урок окружающего мира "Планеты солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
урок разработан по программе УМК "Планета знаний", во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_7.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по окружающему миру
Тема: Наша «солнечная семья»
Цель: Сформировать представления учащихся о Солнечной системе.
Задачи: 1. Познакомить с планетами Солнечной системы, научить различать планеты и звёзды
2. Воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.
3. Развивать умение исследовать космические тела и делать самостоятельные выводы по теме урока, умение работать в группе, воображение, фантазию, наблюдательность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное учебное пособие «Природа, человек, общество», презентация «Космос», карта звёздного неба, таблицы для исследований.
I. Организационный момент: Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят в класс и занимают свои места.
- Ребята, вот вы сейчас прослушали музыку, а теперь скажите мне как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- правильно, мы будем говорить с вами о космосе, о нашей “Солнечной системе”. слайд 1
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие.
Ребята, а как вы думете для чего мы полетим в космос? Какие знания получим? (выбор целей урока, вывешивание целей на экран)
Целеполагание:
-правильно, мы с вами узнаем…
I. Узнать, что такое Солнечная система.
II. Расширить знания о космосе.
III. Научиться различать планеты.
II. Проверка домашнего задания:
Итк,дети, прежде чем перейти к решению поставленных задач давайте с вами вспомним о чем же мы говорили на прошлых уроках и ответим на вопросы: все готовы?
- Как называются самосветящиеся космические тела?
- Что называют созвездиями?
- Какой дополнительный материал о звёздах и созвездиях вам удалось найти? Расскажите.1-2 кто продолжит
- Кто сделал аппликацию созвездия? Покажите ребятам, пусть они узнают созвездие и назовут его.
III.Сообщение темы и цели урока:
На прошлом уроке мы говорили о звездах, а Сегодня на уроке мы продолжим говорить о небесных телах. И отправимся в путешествие на космическом корабле по космической галактике. Но корабль наш не сможет отправиться без названия. И чтобы узнать задание необходимо разгадать ребус, только будьте внимательны, ведь как корабль назовешь так он и полетит.
-Наш корабль-мечтолёт. Прислушайтесь какое название. Как вы думаете почему его так назвали?
-Правильно. А теперь приготовились мы отправляемся….
- за время путешествия мы с вами вспомним что такое «галактика», «Вселенная», «Солнечная система) (Слайд № 3, 4). Вы конечно слышали об этом и по телевизору, мы посещали планетарий где вы смотрели научный фильм. И я думаю что материал сегодняшнего урока вам будет понятен и вы все будете активно работать.
Учитель: итак, дети, посмотрите в иллюминатор
- К какому небесному телу мы приблизились?
Ученики: Это Солнце.
-А что же такое-солнце?
- раскалённый газовый шар. Это ближайшая к нам звезда средней величины.
Поэтому оно светит и греет. (Слайд № 5)
- и действительно, глядя на него даже по цвету определить что оно горячее. а скажите можем ли мы без него жить? А почему, какую роль оно для нас играет?
-и правда, Огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, чтобы мы жили, дал нам тепло, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Все вокруг возникло благодаря ему, А еще Солнце обладает достаточной гравитационной силой,
- Может кто-то ответит что такое гравитация?
-так вот солнце обладая гравитац. силой может удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще что?(восемь планет и пояс астероидов). Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией. Все это вместе: Солнце, планеты, астероиды (каменные глыбы), кометы (замёрзший газ, при таянии которого образуется хвост кометы) - в совокупности образует Солнечную систему.
Итак давайте сделаем вывод. Читаем слайд о солнце.
Мы с вами совершаем путешествие по нашей Солнечной системе, а именнопо нашей Галактике «Млечный путь» .
- А как вы думаете, почему эта галактика получила такое название. Вслушйтесь млеч-млек-молоко, однокоренные слова?
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с планетами Солнечной системы.
Учитель: Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за небесными светилами, заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали планетами.
- кто скажет что такое планеты?
Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они светятся, потому что отражают солнечный свет.
(Учитель показывает слайд № 6 из презентации «Космос».)
Посмотрите, перед вами модель солнечной системы. Сколько же планет притягивает солнце?
А кто может выйти к доске и показать их. 1 ученик с проверкой.
-А как называется путь, по которому движутся планеты? (Орбита)вот они четко видны на изображении
(Слайд № 7) Наш Мечтолёт будет совершать путешествие от одной планеты к другой.
И для нас готово следующее испытание.
Физкультминутка:НН
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
Тихо сели!
2. Работа по учебнику:
Учитель: а сейчас откройте учебники на странице 48. Рассмотрите иллюстрацию учебника что изображено? А теперь ваша задача самостоятельно прочитайте сведения о планетах
Учитель: Что новое вы узнали о планетах?
Ученики:ЭЭ Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты – гиганты. Их размеры гораздо больше Земли. Самая большая – Юпитер – больше Земли в 11 раз. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности. Они имеют много спутников. Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей. А скажите вот на примере нашей планеты Что происходит когда земля делает полный оборот вокруг своей оси(смена дня и ночи)
(Слайд № 7) Пролетим над планетами – гигантами.
- какие планеты можно назвать гигантами?
Ученики: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты – гиганты
Учитель: А скажите Какая планета особая и почему? Из окна мечтолёта видно, как мала эта планета по сравнению с другими планетами.
Ученики: Плутон – «карликовая» планета. Её размеры очень малы.
