Проект на тему: "Удивительный мир космоса"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Деменкова Ирина Николаевна

Сценарий проекта на тему: " Удивительный мир космоса" подготовлен учениками 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_proekta.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:        «Удивительный мир космоса» (4 класс.).

1.Звучит песня «Земля в иллюминаторе».

Учитель. Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Ученик 1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Ученик 2. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

Ученик 3. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Ученик 4. Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.

Учитель. Космонавтика… Что это такое? Сегодня подобный вопрос кажется странным. Ведь любой школьник знает, что космонавтика связана с полетами в космическом пространстве.

А до этого у большинства людей со словом «космонавтика» были связаны представления о полете на Луну.

На этом уровне человечество пребывало в течение всей первой половины нынешнего, XX века, как и столетия до этого. А между тем уже в самом начале нашего века были заложены основы космонавтики как науки. И как бы ни были грандиозны свершения космонавтики настоящего и в особенности будущего, человечество всегда будет благодарно ее основоположнику – замечательному советскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому.

Ученик читает стихотворение.                

Циолковский

Я представляю зим калужских

мохнатый снег и зимний лед,

детишек на салазках узких,

дворняжку Жучку у ворот

и то крыльцо, тот домик тихий

и тот, на ветхих лапах, стол.

где время плавилось, как в тигле,

и космос на сближенье шел.

Еще аэроплан похожим

в те времена глухие был

на птеродактиля без кожи,

на этажерку с парой крыл,

а калужанин крутолобый,

задув в семилинейке свет,

сквозь древний потолок Европы

уже летел в семью планет,

уже, забыв судьбы обиды,

под колдовской напев зимы

рассчитывал всю ночь орбиты,

чтоб в небе не блуждали мы.

И, слыша грохот реактивный,

метеоритный свист ракет,

я вижу дом неприхотливый,

семилинейки сонный свет,

бумаги, абажура тени,

весь домик тот, весь город тот,

откуда начал русский гений

свой ослепительный полет.

Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса.

Очень много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский «научил» ракеты летать в космос. Он рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развивать необходимую скорость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд – многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Чтобы человек смог оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев. За 60 лет жизни замечательный ученый Королев много успел сделать не только для нашей Родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.

В создании ракетно-космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ требуют объединения усилий людей многих областей науки и техники.

Ученик читает стихотворение.

 Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.

Учитель. Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете наш дальнейший путь в освоении космонавтики.

1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках (ковер-самолет).

2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит (самолет).

3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне (тарелка).

 4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу (вертолет).

 5. Первый искусственный космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году  (спутник).

6. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга (ступа).

 Учитель. Какое слово получилось по вертикали(ракета)?

Ученик. КТО ПРИДУМАЛ РАКЕТУ?

Ракета была известна давно. Очевидно, она появилась много веков назад на Востоке. Возможно, в Древнем Китае – родине пороха. Ракеты использовали во время народных празднеств, устраивали фейерверки. Ракеты применяли в военном деле. Долгое время ракета была одновременно и оружием, и игрушкой. При Петре I была создана и применялась однофунтовая сигнальная ракета «образца 1717 года», остававшаяся на вооружении до конца XIX века. Она поднималась на высоту до одного километра. Некоторые изобретатели предлагали использовать ракету для воздухоплавания. Научившись подниматься на воздушных шарах, люди были беспомощны в воздухе.

Ученик. ЧТО ТАКОЕ РАКЕТА?

Ракета была изобретена значительно раньше электромотора и паровой машины. В большом семействе ракет у каждой свои обязанности. Самые большие и мощные открыли человеку путь во Вселенную. Ракеты поменьше, с меньшими скоростями и на меньших высотах выполняют более скромную, но очень полезную работу: они информируют о состоянии верхней атмосферы,  космических лучах,  фотографируют облака. Ракеты не только помогают предсказать погоду, но и делают ее: грозовые тучи сейчас можно расстрелять ракетами со специальным химическим зарядом, и в нужное время в нужном месте пойдет, например, вместо губительного града дождь. ц

За минувшие годы в России было создано несколько десятков сложнейших ракетных и космических кораблей.

Выставка иллюстраций ракет.

Учитель. Со второй половины 70-х годов прошлого века нашей страной были поставлены ракеты во Вьетнам, Болгарию, Сирию, Индию. А сейчас посмотрим запуск ракеты «Брамос» в республике Индия.

Просмотр кинофильма.

Ученик. КАК УСТРОЕНА РАКЕТА?

