Урок окружающего мира по программе Виноградовой 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
С самых первых уроков человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Представляю вашему вниманию пример одного из таких уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_chelovek_2.doc | 92 КБ |
priroda_i_chelovek_2.ppt | 1.97 МБ |
illyustratsii2003.doc | 1.92 МБ |
ekologiya_kartochki_2003.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Шатилова Светлана Викторовна, учитель начальных классов
Зимовниковского района Ростовской области
муниципального общеобразовательного учреждения
начальной общеобразовательной школы
имени А.С. Пушкина, высшей категории,
образование высшее.
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор путей предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.
Программа «Окружающий мир» УМК автора Н.В. Виноградовой – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок. С самых первых уроков человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Представляю вашему вниманию пример одного из таких уроков.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
(2 класс)
Цель: создать условия для развития экологической культуры у младших школьников.
Задачи:
- познакомить с понятием «экология», особенностями её законов;
- формировать представления о взаимосвязи человека и природы;
- воспитывать активную нравственно, экологически грамотную личность (по отношению к окружающему миру: природе, социальной сфере, людям, самим себе).
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку;
- На доске название темы (каждое слово закрыто отдельно); иллюстрации, расположенные вертикально в два ряда, на расстоянии друг от друга.
1ряд (иллюстрации расположены парами – одна накрывает другую): «дом» снизу – «лес» сверху, «автотрасса» снизу - «луга» сверху, «завод» снизу - «река» сверху, «шумный отдых людей на природе» снизу - «птицы» сверху.
2ряд: иллюстрации закрыты, на них представлена полезная деятельность детей (людей) в природе.
- Раздаточный материал:
- двусторонние карточки с понятием «экология» для индивидуальной дифференцированной работы:
1 вариант (для сильных учеников):
на одной стороне текст
(Экология – греческое слово.
Часть слова «ЭКО» - значит дом, «ЛОГИЯ» - значит наука. ЭКОЛОГИЯ – наука о доме.
Эта наука помогает нам познавать то, что нас окружает, наш дом – природу, её законы,
которые нельзя нарушать.
Как ты думаешь, какие это законы?)
на другой стороне изображение
2 вариант (для средних учеников):
на одной стороне текст
(Экология – наука о законах природы.
В ней рассказано, как охранять растения и животных. В природе всё связано между
собой: животные, растения, ласковое солнце, земля, вода, человек. Нарушим эти связи – и
всё начнёт разрушаться. Чтобы этого не случилось – надо знать правила поведения в
природе.
Какие это правила?)
на другой стороне изображение
3 вариант (для слабых учеников):
на одной стороне текст
Экология – наука о законах природы.
Природа – наш дом. Дом мы бережём, содержим в чистоте. Значит и природу надо содержать
в чистоте: убирать за собой после отдыха, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не
сливать грязную воду в реки.
на другой стороне изображение
- конверты с различным вариантом наполнения для работы в парах (моделирование):
1 вариант: запрещающий знак (перфокарта), цветок, трава, рука, ботинок.
2 вариант: запрещающий знак (перфокарта), гнездо, птица, рука, музыкальные
ноты (шум).
3 вариант: запрещающий знак (перфокарта), дерево, грибница, топор, рука.
4вариант: запрещающий знак (перфокарта), водоём, рыба, изображение мусора и сточной трубы с грязной водой.
- Светофор
- Чистый лист бумаги и цветные карандаши (каждому).
- Толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока.
I Организационный момент
Здравствуйте. Давайте с вами поделимся своими знаниями и хорошим настроением…(протягиваем друг другу руки).Спасибо, ребята.
II Активизация знаний.
*2 СЛАЙД (клип)- картины природы в музыкальном оформлении. Учитель читает стихотворение, обращая внимание детей на экран.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса…
Вся Земля и время года-
Что вокруг тебя?.. (ПРИРОДА)
Учитель открывает первое слово темы (Природа и ).
- Какой могла бы быть тема урока? (ответы детей)
*3 СЛАЙД (иллюстр: отдых людей на природе, учитель читает стихотворение)
Я, ты, он, она-
Нас природа создала!
Породнились мы навек
Имя всем нам …(ЧЕЛОВЕК)
Учитель открывает второе слово темы. (Природа и человек).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы детей)
III Сообщение темы урока.
