Вода и её свойства
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oleshko_s.i_urok_okruzhayushchiy_2_klass.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 2 |
Тип урока | комбинированный |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Вода и её свойства |
Цель | создание условий для усвоения и первичного закрепления обучающимися знаний по теме «Вода и её свойства» для формирования УУД обучающихся |
Основные термины, понятия | Вода, свойства воды, прозрачность, текучесть, форма |
Оборудование | презентация, глобус, исследовательские листы, листы с таблицей, сосуды ,стаканы с соком, водой, молоком, кофе, салфетки, цв. полоски бумаги, трубочки |
Планируемый результат | |
Предметные умения: - уметь определять некоторые свойства воды в процессе опытов и практической работы; -учиться работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений; - развитие мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; - уметь работать в группах, выслушивать и уважать мнение других. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группе; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать способ проверки; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - проводить анализ опыта. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - выразительно читать текст. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Н.Я Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть. Раздел «Взаимодействие сил природы» Технические средства обучения: Компьютер, проектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (внимание, память). Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала прошлого урока |
Совместное открытие знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Самостоятельное применение знаний, закрепление | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Итог урока | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Предметные умения: - - уметь определять некоторые свойства воды в процессе опытов и практической работы; -учиться работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений; - развитие мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; - уметь работать в группах, выслушивать и уважать мнение других. | Слайд 1 Видефрагмент о воде Слайд 2 Земля и Луна | -Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо. А что же это, вы скажете мне, посмотрев этот видеофрагмент. – Назовите одним словом то, что вы сейчас увидели на экране? А, как, по-вашему, есть ли вода на других планетах? Помогите ребятам 1 класса определить где Земля, а где Луна? (на экране две фотографии из космоса) - Ребята, как вы думаете, почему на Луне нет жизни? - Почему наша планета из космоса кажется голубой? - Я хочу показать вам модель земного шара. Кто знает, как она называется? - Если его быстро вращать, то какого он будет цвета? Почему? Надеюсь, вы теперь можете сами сформулировать тему нашего урока |
Вода Неизвестно(затрудняются ответить) Там нет воды Там много воды Глобус Голубой Вода |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 | В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов. А где человек использует воду? Составьте из букв на капельках слово. А кто такой исследователь? – (Исследовательская лаборатория). Сегодня наш класс на один урок превратится в исследовательскую лабораторию, т.е. место, в котором проводятся научные опыты, а проводить эти опыты будете вы. – Как в любую исследовательскую лабораторию, в нашу лабораторию попадают на экспертизу разные вещества. Вот и сегодня я принесла на экспертизу вот это вещество. Как вы думаете, что это? Показываю сосуд с прозрачной жидкостью. |
Готовит пищу, утоляет жажду, моется Исследователь Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением каких-либо предметов или веществ. Работа в группах Высказывание предположений. Это вода |
| – По виду похоже на воду. Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? Как вы думаете, а можно ли пить эту жидкость? – А что нужно знать, чтобы точно утверждать, что в стакане вода?– Знаем ли мы сейчас свойства воды? Итак, предмет нашего исследования – вода. Так какие же цели поставим перед собой на уроке? – Раз мы будем исследователями, то нужно обязательно соблюдать правила исследователей. Внимание на экран! Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и поэтому для безопасности соблюдают определённые правила, которые мы тоже должны знать.
– Итак, какие же правила безопасности будем соблюдать во время исследований? | Нет, можно точно сказать только, что оно жидкое Свойства воды, которыми она отличается от других жидкостей Нет Узнать свойства воды, дать точный ответ на вопрос: что находится в сосуде и можно ли пить эту жидкость Повторяют правила | ||
|
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать способ проверки; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. | Слайд 6 видео «Правила безопасности»)