Корпус, двигатель, топливо, приборы и (главное!) полезная нагрузка. Корпуса ракет делаются из легких, прочных материалов: дюралюминия, титана, иногда из пластмассы. Двигатели у большинства современных ракет жидкостные, реактивные. В камерах жидкостных двигателей горят спирт, керосин, а также другие виды топлива. Двигатель – это сила корабля. Разум ракеты – ее приборы. Они строго следят за каждым колебанием, не дают отклониться от расчетной траектории.

Модель ракеты.

Ученик. ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК?

4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был осуществлен запуск первого космического аппарата – искусственного спутника Земли.

Его вывела на орбиту ракета-носитель, которая, развив скорость 8 км/с, взлетела вертикально. Автоматические устройства по заданной программе управляли движением ракеты. На Земле принимали радиосигналы из космоса, расшифровывали их. Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой Лайкой, потом третий с разными приборами для изучения атмосферы Земли. Последующие спутники сфотографировали обратную сторону Луны, сбросили на Луну вымпел. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионной передачи, спутники-разведчики. Спутник может вращаться годами, но в конце концов снизится, войдет в плотный слой атмосферы, сгорит и рассыпется. Некоторые спутники уничтожают сигналом с Земли. Некоторые могут быть возвращены назад с помощью других космических аппаратов.

Выставка иллюстраций спутников.

Ученик. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.

Просмотр фильма.

БАЙКОНУР – ГЛАВНЫЙ КОСМОДРОМ НАЧАЛА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ.

Решение о создании космодрома было принято в 1953 году, когда в нашей стране работал космодром Капустин Яр, придуманный для запусков целого ряда реактивных аппаратов, созданных под руководством С. П. Королева. На этом же космодроме осуществлены и первые запуски геофизических ракет под руководством академика А. А. Благонравова. Они дали очень многое для исследования космического пространства вплоть до высоты 400 км. Для создания первой межконтинентальной баллистической ракеты требовалась новая база, которая бы обеспечила соответствующую дальность полета. Траекторию полета следовало выбирать так, чтобы она проходила над малонаселенными пунктами с запада на восток. Энергетически выгоден запуск ракет именно в этом направлении, так как Земля своим вращением добавляет скорость. Из трех вариантов был выбран Байконур. Старт отсюда позволял осуществлять трассу длиной 6400 км через Камчатку. Строительство развернулось очень быстро. В тяжелейших условиях – температура до +45°С, пыль, грязь, очень много змей – люди строили космодром. Подчас в жуткой жаре отказывала техника, не заводились моторы, а люди выдерживали. Требования к качеству строительства были очень высокие. Конструкции должны быть прочными и долговечными. Основным являлось сооружение пускового стартового комплекса. С него и начато было строительство, затем развернуты все работы по строительству пускового минимума, т. е. наименьшее количество сооружений и оборудования, которые необходимы для первого пуска. Сюда входят электростанция, железная и шоссейная дороги, монтажный корпус, компрессорная, стартовые устройства и т. д. Специалисты, уже имевшие опыт Капустина Яра, творили чудеса, усилия всех строителей совершили чудо.

Учитель. О великих событиях ХХ-го века написано много книг, им посвящены документальные и художественные фильмы, думаю вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины об основателях космической техники.

Викторина.

Вопросы.

1.Назовите русского ученого, основоположника космонавтики                 (К. Э. Циолковский).

2.Изобретатель первых советских космических кораблей

(С. П. Королев).

3.Как называется русский космический корабль многоразового использования? (Буран).

4.В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.).

5.Назовите первый в мире космический корабль-спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли с человеком на борту (Восток).

6.Главный космодром, с которого стартуют космические корабли (Байконур).

7.Как называются ракеты, поставляемые Россией в Индию? (Брамос).

8.Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты? (Космодром).

9.Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась … (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).

 Учитель. Давайте перенесемся на 45 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.

Ученик .
Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные "Последние известия".
А он летит через созвездие.
Земля проснется с именем его.
"Широка страна моя родная"...
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них.
И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего.

Учитель. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий". Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Ученик. ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.

Ю. А. Гагарин родился в 1934 году под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, затем в авиационном училище.

Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных.

МЕДИЦИНА ДЛЯ КОСМОНАВТОВ

Казалось бы, космонавтам — совершенно здоровым людям не нужна медицина? И все-таки она есть — космическая медицина. Врачи участвуют в разработке костюма космонавтов, рациона питания, во всем, что необходимо для нормальной работы людей в условиях космоса. Медики следят за состоянием здоровья членов экипажа космического корабля во время полета.

Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости можно работать, обживать космическое пространство.

Ученик. КОСМОНАВТ №2.

Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток-1» и 12 апреля 1961 года был готов лететь в космос дублер Герман Степанович Титов. Оба космонавта вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному старту. Только после гагаринского «К старту готов!» Титов снял шлем и превратился в наблюдателя.

