Тема: «Путешествие в Санкт-Петербург»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок-экскурсия по г. Санкт-Петербургу. Окружающий мир по программе Гармония, 2 класс.
Урок познакомит учащихся с историей основания и развития города, достопримечательностями г. Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 256.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 61»
Урок-экскурсия по окружающему миру
2 Б класс
Составила:
учитель начальных классов
Чепрасова С.В.
2014 г.
Тема: «Путешествие в Санкт-Петербург»
Цель: познакомить учащихся с достопримечательностями г. Санкт- Петербурга.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга;
- развивать интерес к предмету, применяя нестандартные формы проведения урока;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за красоту своей родины.
Формирование УУД:
Личностные действия: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные действия: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения.
Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оборудование: мультимедийный проектор; кроссворд; ребус; компьютерная презентация "Путешествие в Санкт-Петербург"; учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир; толковый словарь С.И. Ожегова.
Тип урока: урок- экскурсия; урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий. У детей было домашнее задание – собрать материал и подготовить сообщение о Санкт-Петербурге.
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.
Ход урока:
- Организационный этап. Эмоциональный настрой.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Гости хотят увидеть, чему вы научились и как вы умеете работать на уроке «Окружающего мира»
Встали все у парт красиво,
Слайд № 1.
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня он необычен. Во – первых - на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых- тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Мы с вами познакомились с историей и достопримечательностями столицы нашей родины - Москвой. С помощью вопросов Почемучки вспомним всё то, что нового узнали об этом прекрасном городе.
Слайд № 2.
1. В каком году образовалась Москва? (1147г)
2. Кто был основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
3. Почему его так прозвали?
4. Как называли Москву в старину? (белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
5. Как понимаете слова: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»
6. Какие достопримечательности есть в Москве?
7. Кто изображён на гербе Москвы? (Георгий Победоносец)
8. Всегда ли Москва была столицей нашего государства?
-Хотите отправиться дальше в путешествие? Отлично!
- Скажите, а на чем можно путешествовать? Слайд № 3.
- А вот на чем мы отправимся туда, вам подскажет эта загадка.
Загадка Слайд № 4-5.
У него есть белый парус,
Мачта, якорь небольшой.
Он штурмует океаны,
Возвращаясь в край родной. (Корабль).
3. Постановка целей и задач урока.
-Мы сегодня побываем далеко отсюда. Но вы не будете просто наблюдателями, вам предстоит взять на себя роль экскурсоводов.
-Какой город мы посетим, вы скажите после того, как послушаете стихотворение.
- Я хочу прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» об этом удивительном городе. Слайд № 6.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
- Догадались, в какой город отправимся? Слайд № 7
- Верно, это город Санкт-Петербург.
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Отправляемся в путешествие.
4. Первичное усвоение новых знаний
-А вот на каких реках расположился этот город, вы мне скажите, разгадав ребус.
Слайд № 8.
3 + 1, 5 – 3, 1 + 2, 2 + 3
5 - 4, 3 + 3, 8 – 1, 4 + 4, 10 - 5
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | м | е | в | н | а | о | й |
Слайд № 9.
- Петербург раскинулся по берегам многоводной реки Невы.
Город расположился в низине, покрытой болотами и топями. Строить его было очень тяжело. По колено в воде работали строители. Многие погибли от голода, болезней и непосильного труда. Там, где были болотистые и безлюдные берега, постепенно вырос прекрасный город.
Работа с картой. Слайд № 10
- Давайте найдём его на карте. Город расположен на северо-западе нашей огромной страны.
- Ребята, кто из вас бывал в этом городе? Что вас удивило, поразило в этом городе?
- Расстояние от города Саратова до Санкт-Петербурга составляет приблизительно 1540 км.
Слайд № 11-12Уч-ль:
- Петр Великий мечтал о большой северной столице, чтобы защитить Россию от Шведов. Город Санкт-Петербург часто называют Северной столицей. Это город с интереснейшей историей и огромным количеством достопримечательностей.
- Послушайте, как появился этот город?
Слайд № 13-15 (Рассказывают учащиеся)
А)16 мая 1703 года русским царем Петром на отвоеванных у шведов землях, была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Пётр I – последний царь всея Руси из династии Романовых и первый император всероссийский. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.
Б) Первыми строителями города были солдаты. Пленные шведы, жители местных сёл и деревень. Кроме того, по указу Петра I ежегодно прибывало до 40 тыс. работных людей из всех губерний России. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.
