ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: МЕДВЕДЬ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Дидактическая модель урока оформлена в виде методического пособия для подготовки и проведения урока развития речи в 3 классе. Урок разработан по технологии коррекционно-развивающего обучения и направлен на развитие психических механизмов, лежащих в основе способности учащихся. Игровая форма обучения сочетается с использованием информационных технологий, что способствует повышению мыслительной активности учащихся. Наглядное представление учебного материала выполнено в виде слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medved_razvyu_rechi_.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Урок-проект по развитию речи

в специальной (коррекционной) школе- интернате VIII вида

                           ТЕМА  « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: МЕДВЕДЬ»

Цели урока.

  1. Образовательные:
  • Закрепить знания о диких животных; расширить представления о них на основе знакомства с медведем.
  1. Развивающие:
  • коррекция мышления, внимания, памяти на основе упражнений,
  • развитие речи учащихся (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи,  связной речи).
  1. Воспитательные:
  • Воспитание мотивации к учению.

Оборудование и материалы

  • медиапроектор
  • презентация «Дикие животные - медведи»,
  • карточки со словами «Всеядное животное», «Медведь – шатун»,
  • фишки
  • плакат-газета « Все  о  медведях»

                                            Ход урока.

Ι. Организационный момент.                                                                     Слайд 1

1. Психологический настрой на урок.

  • Все у парты ровно встали.

          Улыбнулись, подравнялись.

          Тихо сели за свой стол…

          Начинаем разговор.

Сейчас у нас урок развития речи, напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить. Отвечайте на вопросы чётко, полным ответом.. Вы знаете, если что-то у вас не получается, я обязательно вам помогу.

  2.Работа с  устным  календарём природы.

Наш дежурный синоптик расскажет о погоде.

-  число, месяц.

-  время года, 
-
 перечислить месяцы,

- погода сегодня,

- подобрать одежду на прогулку.

ΙΙ. Повторение изученного материала.                                                      Слайд 2

Мы путешествуем  с вами по лесу. Все животные спрятались от нас в свои жилища. Но мы с вами научились различать жилища разных животных.                        

                                                                                                                  Слайд  3

-Учитель: дополните Потешки, подберите нужное слово.

  • Ра-ра-ра,

У лисы  в лесу …                                   гнездо

  • Ле-ле-ле,

Белочка живёт в  …                               нора.

  • До-до-до,

Ёжик спрятался в ….                              дупле.

-В лесу мы часто слышим эхо, повторяйте за мной, чётко проговаривая каждое слово (учащиеся проговаривают вслух Потешки)

                                                                                                     

На экране появляются животные.                                     Слайд 4-9

Учитель:

- кто это? ( Это лиса)

- как правильно сказать, чья это нора? (лисья)

- кто это? (Это белка)

- как правильно сказать, чьё это дупло? (беличье)

- кто это? (Это ёж)

- как правильно сказать, чьё это гнездо? (ежовое)

- как мы называем всех этих животных? (дикие животные)                     Слайд 10

- почему они называются дикими животными? (живут в лесу, заботятся о себе)

2.  – На прошлом уроке, о каком животном мы с вами говорили? (о еже)

                                                                                                                       Слайд 11

- Расскажите, что вы знаете о еже.  

( слабые ученики составляют рассказ с помощью вопросов)                

                                                                                                                    Слайд 12

                   - Где живёт ёж?

                   - Как называется его жилище?

                   - Как зимует ёж?                                                

                   - Какой ёж по размеру?

                   - Чем покрыто тело ежа?

                   - Чем питается ёж?    

                                                                                                                        Слайд 13

Сильные ученики составляют рассказ самостоятельно по картинке.

(Ёж живёт в лесу. Это дикое животное. Его жилище – гнездо. Ёж зимой спит. Тело ежа покрыто иголками. Питается это животное насекомыми, мышами, овощами, фруктами, травой.) 

               

               

III. Введение в тему урока.                                                                         Слайд 14

Упражнение в классификации: расставить карточки со словами  в соответствующие блоки-схемы ( работа на магнитной доске)

дикие животные      рыбы        птицы        домашние животные            насекомые

 

                                   


(слова на карточках: воробей, кошка, волк, пчела, щука, корова, ворона, жук, сазан)

-  Какой блок не заполнили? (дикие животные)

-  Как вы думаете, о каких животных мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

   (о диких животных)

 -  Каких животных мы называем дикими?                                                Слайд  15

( На доску вывешивается первая часть темы урока: Дикие животные.)

Учитель:  Отгадаем,  о каком диком животном будем говорить сегодня на уроке.

   

                Косолапый и большой

Лапу он сосет зимой.

 - Догадались, о ком это? (о медведе)                                                         Слайд  16

                                                                                                           

                                                                                                                     

                                                                                                                     

                                                                                                                           

( На доску вывешивается вторая часть темы урока:  Медведь)

Объявление темы, целей урока.                                                              Слайд  17

- Прочтите тему урока.

- Проводится словарная работа. (животные, медведь)

- Давайте выясним, всё ли вы знаете о медведе. Будьте внимательны. В конце урока попробуем  составить рассказ о нем.

ΙV. Работа по теме урока. 

                                                                                                                           

                                                                                                                      Слайд 18

    Учитель предлагает ученику прочитать значение слова медведь из словаря.

МЕДВЕДЬ 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

Из словаря:  (зачитывает учитель)                                                           Слайд 19

    - кто такой медвежонок?                                                            

    - кто такой медвежатник?                                                                      Слайд 20

   Рассказ учителя о медведе.                                                              Слайд  21

 О медведях мы узнаем еще в детстве, когда мама рассказывает  нам сказки. Мы видим медведя  в фильмах, в цирке. на страницах книг, медведь стал символом олимпиады - да всего и не перечислишь. Но не многие знают о их жизни и повадках в природе. Бурый медведь, обитающий в России, рождается зимой в берлоге. Медвежата рождаются  слепыми, беззубыми и почти без шерсти. Весят около 500 грамм. Питаются  жирным молоком матери.              

