Урок по окружающему миру в 3 классе "ПРИРОЖДЕННЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Познакомить ребят с особенностями грибов и их ролью в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon okruzh.mir_3_kl._prirozhden.razrush.ppt1.55 МБ
Microsoft Office document icon prirozhdennye_razrushiteli.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОПРОСЫ: “ Осторожно: животные! ” Сформулируй правила безопасного поведения с дикими животными. Вы гуляете зимой рядом с парком. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками. Выберите из вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность: 1.Замахнуться клюшкой и отогнать собаку; 2.Убежать от нее; 3.Закричать,отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой; 4.Упасть на землю; 5.Остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота; 6.Подразнить собаку; 7.Громко позвать хозяина; 8.При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой; 9.Сохранять спокойствие; 10.При укусах промыть рану, отправиться в травмпункт по месту жительства. Назови опасных животных, насекомых обитающих в нашей местности.

Слайд 2

Блиц-опрос: Какими признаками обладают все живые орга- низмы ? дышат растут размножаются По каким признакам различают растения и жи- вотных ? РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ФОТОСИНТЕЗ НЕ ДВИГАЮТСЯ ДВИГАЮТСЯ ЗАГЛАТЫВАЮТ И ПЕРЕВАРИ- ВАЮТ ПИЩУ ЧУВСТВУЮТ

Слайд 3

Кто выполняет работу разрушителей( “ мусорщиков ”) в экосистеме ? ЦАРСТВО ГРИБОВ

Слайд 4

ПРИРОЖДЕННЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ!

Слайд 5

Цель урока: познакомить с особенностями грибов и их ролью в природе. Сегодня мы отправим- ся в лес.Как вы дума- ете зачем ? Лес-источник жизни для всего живо- го на земле. Источник древесины Источник пищи Грибы Ягоды и многое другое…

Слайд 6

Тело гриба состоит из ГРИБНИЦЫ (мицелий)- состоящая из тонких ветвящихся нитей- ГИФ,благодаря которому происходит размножение грибов. С.44 в учебнике Если грибница- основная часть гриба,то зачем вырастает надземная часть,которую мы называ- ем ГРИБОМ ? - плодовое тело нужно для размножения, на нем созревают споры Можем ли мы столкнуться с грибами на кухне ? ПЛЕСЕНЬ- налет на продуктах питания Пеницоилл ПЕНИЦИЛЛИН

Слайд 7

ГРИБЫ- ” мусорщики ” : Питаются почвенным раствором. Другие поселяются в отмерших растениях или живот- ных. 3.Поселяются на еще живых,но больных организмах и медленно перерабатывают их ткани после смерти. 4.Они превращают ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА в более простые- МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА , нужные растениям Спорынья Трутовик ели и сосны Трутовик зимний

Слайд 8

1. 2. 3. Трутовик серно-желтый,вызывает стволовую гниль у ивы, липы, березы, кедра, ели, сосны. 2. Чага- поселяется на древесине дуба. 3. Трутовик окаймленный- вызывает гниение стволов кедра, лиственницы, березы, ели. ЭМПУЗА- род грибов, паразитирует на насекомых. Эмпузу используют для борьбы с вредными насекомы- ми( мухами, саранчой ).

Слайд 9

Некоторые грибы образуют содружество с деревом, как оно называется ? МИКОРИЗА- симбиоз мицелия гриба с корнем высшего растения, например, подосиновика с оси ной, подберезовика с березой. Подберезовик Подосиновик Через это сплетение гриб получит нужные ему органи - ческие вещества,а корень растения- минеральные вещества . Так они помогают друг другу.

Слайд 10

Назовите содружество между грибами и водорослями. ЛИШАЙНИКИ ДРОЖЖИ С.46 в учебнике

Слайд 11

ГРИБЫ БЫВАЮТ Пластинчатые Трубчатые С.46 в учебнике

Слайд 12

Дождевик-ежеви- дный Дождевик -грушевидный -шиповатый, жемчужный Красные мухоморы Мухомор-пантерный Поплавок (съедобный) Сыроежка зеленая Рыжик- деликатесный

Слайд 13

Какое правило должны помнить все грибники ? СОБИРАЙ ТОЛЬКО ТЕ ГРИБЫ, КОТОРЫЕ ХОРО- ШО ЗНАЕШЬ! НЕЗНАКОМЫЕ ГРИБЫ НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ!

Слайд 14

Отвечаем на вопросы: Какова роль грибов в природе? Что они делают? Грибы- это растения или животные? Где нельзя собирать даже съедобные грибы? От чего нужно спасать лес, чтобы не наруши- лась наша ЭКОСИСТЕМА?

Слайд 15

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Учитель  начальных классов

МОУ «Бардымская гимназия»

                                                     Мавлютова Гузаль Самигулловна

          (3 класс)

ПРИРОЖДЕННЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ.

Цель: познакомить ребят с особенностями грибов и их ролью в природе.

О б о р у д о в а н и е : иллюстрации грибов, плесень на хлебе, дрожжи, лишайники, муляжи или иллюстрации съедобных и ядовитых грибов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

  1. Блиц-опрос.

Какими признаками обладают все живые организмы?

Живые организмы дышат, растут, размножаются.

По каким признакам различают растения и животных? Чем они отличаются?

 (Учитель записывает на доске ) :

                Растения                                                     Животные

Посередине остается свободное место, чтобы вписать грибы.

        

        Растения создают органическое вещество, цветут, не двигаются.

Учитель дописывает на доске:

Растения

Фотосинтез

Не двигаются

        Цветут не все растения.

Животные могут двигаться, заглатывать и переваривать пищу, чувствовать.

 

Учитель дописывает на доске:

Животные:

Двигаются

Заглатывают и переваривают пищу

Чувствуют

                                                                                             (1 слайд)

Кто выполняет работу разрушителей («мусорщиков») в экосистеме?(2 слайд)

Работу разрушителей выполняют микробы, дождевые черви, раки, грибы и другие живые организмы.

  1. Чтение диалога героев на с.47.

Миша и Лена поспорили, куда отнести грибы – к растениям или животным. Прочтите их диалог. (Дети читают)

        Почему Лена считает ,что грибы-это растения?

Они растут и двигаются.

        Почему Миша считает, что грибы – это животные?

Потому что они живут, как животные, у них нет хлорофилла.

Учитель пишет на доске:

Грибы:

Не двигаются

Растут

Нет хлорофилла

Куда же отнести грибы- к царству растений или к царству животных?

(Дети высказывают свои предположения)

III. Совместное открытие знаний.

Объяснение нового материала.

  1. Работа с текстом учебника, с. 47 и выполнение задания 1.

Ученики читают первый абзац.

Грибы не относятся ни к царству растений, ни к царству животных. Они представляют царство грибов.(3-4 слайд)

Посмотрите на рисунок в задании 1.Сколько грибов на рисунке?

Три

Не торопись писать, найдите ответ в учебнике.

(Ученики читают)

Где находится основная часть гриба? Как она называется?

Основная часть-грибница, она находится под землей.(5 слайд)

Грибница состоит из множества ветвящихся нитей толщиной в одну клетку. Таким образом, каждая клетка гриба всасывает питательные вещества почти всей поверхностью.

        У огромного количества грибов наружное пищеварение ,поэтому они успешно разрушают остатки других живых организмов.

Не забывайте, они- прирожденные разрушители.

        Если грибница- основная часть гриба, то зачем вырастает надземная часть, которую мы и называем грибом?

(Дети могут обратиться за помощью к учебнику).

Плодовое тело нужно для размножения, на нем созревают споры.

Можем ли мы столкнуться с грибами на кухне?(6-7 слайд)

На продуктах появляется плесень: серая, сизая, голубая, желтая… Все это – разные виды грибов.

(Дети рассматривают)

Некоторые грибы образуют содружество с деревом, как оно называется?(8 слайд)

Содружество называется микориза.

  1. Выполнение задания2,с. 48.

С какими деревьями образуют содружество грибы подберезовик и подосиновик? Напишите в задании 2.

(Дети пишут в тетради-учебнике).

        - Подберезовик – с корнями березы.

        - Подосиновик – с корнями осины.

  1. Работа по тексту учебника, с. 48-49.

Что такое лишайник?

Это содружество грибов и водоросли.(9 слайд)

На кухне встречается еще один вид грибов- дрожжи. Какие они?

Дрожжи- одноклеточные и не образуют нитей грибницы.

Как человек использует дрожжи?

Для изготовления теста, вина, пива.

Что дрожжи делают с тестом?

Тесто становится пышным.

Что заменяет дрожжам дыхание?

Дрожжи используют брожение вместо дыхания.

Как человек использует плесневые грибы?

Из них получают лекарства- антибиотики.

Съедобные грибы- ценная пища, богатая белками. Важно научиться различать съедобные и ядовитые, несъедобные грибы.

        Среди трубчатых грибов, у которых шляпка снизу напоминает губку, нет особо опасных, но есть несъедобные.

        А вот с пластинчатыми грибами нужно быть поосторожнее, у них шляпка снизу покрыта пластинками. Среди них есть очень ядовитые грибы.(10 слайд)

(учитель раздает муляжи грибов).

  1. Выполнение задания 3, с. 49-50.

Посмотрите внимательно на грибы, изображенные на с.49-50. Обведите красным карандашом ядовитые и несъедобные грибы.(11 слайд)

        Ядовитые грибы- мухомор, бледная поганка, ложные опята.

Чем отличаются опята от ложных опят?

        У настоящих опят шляпка посередине вмята, а у ложных- выпуклая.

Это вы разобрались с пластинчатыми грибами, посмотрите на трубчатые грибы на с. 50. Какие их них несъедобные?

        Сатанинский гриб.

Какие известны съедобные пластинчатые грибы?

        Сыроежка, шампиньон, груздь, опенок.

Какие знаете съедобные трубчатые грибы?

        Белый гриб, подосиновик, подберезовик, масленок, моховик.