Слайд № 16.
Уч-ль:
- Как и Москва, Санкт-Петербург начал свою историю с крепости, расположенной на Заячьем острове, окружённая Невой. Позже её назовут Петропавловской. Отсюда начинался Петербург. Крепость была сооружена для защиты города от врагов. Стены ее были деревянными, но постепенно крепость становилась каменной. Высота стен достигает 10-12 метров, а ширина – 20метров.
Слайд № 17-18.
Доклад ученика:
В)Петропавловской крепости были предусмотрены подземные ходы, а в стенах крепости существуют тайные ходы, которые служат для внезапного появления солдат в тылу врага. Выход из них заложен одним слоем кирпича. Место выхода знали только доверенные офицеры. Гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепости раздаётся холостой выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время. Сейчас Петропавловская крепость является экскурсионным центром.
Слайд № 19-21. Уч-ль:
-Центром крепости является Петропавловский собор. Колокольня собора со шпилем достигает высоты 122,5метров. Это – самое высокое сооружение Санкт-Петербурга. Ангел с крестом на вершине 40-метровой колокольни, стал одним из символов города. Сейчас в Петропавловской крепости находится музей.
Слайд № 22.
- В 1712 году Санкт-Петербург становится столицей России. Он был столицей до начала 20 века. В Петербург переехал царский двор. В городе увеличилось количество дворян, в том числе военнослужащих.
Кроме русских переселенцев, в городе появилось много иностранцев. Это были английские кораблестроители, голландские офицеры, немецкие учёные, а также архитекторы, художники, мастера из разных стран Западной Европы. Они пользовались покровительством царя.
Слайд № 23-26.
-В прошлом веке несколько раз менялось название города.
В 1914 году указом Николая II город переименован в Петроград.
С 1924 – Ленинград.
В 1991 году вернулось название Санкт-Петербург.
Слайд № 13.
- Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов город около 900 дней находился во вражеской блокаде, в результате которой более 600 000 человек умерли от голода.
- А кто из вас знает, что такое блокада?
Слайд № 27
(Работа со словарём С.И. Ожегова).
Блокада – окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.
Слайд № 28
- Санкт-Петербург носит звание Город-герой (с 1965 года).
5. Динамическая пауза. Слайд № 29.
6. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Слайд № 30.
Слайд № 31(Рассказывают учащиеся)
А) Петербург называют "городом мостов". И это название справедливо. 68 рек, каналов и притоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории 42 острова. Реки и каналы превратили Петербург в настоящую "Северную Венецию". Стоит лишь сказать, что мостов в Петербурге 177, больших и маленьких.
Город стал первым русским портом на Балтийском море. Особенно знамениты разводные мосты. Дело в том, что мосты расположены довольно низко над водой, и под ними не могут пройти крупные суда, а ночью, когда движение машин уменьшается, середины мостов разводятся – и между ними проходят большие суда. Очень красивое и захватывающее зрелище, особенно в белые ночи, которыми тоже славится этот город. Белые ночи - это природное явление в северных широтах в начале лета, когда из-за существенного увеличения длительности светлого времени суток ночь становится более похожей на сумерки.
Б) Дворцовый мост - самый большой мост. Его длина 260 метров, ширина 28 метров. По этому мосту можно проехать на Дворцовую площадь к Зимнему дворцу.
В) Банковский мост – самый первый мост. Самый популярный мост в Санкт-Петербурге, рядом находится Казанский собор. Длина моста 55метров, ширина 24 метра. Раньше за переправу через мост, брали плату – булыжники, им умащали дороги и укрепляли мост. Сейчас, по углам моста стоят золотокрылые грифоны (у них - туловище льва, а крылья сокола). Грифоны - символизируют могущественного властелина, побеждающих врагов.
Г) Поцелуев мост – построил на свои деньги купец Поцелуев.
Длина моста 41 метр, ширина 24 метра.
Д) Аничков мост – самый первый мост. Построил инженер-полковник Михаил Аничков.
Слайд № 32.
-В Санкт-Петербурге много красивых дворцов, но самый прекрасный из них – Зимний дворец.
Слайд № 33.
Доклад ученика
Б) Раньше здесь жили российские цари. Теперь это крупнейший в России государственный музей Эрмитаж, расположенный в 7 зданиях. Эрмитаж был открыт в 1852 году. Музей Эрмитаж знают во всём мире, потому что здесь собрана богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра.