1)*4 СЛАЙД (иллюстр: два ученика расположены напротив друг друга)
Проблемная ситуация: «Человек-часть природы. Так ли это?»
- Послушайте спор учеников из другого класса (звук на слайде).
Мальчик.
Человек может жить без природы, потому что он - самое умное существо на Земле и всё умеет. Люди придумали разные машины, построили большие города, а в космос запустили ракеты. И ещё человек выращивает растения и разводит животных.
Девочка.
Я не согласна с тобой. Человек-часть природы, как и все живые существа: насекомые, птицы, звери. Природа кормит, лечит, одевает людей. Разве мог бы человек построить дом, если бы не было леса, или сделать лекарства, если бы не было растений? Не может человек жить без природы.
Оба.
А как вы думаете, ребята?
- Помогите решить спор между учениками другого класса…
*5 СЛАЙД (вопрос: Человек-часть природы. Так ли это?)
Дискуссия в классе.
- Может быть, ответить на этот вопрос поможет сказка?
2)*6 СЛАЙД (клип-сказка)
«Жил человек на нашей Земле
Был он таким как ты и как все:
Любил отдыхать, по лесу ходить,
В прозрачной реке любил рыбку ловить.
Вдруг, видит в воде, что-то плещет, блестит…
На быстрой волне чудо-рыбка сидит.
Виляет хвостом, человеку кивает,
Исполнить желанья ему обещает…»
Стоп-кадр: задумчивый мальчик. Учитель открывает иллюстрации на доске, следуя за текстом с экрана (лес-особняк, луга-автотрасса, река-заводы, птицы-музыка). Из первого ряда иллюстраций образовываются два ряда. В первом ряду остаются особняк, автотрасса, заводы, музыка. Во второй перемещаются лес, луга, река, птицы. Иллюстрации второго ряда располагаются напротив первого.
-Хочу, чтоб исчез вмиг раскидистый лес,
На месте том вырос мой дом до небес.
-И вместо лугов и широких степей-
Асфальт, чтоб машины бежали быстрей.
-И чудо-река, и её берега,
Прекрасное место заводам всегда.
-Хочу, чтобы песни и шум и веселье
Развеяли грусть, тишину, птичье пенье.
Продолжение клипа.
«Задумалась рыбка
Вильнула хвостом
И сбылись желанья,
А что же потом?»
Обсуждение проблемы
*7 СЛАЙД
-Какие действия человека вам хотелось бы изменить или запретить? Ответы детей.
-Существуют знаки, запрещающие какие-либо действия человека.
3)*8 СЛАЙД (иллюстр. запрещающий знак)
-Кто из вас встречал такие знаки? Где?
На каждой парте конверты с заготовками для моделирования знаков.
-Я предлагаю каждой паре взять конверт.
-Рассмотрите предложенные вам предметы.
-Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить?
-Создайте запрещающий знак.
Практическая работа в парах.
-Что запрещают ваши знаки? (ответы детей)
IV Физминутка.
*9 СЛАЙД (иллюстр., музыка, релаксация)
Ярко светит солнце
Дует ветерок
Мы вдыхаем чистый
Воздуха глоток
Нежно прикоснёмся
К шёлковой траве
Вырастим здоровыми
На природе все.
-В каком месте захотелось оказаться? Детские фантазии.
-Сядьте, представьте себе это место.
V Сообщение темы урока.
1)Проблемная ситуация: Что важнее? (иллюстр. на доске 1 и 2 ряд)
1ряд иллюстр: Сможет ли человек без природы? (ответы детей)
2ряд иллюстр: А без домов, машин, заводов? (ответы детей)
-Как же решить эту проблему? (высказывания учащихся)
-Решить спор поможет важная наука…
-Какая?
-Собери слово.
*10 СЛАЙД (буквы слова ЭКОЛОГИЯ рассыпаны, затем выстраиваются в один ряд)
2) Диф. работа по карточкам.
*11 СЛАЙД (изображение карточек)
-Возьмите карточки и узнайте, что это за чудо-наука? (самост. раб.)
-Так что же это за наука экология? (ответы детей)
3) Работа по толковому словарю С.И. Ожегова.
-Есть такая книга, где дано научное объяснение слова экология.