Скафандр (от греч. скафе — лодка, ладья и андрос — человек) — это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки. В скафандре для человека создается микроклимат — трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная система создает нормальную для тела температуру. Скафандр защищает от пониженного давления, от излучений. Снабжен микрофоном и датчиками аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте на Земле.

Потом начались подготовки к полету корабля «Восток-2», с новыми, более сложными задачами. Необходимо было дополнить, проверить данные, полученные в результате полета «Восток-1». Космонавту-2 было поручено в нужное время взять управление кораблем в свои руки. Новый опыт должен показать, что еще необходимо сделать конструкторам, чтобы жизнь человека на борту во время путешествия большой продолжительности протекала абсолютно нормально, а сам корабль был послушен управлению не только с Земли, но и из кабины космонавта.

6 августа 1961 года корабль «Восток-2» стартовал с космодрома Байконур. Полет прошел успешно, все поставленные задачи были выполнены.

 Ученик. Звучит стихотворение А. Твардовского.

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламене знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

В тот день Земля как будто меньше стала,

Но стала людям, может быть родней.

Ах, этот день невольно или вольно

Рождавший мысль, что за чертой такой -

На маленькой Земле – зачем же войны,

Зачем же все, что терпит род людской?

Ты знал ли сам, из той глухой вселенной

Земных своих достигнув берегов,

Какую весть, какой залог бесценный

Доставил нам из будущих веков ?

Да, -

В ряду десятилетий каждый год

Мы метим новыми

Космическими вехами.

Но помним:

К звездам начался поход

С Гагаринского

Русского

«Поехали».

Учитель. Поэтому, именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Ученик. Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны!
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!

Учитель. После Юрия Гагарина много других космонавтом устремились в космос. Кого из космонавтом вы знаете?

Ученики. Юрий Алексеевич Гагарин.
– Валентина Николаева-Терешкова.
– Владислав Николаевич Волков.
– Алексей Архипович Леонов.
– Виталий Иванович Севастьянов.
– Владимир Александрович Шаталов.
– Герман Степанович Титов...

Учитель. Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Вы говорите по телефону с другом из далекого города. Его голос доносится к вам из космоса; спутник транслирует телефонные переговоры. Вы смотрите телевизор в средней Азии или на Дальнем Востоке, читаете газеты – все это транслирует спутник. Спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полетах на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она еще очень молодая и впереди у нее много побед и открытий. Вам, подрастающему поколению, осваивать звездные миры.

Учитель. А сейчас совершим «Космическое путешествие».

 В полете каждый космонавт должен выполнять наши космические правила. Назовите их.

Ученики. Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
– Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
– Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
– Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.

Ученики (хором).
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.

Отгадывание кроссворда «Космическое путешествие». Кроссворд:

1

Ю

П

И

Т

Е

Р

2

Л

Е

О

Н

О

В

3

Г

А

Г

А

Р

И

Н

С

О

Л

Н

Ц

Е

5

Т

Е

Р

Е

Ш

К

О

В

А

6

С

А

Т

У

Р

Н

7

С

К

А

Ф

А

Н

Д

Р

Вопросы к кроссворду:

  1. Самая большая планета?
  2. Кто первым вышел в открытый космос?
  3. Первый космонавт?
  4. Источник жизни на Земле?
  5. Первая женщина космонавт?
  6. У какой из планет есть кольца?
  7. Одежда космонавта?
  8. По-гречески "блуждающая звезда", а по-русски?

Учитель. Итак, мы совершили космическое путешествие и вернулись на нашу планету.

Звучит песня "Я, Земля!" На фоне песни ученик рассказывает стихотворение.

Ученик.

 Когда над Землею
Летит космонавт,
Глядят ему вслед
Миллионы ребят.
Вечерней порою
Глядят в небеса,
Сияют, сияют
Ребячьи глаза.
И в них отражаются,
Ярко горят
Те звезды,
К которым они полетят!
Мчатся ракеты
К дальним мирам.
К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым,
Как песня, словам,
Тот цели своей добьется!

Учитель. Подошло к концу наше знакомство с удивительным миром космоса, где мы пополнили наши знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

Игра "Поле чудес". Тема "Удивительные растения"

Вашему вниманию представлена игра "Поле чудес". Тема "Удивительные растения". Мы часто не замечаем очевидного, проходим мимо обыденного. Но каждое растение имеет свою историю и удивительные свойства. ...

Классный час на тему "Удивительное рядом"

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Удивительный космос"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России" "Удивительный космос"...

Проект по теме: «История освоения космоса. Первопроходцы-покорители космоса»

Информационно-творческий проект средней продолжительности. Цель проекта: воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности...