Лес – наш друг. Сохраним его! Учебный проект
проект (окружающий мир, 2 класс) по теме
Проектная деятельность
Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой учащихся.
В своей работе учитель использует форму проекта во внеклассной работе
(тематические проекты, в том числе и социальные) и мини-проекты на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_-_nash_drug._sokhranim_ego_uchebnyy_proekt.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Травниковская средняя общеобразовательная школа»
Учебный проект
Лес – наш друг. Сохраним его!
Автор проекта:
Прокунина Тамара Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «Травниковская СОШ»
с. Травники
2012
Визитная карточка проекта
Информация о проекте | http://eorhelp.ru/node/62521 стр. для рецензирования http://eorhelp.ru/node/62409 стр. для самооценки http://eorhelp.ru/node/62408 стр. размещения проекта |
Название проекта | «Лес – наш друг. Сохраним его!» |
Девиз | Сохранить живой лес - значит сохранить жизнь! |
Афоризм | Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень |
Краткая аннотация проекта | Проектная деятельность Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой учащихся. В своей работе учитель использует форму проекта во внеклассной работе (тематические проекты, в том числе и социальные) и мини-проекты на уроках. Несколько слов о проекте. Изо всех определений проекта наиболее точным является одно: «Проект» - «бросание вперед». Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого объекта, замысел какого-либо действия. Проект - это шесть «П»:
Проект «Лес – наш друг. Сохраним его! » разработан для учащихся 2 класса общеобразовательных школ. |
Предметная область | Окружающий мир |
Межпредметные связи | Литературное чтение, ИЗО, ИКТ |
Для какой аудитории предназначена работа | 2 класс общеобразовательной школы Работа в группах и индивидуальная работа. Учитель направляет деятельность детей, согласно плана проекта. |
Приблизительная продолжительность проекта | 2 урока (45мин + 45мин) |
Основа проекта | |
Цель проекта | Узнать новые сведения о лесе, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. |
Задачи проекта | Образовательная: формировать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта; углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения; Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка; прививать навыки сотрудничества в группе; Воспитательная: Способствовать воспитанию личностных качеств; развитию ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе. |
Вопросы, направляющие проект | |
Основополагающий вопрос | Как сохранить лес? |
Проблемные вопросы учебной темы | Как нужно вести себя в природе? Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям? |
Частные вопросы учебной темы | Что такое природа? Какие виды леса существуют? Что где растёт, кто где живёт? Что мы сажаем, сажая леса? Что полезно, а что вредно? Правила поведения в лесу. |
Сведения о проекте | |
Необходимые начальные знания, умения, навыки | Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу. Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности. |
Структура уроков, на которых формируется проектная деятельность | Первый этап включает в себя организационный момент Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока. Третий этап является подготовительным. Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ход этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Пятый этап - это этап практического применения разработанного проекта Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом |
Форма проведения | урочная |
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта | |
Оборудование | Компьютеры с выходом в Интернет. Проектор. Раздаточный материал для выполнения каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры. |
Сервисы, используемые в проекте | 1) Google https://docs.google.com 2) Tvitter http://twtpoll.com 3) Smore http://www.smore.com/ |
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся |
I. Организационный момент | 1.Распределение детей по группам. Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, испытатель. Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами. 2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности. |
II. Формулирование темы и целей урока | Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес - наш друг. Сохрани его!». Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют.) Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы. В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы. На доске план: Действия в группе
Коллективные действия: проведение испытания всего проекта. Учитель предлагает детям обсудить цели урока. В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, напомнить правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. |
III. Подготовительный период | 1.Обдумывание проекта проходит в форме « Мозгового шторма». «Я знаю лес» 1. Какой лес называется тайгой? «Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта. 2.Распределение заданий. |
IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование. | Для выполнения практических заданий используется материал альбома – задачника. Работа проводится в группах. Дети работают с большей степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь |
1.Раздел «Растения в лесу». “Знаете ли вы растения?” ( посмотрите флайер по ссылке http://www.smore.com/zw9v и выполните задание) Задание: назовите растения. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка). - В какую группу их можно отнести? (Лекарственные растения). - При каких болезнях помогают эти растения? Учитель: Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. - Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки. ПОДУМАЙ! И дополни эту страницу иллюстрациями лекарственных растений. | |
2.Раздел «Обитатели леса». Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке. «Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса. «Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее. «Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома. «Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома. | |
3.Раздел «Значение леса в жизни людей». Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?». «Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение. «Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома. «Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами. «Испытатели» составляют текст сообщения. | |
Физминутка | Ветер тихо клён качает, Вправо влево наклоняет (наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч) Раз – наклон, два - наклон, Зашумел листвою клён. (кружатся руки вверх) |
4.Раздел «Правила поведения в лесу». Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой: коллективный просмотр презентация «14 правил поведения в лесу». (зачитываем только правила, стихи не читаем). (Автор Кузнецов Павел) по ссылке https://docs.google.com/presentation/d/1Ferj2Vl2lGLXL2kbim_NjRKfSaWEd7KnoiO7lhxLGrg/present?pli=1&ueb=true#slide=id.p14 | |
5.Раздел «Что полезно, а что вредно?». Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу. «Экспериментаторы» создают две группы под названиями «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения». «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома. «Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп. «Испытатели» готовят сообщение. | |
2 урок (продолжение) | |
V. Испытание всего проекта. | Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес - наш друг. Сохраним его!» «Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела. |
VI. Самоанализ проектной деятельности. | На сайте http://twtpoll.com/bo5vpw дети дают ответы: ДА, НЕТ (работа в парах). Рефлексивные умения:
Поисковые умения:
Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей. |
VII. Итоги урока. | Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта. |
Справка для учителя: лист оценивания конкурса проектов. Здесь жюри ставит баллы проектанту, потом подсчитывает и подводит итог. По набранным баллам проектант занимает определенное место на конкурсе.
Лист оценивания
№ п/п | Критерии выставления баллов конкурсанту (по десятибалльной шкале) | Фамилия имя, школа, класс | Фамилия имя, школа, класс |
Название проекта | |||
1 | Время сообщения (включая ответы на вопросы, не более 10 минут) | ||
2 | Грамотное изложение материала. Эрудиция конкурсанта | ||
3 | Грамотное использование наглядности во время выступления | ||
4 | Необычность выступления (его «изюминка») | ||
5 | Связь проекта с жизнью | ||
6 | Продукт проекта, сделанный своими руками | ||
7 | Аргументированное обоснование продукта проекта | ||
8 | Соответствие темы целям и задачами проекта. Наличие вывода | ||
9 | Наличие папки с дополнительным материалом. Ценность собранного материала | ||
10 | Форма одежды как дополняющий элемент проекта | ||
Количество набранных баллов |
Источники информации:
- Господникова М.К., Полянина Н.Б. и др. Проектная деятельность в начальной школе.- «Учитель», 2009г.
- Сизова Р.И., Р.Ф. Селимова, Учись создавать проект: методическое пособие для 2 класса.- М., РОСТ
- Завуч начальной школы №3, 2011г. с.82
- Плешаков А.А. Окружающий мир, учебник 2класс, М.: Просвещение 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"
В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»
Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...
Как сохранить зрение. Социальный проект
Социальный проект учащихся 3 класса...
Проект "Твори добро другим во благо."Направление проекта: нравственно-творческое, для детей 7-14 лет.
Проект «Твори добро другим во благо» способствует формированию добра и ответственности человека, формированию нравственных качеств, умению сопереживать, сочувствовать тем, кто...