами в России живем.
Мы свободные, мы благородные
Ваших песен герои - животные.
Мы рычим, и мычим, и поем.
Вместе с вами в России живем.
Мы смешные, на вид беззаботные
Ваших цирков артисты - животные,
Вашим детям веселье несем.
Мы ведь вместе в России живем.
Книги красные, книги почетные.
Исчезают с планеты животные.
От людей мы спасения ждем!
Мир прекрасен, пока мы живем... В. Берестов
2.Представление книжной выставки.
Вашему вниманию представлена выставка книг Валентина Берестова. Читатель любого возраста найдёт в книгах Валентина Берестова доброго собеседника. Писатель знакомит нас с загадочным интересным миром природы, учит любить её и беречь.
Я советую прочитать вам произведения Валентина Берестова .
3.Тексты для работы в группе
1 ряд.
Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений и животных , которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее - Красная книга.
Красный цвет – это цвет опасности, означает "стоп, не губи”.
Эта книга называется так потому, что красный цвет – означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью обратить внимание на опасность, на тяжёлые последствия для человека, которые произойдут с гибелью растений и животных.
В Красную книгу заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
2 ряд.
Учебник на с. 75
3 ряд.
Амурский тигр — большая кошка. Является одним из самых сильных и мощных хищников нашей планеты . Находится на грани исчезновения. Привлекает браконьеров своим богатым мехом.
Белогрудый медведь - служит ценным объектом охоты. Используется в китайской народной медицине ,в кулинарии — лапы.
Зубр - самый крупный дикий бык Европы, сохранившийся в живых благодаря человеку. В России и за рубежом существует несколько питомников и заповедников с зубрами.
Рыбий филин- крупная сова, по размерам тела и размаху крыльев близкая к орлам. Редкий уязвимый вид с сокращающейся численностью.
Орлан – белохвост - крупная птица. Масса тела 3-6 кг, размах крыльев 2м. Редкий гнездящийся перелётный вид птиц.
Байкальский осётр- озерно-речная рыба. Взрослые особи имеют массу от 8 до 30 кг . Это быстро сокращающийся в численности вид рыб .
Подснежник - нежнейший весенний цветок , лекарственное растение.Лекарственные растения очень уязвимы.
4.Законы.
Не рвать на природе цветы.
Не разжигать в лесу костров.
Рвать цветы.
Разорять гнезда.
Разжигать костры.
Не разорять гнезда.
Не загрязнять природу.
Садить больше деревьев.
Не ловить бабочек и других насекомых.
Не ломать ветки деревьев.
5. Лист самооценки.
Я выразительно читал
Я внимательно слушал
Я отвечал на вопросы учителя
Я предлагал идеи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме "Книга тревоги"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Гармония" по теме "Книга тревоги". Можно испоьзовать по другим программам, изучая тему "Красная книга"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Красная книга.Животные занесенные в Красную книгу"
О животных ,которые занесены в Красную книгу"...
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Презентация ""Красная книга" к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"
В презентации рассказывается об истории создания Красной книги, приводятся примеры животных, занесенных в Международную Красную книгу и Красную книгу России, объясняются причины исчезновения некоторых...
Урок окружающего мира (4 класс). Тема урока: "Красная книга"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о красной книге и её страницах, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу; формирование навыка бережного отношения к природе.Планируемые р...