Слайд № 34. Доклад ученика
В) В Эрмитаже хранятся около трех миллионов экспонатов, а протяженность галерей музея составляет около 19 километров. Подсчитано, что, если посетитель будет уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.
7. Работа с учебником (стр.70)
-Откройте учебник стр.70, рассмотрите иллюстрации
Слайд № 35. Доклад ученика
Г) В 29 километрах от Петербурга расположилась загородная резиденция русских царей. Строительство летней парадной резиденции началось в 1714 году, а ее торжественное открытие, состоялось 15 августа 1723 года. Строительство Петергофа продолжалось около двух веков. Большой дворец поражает своей красотой и роскошью.
Работа с толковым словарём. Слайд № 36.
- Ребята, а что означает слово резиденция? Обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова (с.674).
Резиденция – местопребывание правительства, высокопоставленного лица.
Слайд № 37- 38
- Сейчас это Государственный музей-заповедник «Петергоф». Петергоф славится своими фонтанами.
Слайд № 39.
- Достопримечательностями города являются Исаакиевский и Казанский собор, Смольный монастырь, Русский музей, Кунсткамера и др.
Слайд № 40.
- В 1782 году по приказу императрицы Екатерины II был создан и установлен памятник Петру I «Медный всадник». Мы видим императора Петра на коне. Сам памятник установлен на цельном камне. Вес монолита 1600 тонн.
Слайд № 41.
- Еще одна достопримечательность Дом на набережной реки Мойки под номером 12. В этом доме жил со своею семьей А.С.Пушкин, здесь он написал свои последние стихи. Сюда раненного на дуэли поэта привезли холодным февральским днем. Здесь он скончался. В Доме на Мойке сейчас музей. Петербуржцы чтят память великого поэта. Сегодня памятник Пушкину стоит на площади Искусств.
8.Знакомство с гербом Санкт-Петербурга. Слайд № 42.
-Откройте стр. 75 учебника. Рассмотрите гербы городов России. Найдите герб города Санкт- Петербурга.
-Что изображено на нём?
На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт.
9. Первичная проверка пониманий
А) Разгадайте кроссворд. Слайд № 43
Кроссворд.
1. Имя императора, основателя города Санкт-Петербурга.
2. На какой реке построен город?
3. Какое сооружение через реку, отличает этот город от других.
4. Что было сооружено для защиты от врагов?
5. Зимний… - это парадный дом царской семьи.
6. Что является центром Петропавловской крепости?
7. Назовите знаменитого поэта, жившего в доме на р. Мойке.
8. Как называется музей, который находится в Зимнем дворце.
9. Что находится на вершине колокольни Петропавловского собора?
Б) Игра «Назови достопримечательности» Слайд № 44.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, ребята. Пришло время возвращаться в Саратов, но для начала давайте вспомним наше путешествие.
- Что нового узнали об этом чудном городе?
- Какие названия носил город Санкт-Петербург?
- Какие памятные места есть в этом городе?
-Подумайте, было ли вам интересно на уроке, как вы себя чувствовали, как оцените свою работу. Если вы чувствовали себя хорошо, и вам всё понравилось, покажите солнышко. Если вам что-то мешало, вы чувствовали себя неуютно – покажите луну.
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд № 45
• Доклад о Петре I.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайд- шоу по теме "Путешествие по Санкт- Петербургу"
Слайд-шоу по городу Санкт -Петербург можно использовать как знакомство с городом по предмету "Окружающий мир" в 3-4 классе, так и для закрепление темы "Достопримечательности Северной столицы Рос...
Урок по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Путешествие по Санкт-Петербургу"
При подготовке к уроку учащиеся познакомились с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга на кружке "Любимый город" и посетили экскурсию по Петропавловской крепости. Для проведения урока учите...
Методическая разработка классного часа на тему "Мой город Санкт-Петербург: путешествие в будущее "
Цель мероприятия: воспитание у первоклассников любви к своей малой родине-Санкт-Петербургу....
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Урок ставит следующие цели: 1) познакомить с историей основания и достопримечательностями Санкт-Петербурга, 2) воспитывать любовь к родному городу, чувс...
Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»
Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. Задачи:...
Проверочная работа по теме " Путешествие по Санкт-Петербургу".Окружающий мир. 3 класс (ПНШ)
Окружающий мир. 3 класс. ПНШ. Проверочная работа.Тема: "Путешествие по Санкт- Петербургу"...