Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 55.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе программ, разработанной авторами О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «УМК Перспективная начальная школа» с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются:
1. Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
2.Развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
3. Создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в то, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлен на достижение следующих целей:
1.Формирование целостной картины мира.
2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основные учебно-воспитательные задачи курса - это прежде всего:
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.
- Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.
- Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.
- Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин.
- Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.
- Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
Основные содержательные линии
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ним приучая детей рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество»
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Предмет «Окружающий мир»
- помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве,
- готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Диагностические измерители | Элементы дополнительного | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-2 | Древние | 2 | Комбини-рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | Работа с раздаточ-ным материалом | Древние летописи, былины, поверья. Идолы | ||
3 | Древняя Русь | 1 | Комбини-рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь | Задания по группам | Христианство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань | ||
4 | Крещение Руси | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | Работа по группам | Кириллица | ||
5 | Борьба Руси | 1 | Комбинированный | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище | Борьба Руси с западными завоевателями | ||||
6 | Возникновение Москвы. Первые московские князья | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда была основана Москва; Уметь: называть московских князей | Возникновение Москвы. Первые московские князья | |||
7 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба | 1 | Комбини-рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога. Мировые религии | |||
8 | Обобщение по теме «Древние славяне». | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Тест по теме: «История Отечества» | |||
9 | Работа над ошибками. Солнечная | 1 | Комбинированный | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | Вселенная. Високосный год. Плазма. Астероиды. Кометы. Метеорные тела. Образование Солнечной системы | |||
10 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 | Комбинированный | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи | Работа по группам | Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | ||
11 | Природные | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны | Самостоятельная | Природные зоны | ||
12 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к олимпиаде | 1 | Обобще-ние знаний | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем |
| |||
13 | Второе заседание клуба «Особенности неживой природы ледяной зоны.» | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних | Работа по группам | Полярная ночь. Полярное сияние. Полярный день. Птичьи базары | ||
14 | Второе заседание клуба « Ледяная зона» | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних | ||||
15-16 | Тундра. Тундра и человек | 12 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры | Беседа по вопросам | |||
17 | Контрольная работа по теме: «Тундра и человек» | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Контроль-ная работа по теме: «Тундра и человек» | ||||
15 | Работа над ошибками. Арктика и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать | ||||
17-18 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей | 2 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Работа по группам | |||
19 | Зона степей. Степь и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; со-ставлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | Беседа по вопросам | |||
20 | Зона степей. Степь и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Работа | ||||
21 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | ||||
22 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный | ||||||
23- | Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир. | 2 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | ||||
25 | Проверочная работа по теме: «Природные зоны нашей страны» | 1 | Обобще-ние знаний | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь | Провероч-ная работа по теме: «Природные зоны нашей страны» | |||
26 | Твой родной край | 1 | Комбинированный | Родной город | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-адми-нистративную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | ||||
27 | Московское время | 1 | Комбинированный | Россия на карте. Простейшие измерения времени | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» | ||||
28 | Карта твоего края | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | Беседа по вопросам | |||
29 | Поверхность и водоемы твоего края | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | ||||
30 | А что можешь сделать ты? | 1 | Комбинированный | Влияние человека на природу. Охрана природных | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | Красная книга родного края | |||
31 | Полезные ископаемые | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают | Полезные ископаемые, распространенные в родном крае | |||
32 | Растения | 1 | Комбинированный | Разнообразие растений. Родной город | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе | Практичес-кая работа | |||
33 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | Комбинированный | Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | Особенности труда людей родного края, профессии | |||
34 | Народные промыслы твоего края | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | Особенности труда людей родного края, профессии | |||
35 | Заповедные места твоего края | 1 | Экскурсия | Охрана природных богатств. Родной город (село), регион | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края | ||||
36 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | Дидактическая игра | Важные сведения из истории родного края | ||
37 | Письмо руководите-лей клуба школьникам. Как устроен организм | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | Работа по группам | |||
38 | Путешествие | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | Мир клеток | |||
39 | Самый большой орган чувств | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | ||||
40 | Как человек двигается | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате-ле; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | ||||
41 | Пищевари-тельная система | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества | ||||
42 | Система кровообращения | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови | ||||
43 | Познакомим-ся с дыхательной системой | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, какие внутренние органы защи-щены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | ||||
44 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | Практичес-кая работа | |||
45 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | ||||
46 | Нервная система человека | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) | ||||
47 | Обобщение по теме «Человечес-кий организм» | 1 | Обобщение знаний | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | ||||
48 | Контрольная работа по теме: «Человечес-кий организм» | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать | Контроль-ная работа по теме: «Человечес-кий организм» (тест) | Обоняние | ||
49 | Работа над ошибками. Высуни язык | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | Орган | |||
50 | «Взгляд» | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | Работа по группам | Зрение | ||
51 | Ухо не только орган слуха | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Орган | |||
52 | Ухо – орган равновесия | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Ухо – орган равновесия | |||
53 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | Осязание | |||
54 | Советы врача | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача | Работа в парах | Охрана здоровья человека | ||
55 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств» | 1 | Обобщение знаний | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств |
| |||
56 | Границы | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Работа по группам | |||
57 | Границы | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Практичес-кая работа с картой | |||
58 | Соединенные штаты Америки (США) | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | ||||
59 | Великобритания | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании | ||||
60 | Франция | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции | ||||
61 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». | 1 | Обобщение знаний | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать сухопутные границы России Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую | ||||
62 | День народного единства | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственные праздники | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | ||||
63 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года | Москва: память о войне 1812 г. | |||
64 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны | ||||
65 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса | ||||
66 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России» | 1 | Обобщение знаний | Москва – столица России | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны | ||||
67 | Итоговая контрольная работа по теме: «Мы – граждане России» | Тест по теме: «Мы – граждане России» | |||||||
68 | Работа над ошибками. Обобщение | 1 | Обобще-ние знаний | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Человек – член общества | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.
Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...