Формирование познавательных универсальных учебных действий
статья по теме

Селина Татьяна Васильевна

Сообщение из опыта работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Роль познавательных универсальных учебных действий в обучении и воспитании очень велика: они обладают возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, являются мотивом учения и активной деятельности, способствуют формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Предметом познавательного интереса  школьников являются новые знания о мире. Вот почему продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить только к материалу, удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. (Слайд №2) Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т.е., стараюсь  перевести  школьников со ступени  житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

    Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Это значит, что в самом процессе  школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

   И здесь на помощь приходят  игровые технологии, вносящие  элемент  занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Не последнюю роль в формировании познавательных универсальных учебных действий играет развитие творческих способностей учащихся. С 1 класса даю такие задания: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок. Благодаря творческим заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывая мотивацию к учению, интерес к предмету.

Использование на уроках компьютерной техники развивает познавательную активность и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности. Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование способствуют лучшему усвоению учебного материала. Уроки с использованием ИКТ позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность ученика, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. Увлёкшись, ребёнок  не замечает, что он учится,  узнаёт новое, ориентируется в необычной ситуации.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию следующих общепознавательных универсальных учебных действий:  (Слайд №3)

  • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
  • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

         

          Для эффективного формирования познавательных учебных действий  урок начинаю с речевой разминки, так как она:

а) учит детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям — учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б) формирует умения и навыки участия в диалоге;

в) учит школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы);

г) развивает умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки. Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире

       Эффективное формирование познавательных учебных действий в 3-4 классе может быть обеспечено применением жанра интервью. Так на уроке окружающего мира «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся» для изучения новой темы нами была использована риторическая игра «Интервью». Каждая группа получила материал для изучения определенного класса животных. Третьеклассники подготовили описание или портрет этого класса. Затем группы обменялись портретами и по полученным описаниям составили вопросы для интервью у представителей этого класса животных. При выполнении этой работы, ребята работали с информацией, содержащейся в учебнике, с дополнительной литературой, с информацией, представленной одноклассниками, обрабатывали ее и предъявляли окружающим.

         Формируя логическое мышление учащихся,  в своей работе использую следующие задания: «Третий лишний» (Слайд №4), «Найди ошибку» (Слайд №5), «Дополни высказывания» (Слайд №6), «Соедини линиями начало и конец пословиц» (Слайд №7), «Соедини линиями слова противоположного значения», «Отгадай загадку», «Ответь на вопросы викторины».

        (Слайд №8)   Для формирования умения поиска и работы с информацией на уроках окружающего мира  провожу познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны (подбор содержания для таких познавательных минуток предлагаю детям в виде домашнего задания); а также использую  материал из различных  справочников, энциклопедий.

         На уроках и во внеурочной деятельности помогаю учащимся овладеть начальными навыками исследовательской деятельности. (Слайд № 9)  При выполнении исследовательской работы стараюсь поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.

        Просмотр презентации исследовательской работы ученицы 3 «Б» класса Мясищевой Ирины по теме «Пищевые предпочтения волнистого попугая Ромы».

 

         Таким образом, интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках

Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно-познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. Москва,2008

2. Возрастные возможности усвоения знаний. Под редакцией Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Москва, 1966.

3. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников, Москва,2007.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Под  редакцией А.В. Хуторского, Москва,2007.

5. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Областная конференция "День инноватики". В докладе приведены примеры использованния ИКТ на уроках математики для формирования универсальных учебных действий....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал. Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных дейс...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (Логическое действие сравнение)

Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они созд...