Книга тревоги . Урок окружающего мира в 1 классе "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Урок по теме "Книга тревоги" построен согласно требованиям ФГОС, с использованием современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh._mira.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 1 классе.

Тема:  Книга тревоги.

Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе

Задачи: формировать умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой природой,  между

 деятельностью человека и благополучием природы;

продолжить развитие экологического, рационально – логического, эмоционально – образного мышления;

развивать умения и навыки работать самостоятельно и в малых группах, активизировать  желание  работать творчески, точно и логично описывать

 свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления,  речи учащихся;

развивать умения  работать с учебным текстом,  алгоритмом, способность обобщать и систематизировать полученные знания;

воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родину,  чувство ответственности за сохранение природы.

Формируемые универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные,личностные.

Тип урока: «Урок первичного предъявления новых знаний».

Межпредметные связи:   литература.

Оборудование: мультимедийная  система, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы для работы в группах; листок  с самооценкой;   книжная выставка, светофор.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Этапы урока:

1. Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.

2. Ориентировочно-мотивационный этап

3. Операционно-исполнительный этап

4. Рефлексивно – оценочный этап

Методы обучения: словесные  (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (работа с учебным материалом), частично-поисковый.

Технологии:  элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии  деятельностного  мышления; технологии развития критического  мышления (составление  кластера);  технологии проблемного обучения.

                                         Ход урока.

                      Деятельность учителя.

                     Деятельность учащихся

                       УУД

I этап. Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте девиз урока: «Знание - сила.».

-  Как понимаете эти слова?

- Я желаю вам сегодня  стать еще сильнее в области знаний.

II . Ориентировочно-мотивационный этап.

- К какому уроку приготовились?

- Чему учимся?

- Какими знаниями и умениями уже овладели?

- Дайте сигнал светофором, кто готов к работе.

III. Операционно-исполнительный этап

                                Стадия вызова.

  1. Целеполагание.

А) Работа с книжной выставкой.

- Рассмотрите книжную выставку.

- Что объединяет все  книги? (В.Берестов)

- Книжную выставку вам представит (Ф.И. ученика)

- Как можно озаглавить её?

- Какая книга привлекла ваше внимание?

- Эти книги вы можете найти в библиотеке.

Б.) Выразительное чтение стихотворения В. Берестова.

- Прочитайте стихотворение В. Берестова и попробуйте его озаглавить.

- Послушаем это стихотворение (читают подготовленные ученики)

- Как вы озаглавили стихотворение?

- Откройте учебники на с. 74 и прочитайте название этого стихотворения.

- С каким понятием вас знакомит это стихотворение? О чем оно?

(о Красной книге)

- Прочитайте, какова  тема  урока. (Книга тревоги)

2. Технология «Корзина идей».

- Соберём с вами «Корзину идей», в которую положим свои знания о Красной книге.

- Посовещайтесь  в группе, что вы знаете о ней.

- Какие знания положим? (на каждый ответ клею картинки животных занесённых в Красную книгу.)

- Какие  учебные задачи вы поставите перед собой на урок? (Узнать…

Познакомиться……)

                                     Стадия осмысления.

- Как вы можете получить необходимые вам знания?

- Я вам предлагаю дополнить ваши знания, поработав с учебной литературой.

( 1 ряд: « О Красной книге»;                            

2 ряд: текст учебника на  с. 75            

3 ряд: О животных и растениях, занесённых в Красную книгу )

- Приступаем к решению учебных задач.  

Технология «Чтение INSERT»

- При работе с текстом, читаете и отмечаете «+», что уже знали, а «!» - новое для вас.    

           

 Выступление групп.

– Поделитесь с одноклассниками новыми сведениями.

(при выступлении групп «слайды о Красной книге)

(Каждая  группа, самостоятельно распределив учебный материал по своему направлению,  раскрывает  тему.  Заранее подготовленные   ученики,  обобщают  сказанное одноклассниками.)

Физминутка.

Настроение каково?
– Во!
– Все такого мнения?
– Все без исключения!
– Может вы уже устали?
– Мы таких с собой не брали!
– Можем ляжем, отдохнем?
– Лучше мы урок начнем!

2.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вы узнали о тех представителях живой природы, о которых заботится государство. Теперь вы знаете, что их совсем мало на нашей планете.

- Почему исчезают растения и животные?

- Что для этого необходимо сделать?

А) Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 76

- Прочитайте задание.

- Какое решение вы нашли?

Б) Творческое задание.

- А какие законы создали бы вы сами, чтобы сохранить и увеличить численность животных и растений?

(Дети из предложенных законов выбирают нужные)

IV.  Рефлексивно – оценочный этап

- Подведём итог.

- О чем вели разговор на уроке?

Технология «Кластер»

- Что вы узнали нового?

- Какие животные занесены в Красную книгу?

- Какие «законы» по охране животного и растительного мира должен соблюдать каждый человек?

- Решили ли вы задачи, которые поставили на сегодняшний урок?

- Кто и что вам в этом  помогло?

- Каков девиз нашего урока?

-  Чувствуете ли вы себя сильнее?

- Нужны ли вам эти знания в жизни?