Соленые, жареные грибы с древних пор были излюбленным блюдом русских людей. Но сейчас, с развитием промышленности, сбор даже съедобных грибов вблизи от дорог, крупных заводов, в черте города – весьма опасное занятие. Грибы как губка, впитывают и накапливают вредные вещества, поэтому каждый год регистрируются случаи отравления даже съедобными грибами.(12 слайд)

        IV. Первичное закрепление.

Обучение способам  самостоятельного применения знаний.

  1. Сообщения школьников или рассказ учителя.

Приведем вариант рассказа учителя.

Нужно хорошо знать ядовитые грибы. Бледная поганка (белый мухомор) – смертельно ядовитый гриб. Растет в лиственных и хвойных лесах. Шляпка и ножка очень молодых грибов покрыта общей белой пленкой, которая позже разрывается и остается у основания ножки в виде свободного чехла, верхняя часть иногда остается на шляпке в виде отдельных хлопьев. Шляпка молодого гриба выпуклая, а у взрослого – почти плоская зеленоватого цвета, в центре темнее. На ножке – повисшее широкое кольцо из пленки (как юбочка). Мякоть, пластинки, ножка – белые, не изменяющие окраски. Бледную поганку часто путают с шампиньоном, но у шампиньона нижняя часть шляпки (пластинки) сначала розовая, затем красно-бурая и коричневая.

(Учитель демонстрирует иллюстрацию)

         Похож на бледную поганку мухомор поганковый (вонючий). Отличается приросшим чехлом у основания ножки и большим количеством хлопьев на шляпке. К ядовитым относятся также мухомор порфирный, у которого шляпка буро-серая, почти без хлопьев, мухомор пантерный с серо- зеленой клейкой шляпкой с мелкими белыми хлопьями, красный мухомор.

(Показ иллюстраций)

        Не следует собирать грибы с белыми пластинками, так как употребление ядовитых грибов может вызвать отравление.

        Желтый гриб растет в сырых хвойных лесах, очень похож на белый гриб. Нижняя сторона шляпки грязновато-розового цвета или красно- коричневого, мякоть на изломе быстро розовеет. Это главное отличие от настоящего белого гриба, который никогда не розовеет на изломе.

(Показ иллюстраций)

        Сатанинский гриб. По внешнему виду напоминает дубовик, но мякоть на изломе сначала краснеет, потом синеет.

(Показ иллюстраций)

Лисичка ложная очень похожа на лисичку, но имеет более яркую, красновато- оранжевую окраску и крупные красно- оранжевые пластинки.

(Показ иллюстраций)

        

  1. Выполнение задания4, с.50.

Примените полученные знания при выполнении заданий. Дополните фразу в задании 4.

Грибы питаются, как животные, но растут, как растения.

  1. Выполнение задания 5.

Почему грибам не нужно двигаться?

Потому что тело гриба находится в жидкой питательной среде.

  1. Выполнение задания 6.

Прочитайте вопрос в задании 6. Какое ваше мнение?

Нити грибницы могут всасывать пищу с большого участка.

  1. Выполнение задания 7.

Сегодня вы познакомились с разными видами грибов. Один из них- грибы трутовики, которые растут на стволах лиственных деревьев. Почему они не живут на стволах хвойных деревьев? Что им мешает?

(Дети высказывают свои предложения; правильный ответ: «Им мешает смола». Дети вписывают ответ в тетрадь)

  1. Выполнения задания 8.

Допишите недостающие слова в задании 8. Что такое лишайник?

Лишайник состоит из гриба и водоросли. Только водоросль можно назвать растением.

  1. Выполнение задания 9.

Мы сегодня много говорили о съедобных и несъедобных, ядовитых грибах. Выберите из перечисленных в задании 9 грибов те ,которые вы взяли бы себе в корзину. Подчеркните их.

Белый гриб, опенок, подберезовик, сыроежка.

Почему вы не взяли грибы гладыш, козленок, горькушка, дождевик?

Мы их не знаем

Правильно! Главное правило грибника – собирай только те грибы, которые хорошо знаешь! Незнакомые грибы нельзя собирать!

        V. Итог урока.

Какова роль грибов в природе?(13 слайд)

Они- прирожденные разрушители.

Что они делают?

Разрушают остатки живых организмов и превращают их в миниральные вещества, нужные растениям.

Грибы- это растения или животные?

Это особое царство- царств грибов.

Какое главное правило грибника важно помнить, собирая грибы?

Собрат только съедобные грибы! Незнакомые грибы не собирать!

Где нельзя собирать даже съедобные грибы?

В городе, вблизи дорог и заводов.

Домашнее задание: читать с.47-50, вопросы на с.50, сообщения (по желанию)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Цель данной разработки:  помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах.  Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность т...

урок по окружающему миру 3 класс тема "Прирождённые разрушители"

Предмет: «Окружающий мир»Авторы учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.РаутианКласс: 3УМК «Школа 2100»Тема: Прирождённые разрушители.Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: Познакомить обучающи...

Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".

Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы....

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...