-Кто знает, что это за книга?.. (ответы детей)
Учитель показывает словарь. Это толковый словарь С.И. Ожегова. Здесь записано, что экология-это...
*12 СЛАЙД (научное понятие)
-Что за отношения изучает эта наука? Кто к кому и как относится? (ответы детей)
-Имея такие знания об экологии, сможем ли мы помочь человеку исправить его ошибки? (ответы детей)
- Тогда рассмотрите иллюстрации…
4) Проблемная ситуация (открывается 3 ряд иллюстраций, который до этого момента был закрыт. На иллюстрациях представлена полезная деятельность людей в природе).
-Какую ошибку человека вам бы хотелось исправить? (Учитель обращает внимание детей на доску, указывая на 1 и 2 ряды иллюстраций.)
-Найди подходящие для этого иллюстрации, реши экологическую проблему. (Учитель обращает внимание детей на доску, указывая на 3 ряд иллюстраций.)
Дети проводят мелом линии, объясняют свой выбор.
-Почему так необходимы эти действия человека? (Учитель указывает на 3 ряд иллюстраций.)
-Какие из них под силу совершить и вам? (ответы детей)
*13СЛАЙД (экол. катастр. игра)
-Сможет ли существовать человек и наша планета, если…(весь окружающий человека мир постепенно исчезает, на слайде остаются человек и планета). Рассуждения детей.
5)) Создание экологических законов.
-Важно ли соблюдать экологические законы? (ответы детей)
Какие? Покажи светофором…
*14 СЛАЙД (экол. законы: на слайде остаются только те, которые дети выбрали зелёным цветом, красным – исчезают, спорные - обсуждают)
-Для кого созданы экологические законы? Почему? Все ли законы мы рассмотрели?..
-Придумайте экологические законы об отношении человека и природы…(ответы учащихся)
VI Итог урока.
Мы много рассуждали на тему «Природа и человек». А вот «Золотая рыбка» молчит…
*15 СЛАЙД (изобр. «Золотой рыбки»)
-Что бы она хотела попросить у людей? (ответы учащихся)
-Нарисуйте для неё природу такой, какой бы вы хотели её видеть (Учащиеся рисуют на листочках, потом отдают их в подарок «Золотой рыбке»).
*16-17 СЛАЙД (изобр. - Земной шар в руках детей. Учитель читает стихотворение,
обращаясь к детям. Во время чтения происходит смена слайдов.)
Нас много, ребята! Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас Планета одна
«Спасибо» природе И жизнь её
Скажет сейчас. Вашим рукам отдана!
(дети говорят «спасибо») (дети поднимают свои заботливые руки)
Спасибо за урок! Я обязательно расскажу о вашем решении ученикам другого класса. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
э к о л о г и я
Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Правила поведения в природе. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет! Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь! Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экология – греческое слово. Часть слова «ЭКО» - значит дом, «ЛОГИЯ» - значит наука. ЭКОЛОГИЯ – наука о доме. Эта наука помогает нам познавать то, что нас окружает, наш дом – природу, её законы, которые нельзя нарушать. Как ты думаешь, какие это законы? |
Экология – наука о законах природы. В ней рассказано, как охранять растения и животных. В природе всё связано между собой: животные, растения, ласковое солнце, земля, вода, человек. Нарушим эти связи - и всё начнёт разрушаться. Чтобы этого не случилось – надо знать правила поведения в природе. Какие это правила? |
Экология – наука о законах природы. Природа – наш дом. Дом мы бережём, содержим в чистоте. Значит и природу надо содержать в чистоте: убирать за собой после отдыха, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду»,
Урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду», в форме обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний. ...
Урок окружающего мира по программе А.А.Плешакова "Опасные места". 3 класс
На уроке повторяются дорожные знаки: группы на которые делятся знаки. При изучении нового материала дети работают в парах: выясняют какие опасности подстерегают нас в квартирах и во дворе дома....
Урок окружающего мира по программе А.А. Плешакова 3 класс
Тема урока: "Опасные ситуации зимой на улице"...
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Урок окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI" "Из истории имен"
Цель урока: дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств....
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Комментарии
Огромное спасибо за конспект
Огромное спасибо за конспект урока! Материал, подобранный для урока помогает учащимся разобраться в сути вещей, учиться сравнить, анализировать, делать выводы!