Отметьте то высказывание, которое вам ближе.

(«Листок самооценки»)

- Чтобы вам легче было дома рассказать, как вы работали на уроке, заполните лист самооценки:

Зелёный цвет- вы активно работали и выполняли всё верно;

Жёлтый цвет- работали редко.

Красный цвет- не работали.

 

Настрой на учебную деятельность

Используя доступные речевые средства, передают свои впечатления.

Работа в группах.

Проверяют свои знания по ранее

изученному материалу.

       Постановка учебной задачи.

Работа в группах

Работа с учебной литературой и дополнительным материалом.

Обсуждение проблемы

Развитие умения работать с учебной литературой.

Работа в парах

Заполнение таблицы, опираясь на  личный  запас  знаний.

Оценка собственной деятельности

Составление рефлексивных высказываний, принятие точек зрения других.

К.Вступать в общение. Выражать свою точку зрения.

Л.Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

К. Участвовать в диалоге, в общей беседе.

П. Умение работать с тестом.

Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности.

Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности.

К. Участвовать в диалоге, в общей беседе.

Р. Ставить учебную задачу.

П. Умение выбирать нужную информацию из текстов.

Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности.

К. Выражать свою точку зрения, слушать другого.

П. Умение обобщить полученную информацию

К. Выражать свою точку зрения, слушать другого.

П. Умение анализировать рисунки и представлять  иллюстративную информацию в вербальной форме.

П. Умение анализировать  и представлять  информацию в вербальной форме.

К. Выражать свою точку зрения, слушать другого.

П. Умение обобщить полученную информацию

К. Аргументировать своё мнение.

                                                                                                             

 Приложение.

  Дополнительный материал к уроку.

Мы - лесные, степные, болотные 
Мы - лесные, степные, болотные 
Ваших сказок герои - животные. 
Мы летаем, шагаем, плывем, 
Вместе с вами в России живем. 

Мы свободные, мы благородные 
Ваших песен герои - животные. 
Мы рычим, и мычим, и поем. 
Вместе с вами в России живем. 

Мы смешные, на вид беззаботные 
Ваших цирков артисты - животные, 
Вашим детям веселье несем. 
Мы ведь вместе в России живем. 

Книги красные, книги почетные. 
Исчезают с планеты животные. 
От людей мы спасения ждем! 
Мир прекрасен, пока мы живем...                                             В. Берестов

2.Представление книжной выставки.

Вашему вниманию представлена выставка книг  Валентина  Берестова. Читатель любого возраста найдёт в книгах Валентина Берестова доброго собеседника.  Писатель знакомит нас  с  загадочным интересным  миром природы, учит любить её  и беречь.

Я советую прочитать вам  произведения Валентина Берестова .

3.Тексты для работы в группе

1 ряд.

Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений и животных , которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее - Красная книга.

Красный цвет – это цвет опасности, означает "стоп, не губи”.

Эта книга называется так потому, что красный цвет – означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью  обратить внимание на  опасность, на тяжёлые последствия для человека, которые произойдут с гибелью растений и животных.

В Красную книгу  заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в  защите.

2 ряд.

Учебник на с. 75

3 ряд.

Амурский тигр — большая  кошка. Является одним из самых сильных и мощных  хищников нашей планеты .  Находится на грани исчезновения. Привлекает браконьеров своим богатым мехом.

Белогрудый медведь -  служит ценным объектом охоты.  Используется в китайской народной медицине ,в кулинарии — лапы.

Зубр  - самый крупный дикий бык Европы, сохранившийся в живых благодаря человеку. В России и за рубежом существует несколько питомников и заповедников с зубрами.

Рыбий филин- крупная сова, по размерам тела и размаху крыльев близкая к орлам. Редкий уязвимый вид с  сокращающейся численностью.

Орлан – белохвост - крупная птица. Масса тела 3-6 кг, размах крыльев 2м.  Редкий гнездящийся перелётный   вид  птиц.

Байкальский осётр- озерно-речная рыба. Взрослые особи имеют массу от 8 до 30 кг . Это быстро сокращающийся в численности вид рыб .

Подснежник - нежнейший весенний цветок , лекарственное растение.Лекарственные растения  очень уязвимы.

4.Законы.

Не рвать на природе цветы.

Не разжигать в лесу костров.

Рвать цветы.

Разорять гнезда.

Разжигать костры.

Не  разорять гнезда.

Не загрязнять природу.

Садить больше деревьев.

Не ловить бабочек и других насекомых.

Не ломать ветки деревьев.

5. Лист самооценки.

Я выразительно читал

Я внимательно слушал

Я отвечал на вопросы учителя

Я предлагал идеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Книга тревоги"

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе по программе "Гармония" по теме "Книга тревоги". Можно испоьзовать по другим программам, изучая тему "Красная книга"...

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Презентация ""Красная книга" к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"

В презентации рассказывается об истории создания Красной книги, приводятся примеры животных, занесенных в Международную Красную книгу и Красную книгу России, объясняются причины исчезновения некоторых...

Урок окружающего мира (4 класс). Тема урока: "Красная книга"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о красной книге и её страницах, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу; формирование навыка бережного отношения к природе.Планируемые р...