Слайд 7, 8, 9 | – Использовать для опытов мы будем только известные нам вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает. – Для работы мы с вами разделимся на 3 группы. Каждая будет исследовать отдельное свойство воды. У каждой группы имеется «Карта заданий», в которой подробно написано, что нужно будет делать в каждом опыте. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований», и затем старший в группе с помощником представят эти результаты всему классу. Демонстрационные опыты. Запах. Оборудование: 3 сосуда, в сосудах – кофе, вода, сок, подписаны. – Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что находится в них? – Да. Сейчас мы будем узнавать вещества по запаху. Вспомните о т/б при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? – Мне нужен для этого опыта 1 помощник. Глаза ученику мы завяжем, и я буду подносить ему для определения запаха разные вещества, а он постарается их угадать. И, если мой помощник угадает вещество правильно, то вы дружно хлопните в ладоши 1 раз, но если вещество не угадано, ваша задача - сидеть тихо, не подсказывая. – Почему ……. не смог определить вещество по запаху? Давайте посмотрим, какое же вещество не имеет запаха.. Это ещё одно свойство воды. | Работа в группах 1 группа исследует прозрачность воды, 2 группа - цвет, 3 группа - форму воды. Дети проводят опыты. Выступления детей. Понюхать было трудно Нет запаха Это вода. Вода не имеет запаха |
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - проводить анализ учебного материала. | Вкус. – А теперь мы с вами поиграем в игру «Дегустатор». – Ко мне выходит 2 ученика, я завязываю им глаза и даю через соломинку попробовать вещества из 3 пакетов (сок, молоко, вода). Эти вещества всем нам хорошо известны, и пить их можно без опаски. Побеждает в этом соревновании тот из дегустаторов, кто быстрее других узнает вещества по вкусу. – Имеет ли вода вкус? Сделаем вывод о вкусе воды.. Запомним и это свойство воды. – А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? А как? Текучесть. – А о каком свойстве воды говорится в этой загадке? Бежит, бежит – не выбежит, – Вода течёт. Это свойство у воды называется текучесть. А чтобы увидеть это свойство, достаточно просто подойти к крану и открыть его. И мы увидим, что вода прекрасно течёт. (Наливаю в свой стакан воды из кувшина) | Нет. Вода не имеет вкуса т посолить, посластить и т.д. ответы детей | ||
Самостоятельное применение знаний, закрепление. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - выразительно читать текст. | – Ну, а теперь давайте подведём итог нашей работе и запишем все полученные результаты в таблицу. Мы исследовали сегодня воду в жидком состоянии. Какими же свойствами она обладает? Возвращение к началу урока, к проблемному вопросу. – А мы с вами снова возвращаемся в лабораторию, чтобы всё-таки ответить на вопрос: является ли жидкость в кувшине водой и можно ли её пить. В начале урока мы не могли с вами точно сказать, является ли вещество в сосуде водой, так как не знали свойств воды. Сможем ли сделать это сейчас? – Сравним её свойства со свойствами воды, которые мы сегодня исследовали. (Делаю это сама) Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в стакан), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Осталось только определить, какая она на вкус. – А можно пробовать незнакомые вещества?. Но, я всё же попробую, ведь воду в этот кувшин наливала я сама вот из этой бутылки с чистой питьевой водой. А вы, ребята, запомните: воду нужно пить только чистую, а лучше родниковую | Дети самостоятельно заполняют таблицу «Свойства воды» Дети проверяют свойства воды согласно своей таблицы (цвет, прозрачность, форма, запах. текучесть и вкус) Конечно, нет | |
Итог урока | Слайд 10,11,12 | – Весь урок мы говорили сегодня о воде, узнали её свойства, а теперь пришло время зачитать ваши сочинения «Путешествие капельки» Вот одно из них , написанное Овсянниковой Яной Солнце вышло из-за туч (Показался один луч) Был прекрасный солнечный день, Капелька сидела на пушистом облаке и рассуждала: -Может сегодня прогуляемся или тут будем скучать? -Конечно прогуляемся, затараторили ей в след подружки ,и стали прыгать и кричать: -Гулять, гулять! Облачко потемнело, раздался гром и капли с шутками и хохотом посыпались на деревья, траву ,дома. -До встречи на облачке! Закричала Капелька и скатившись с травинки на землю попала в небольшую лужицу, где уже купались несколько ее подружек. Скоро в лужицу напрыгало столько дождинок, что вода полилась звонким ручейком . Капельке очень нравилось кататься. Как на водяной горке летела она вместе с подружками то разгоняясь на пригорках,то замедляя ход на бугорках все время весело и звонко смеясь. Так резвясь и играя Капелька и не заметила как маленький ручеек стал большой и важной рекой. | ||
| В реке плавали большие и маленькие рыбки которые согласились проводить Капельку до моря, ей не терпелось увидеть кита. Море было прекрасно! Капелька восхищалась прибоем, прозрачной голубой водой, ей даже удалось познакомится с маленькой девочкой, которая без устали ныряла и собирала ракушки и камушки со дна моря Капельке очень понравилась ее новая подружка и она с огорчением поплыла дальше, смотреть на кита. И вот наконец то она встретила это огромное, преогромное животное. Маленькой капельке кит показался целой планетой, настолько он был большим. Капелька забралась на кита и посмотрела вниз- у нее даже забулькала водичка, так высоко оказалось. -Да набегалась я сегодня, неплохо было бы и отдохнуть подумала Капелька и прилегла на спине у кита и так ей стало тепло и уютно,пригрело солнышко и капелька испарилась. | |||
| -Да набегалась я сегодня, неплохо было бы и отдохнуть подумала Капелька и прилегла на спине у кита и так ей стало тепло и уютно, пригрело солнышко и капелька испарилась. И с паром поднялась на облако где ее уже ждали веселые подружки. Это было самое незабываемое путешествие . Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.
Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".
Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материа...
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...