Учитель: Некоторые учёные предлагали в 2007г. отнести её к астероидам.
Вы видите на экране Плутон и его спутник.
А еще Учёные открыли малые планеты ! –как они называются? – астероиды. Посмотрите на что похожи астеройды? состоят из камня и металла
-Они небольшого размера. Форма их разнообразна. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.
-А как называются осколки астеройдов? Метеоры.- молодцы.
3. Расстояние от Солнца. (Слайд № 7)
-мы с вами продолжаем путешествовать.
Учитель: Рассмотрите изображение системы. Что мы видим? -Планеты выстроились в ряд! Вы видите, как планеты удалены от Солнца. Назовите самые близкие планеты.
Ученики: Самая близкая – Меркурий, затем – Венера, Земля и т.д. На какой орбите наша планета?
Учитель: Меркурий делает оборот вокруг Солнца всего за 88 суток. За какое время делает оборот вокруг Солнца Земля?
Ученики: За 365суток и 4 часа – год..
- А как вы думаете за какое время совершает оборот Плутон?
Учитель: Самая далёкая планета – Плутон совершает один оборот за 250 земных лет. Какой можно сделать вывод о скорости вращения планет вокруг Солнца ?
Ученики: Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один оборот вокруг него. И тем холоднее. Полетим до Плутона? Тогда разворачиваемся и берем курс домой на Землю.
3. Наша планета. (Слайд № 8)
И вот мы почти прилетели
- давайте Полюбуемся из космоса красавицей Землёй. Почему она кажется голубой?
Ученики: ¾ Земной поверхности занято водой. А какую форму имеет планета
4. (Слайд № 9)
- А вот и спутник Земли – Луна! Что вы уже знаете о луне? Давайте прочитаем
- А еще в России в городе где живут космонавты есть музей в котором хранится первый в мире луноход, запущенный из России. Он так и назывался луноход 1. Хорошо. Возвращаемся в класс.
5. Учитель: мы на мечтолёте, пролетая от одной планеты к другой, не раз встречали на своём пути разные небесные тела. А что это так ярко сияет в космическом пространстве?
Ученики: Это звёзды. Вот совсем рядом сияет Полярная звезда.
Давай те проведем Исследование «Как отличить планету от звезды?» - работа в группах
Учитель: Каждому даны карточки - помощницы . Ваша задача из предложенной информации выбрать нужную и указать в этой карточке отличия планеты от звезды.
аспекты | планеты | звёзды |
определение | ||
размеры | ||
свечение | ||
Как движутся в космосе? | ||
Ученики работают самостоятельно , используют справочный материал.
Результат работы группы:
Аспекты | планеты | звёзды |
Определение | Холодные космические тела. | Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет. |
Состав (из чего состоят?) | Планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс имеют твёрдую поверхность. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности. | Состоят из частиц газа. |
Размеры | 4 планеты близки размерам Земли, 4 планеты – гиганты, 1 планета – карлик. | Огромные шары. Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. |
Свечение | Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет. | Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее». |
Как движутся в космосе? | Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей. Одновременно вращаются вокруг Солнца. | Звёзды вращаются вокруг своей оси и одновременно двигаются в космосе в своей галактике. |
Как отличить на небе? | Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок. | Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка. |
После работы поменяйтесь работами с соседом по парте и сверьте правильность ответов, и если все выполнено верно поставьте +, если нет -. А затем листочки на край стола
V. Подведение итогов урока:
Учитель: Итак наш урок подходит к концу. Ответьте мне на последний вопрос:а как вы думаете вообще для чего мы все это изучаем? Зачем нам это нужно? И правда, ребята, Наша планета живет в этой галактике е и нам с вами не безразлично что происходит вне
Я хочу сегодня отметить отличной оценкой тех учеников, которые подготовили сообщения, и кто активно работал.
VI. Домашнее задание: а теперь откройте дневник и запишите домашнее задание . модель солнечной системы из пластилина. Благодарю всех космонавтов за работу в космическом путешествии. Урок окончен. Встали. А сейчас можете выйти в коридор.
Литература:
1. С.Ю.Афонькин Школьный путеводитель «Космос» - Спб, 2003
2. Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему?» - Москва: Махаон, 2008
3. О.Т.Поглазова Методические рекомендации к учебнику- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
4. Энциклопедия «География» - М: Росмэн, 1998
5. Энциклопедия «Наука» - М: Росмэн, 1998
6. «Природа, человек, общество» Электронное учебное пособие - ООО «ДОС», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике "Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000" и окружающему миру "Солнечная система"
Совершенствовать устные вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000. Умение решать задачи, преобразовывать величины, решать уравнения и закрепить знания по теме "Солнечная система"...
Урок по окружающему миру "Солнечная система" 2 класс
данный урок предполагает чередование коллективной и индивидуальной формы работы, подробно знакомит учащихся с отличительными признаками планет....
урок по окружающему миру Солнечная система
разработка урока по окружающему мир...
Тест по окружающему миру "Солнечная система. Земля" для 2 класса
Тест по окружающему миру для 2 класса. Задания типа А,В,С (от лёгких до сложных заданий)....
Урок окружающего мира "Солнечная система" 2 класс
Иллюстративный ряд к уроку о планетах солнечной системы....
Проверочная работа по окружающему миру "Солнечная система. Жизнь на земле"
Тестовые задания по темам" "Солнечная система. Жизнь на земле"...
Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс
Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...