                                                                                                                          Слайд 22

Весной, подросшие медвежата выходят на солнышко и следом за мамашей отправляются познавать мир.                                                              Слайд 23


Медведи — это на удивление сообразительные и хитрые животные, но, не смотря на свой вес 400 кг и рост до 3-х метров, они  весьма пугливые.

 В гневе они  опасны для жизни человека  - это когда медведь  ранен или, если самка защищает  своих медвежат.                                                     Слайд   24

                                                                                                   

Походка медведя медлительна, но в погоне за добычей он может развивать скорость до 60 км в час                                                                                                Слайд  25

 Учитель:                                                                            

–А человек может так  бегать? 

Учитель:

-45 км/час – с такой скоростью бегает  самый быстрый спортсмен - бегун в мире.

-  А скорость,  с которой бежит обыкновенный человек около - 12 км/ч

- У медведя больше скорость или меньше? (больше)

- Как вы думаете, кто бегает быстрее?        (медведь)

(Сравнение скоростей медведя  и человека)                                                Слайд 26

-У медведя очень сильные лапы и когти длинной до 12 см.             Слайд 27-29

 

Учитель:

-Как вы думаете, зачем медведю такие когти?

-Верно. Защищаться и добывать пищу.                                                    

Хотя медведь и относится к хищным животным, но это всеядное  животное.

  -  Кто знает, каких животных называют всеядными?                       Слайд 30

    (На доску вывешивается значение слова всеядное)

Учитель:                                                                                                       

                                                                                                                             

В его рационе мясо бывает редко, в основном он питается растительной пищей: ищет ягоды, копает корешки, траву, но конечно любит полакомиться и рыбкой. Он может часами неподвижно стоять в воде, а когда рыба подплывает к нему, сильным и резким ударом лапы хватает ее.                                       

 А еще ребята, медведь на удивление сладкоежка. С помощью когтей  он хорошо  лазит по деревьям и добывает себе плоды деревьев, и даже  мед диких пчел.

                                                                                                                         Слайд 31-36

Медведь так любит мёд, что даже своё название получил из-за мёда.

Мед-ведь – ведает (знает), где мёд, « медоед».

(Значение слова медведь вывешивается на доску )

Учитель:

 - Скажите, может  ли всю эту пищу, медведь добыть зимой? (нет)         Слайд 36

- Что же тогда он делает? (он ложится спать)

- Верно, поэтому медведи зимой спят. К тому же на своих коротких лапах им очень трудно ходить по глубокому снегу.

Осенью медведь усиленно ест и  нагуливает жир. С приходом холодов отыскивает глубокую яму. Натаскивает сухую траву, мох и устраивает себе спальню. Зимует медведь всегда в один.

Учитель:

- А как называется жилище медведя? (берлога)                                              

- Как правильно сказать – чья это берлога? (медвежья)  

- Все время медведь живёт в берлоге? (нет, только зимой)                       Слайд 37-38

Учитель:

Обычно говорят, что медведь зимой сосёт лапу и так получает питание.

-Как вы думаете на самом деле это так? (ответы детей)

Учитель:

Зимой со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, тонкая и нежная мёрзнет. Облизывая лапы, медведь согревает кожу горячим языком. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.

                                                                                                     

V.  Динамическая пауза «Ванька – встанька».                                     Слайд 39-40

 Учитель:

- Отдохнём, поиграем в игру «Ванька – встанька». Вам нужно вспомнить, чем питается медведь. Если вы увидите на экране то, что ест медведь, присядьте, а если нет, то встаньте.

( машина, ягоды, книга, стул, орехи, мяч, рыба, дом, мед, велосипед, кабан)  

Учитель:

  Кто изображен на картине?  ( Медведи. Медвежья семья)                     Слайд 41                                                                    

  - Какой медведь по размеру? (большой)

  Учитель: 

   В высоту медведь достигает 2- 3 м.  

 - А медвежата, по сравнению с медведем, какие? (маленькие)

  -Посмотрите на картинку и перечислите части тела медведя.                                Слайд   42

                             

                                                                                                                       

VI.  Игра «Собери картинку»

     На магнитную доску вывешивается картинка - силуэт медведя.       (приложение 1)

  - Кто это? (медведь)

  Давайте составим  картинку. У вас на партах  лежат картинки, вам нужно

  определить,    какая это часть от медведя и прикрепить  ее на картинку на доске.

  (дети собирают картинку, называя части тела медведя)

Учитель:

  - Чем покрыто тело медведя? (шерстью)

  - Какого цвета бывает шерсть у  медведя?

Шерсть у медведей бывает разных цветов. Если шерсть у медведя серо – коричневого цвета, то такой такого медведя называют бурым медведем.                                                                                              

                                                                                                                                   Слайд  43

Учитель:

 - А теперь  давайте послушаем ,что расскажут нам ребята о медведях.

VII.   Защита проектов

(учащиеся  подготовили познавательный  материал о медведях, изготовили книжки-малышки, оформили плакат с фотографиями и рисунками)

1-й ученик                   

                                         Бурый медведь  ( Показать его картинку на плакате)

Бурый медведь в нашей зоне считается царём зверей.  Он - самый крупный из наших наземных хищников. Распространен медведь по всей лесной зоне. Вес отдельных зверей достигает 450 килограммов. Из чувств сильно развито у него обоняние (нюх), гораздо слабее - зрение и слух.

Весной, после спячки, звери питаются муравьями, побегами осины, разыскивают трупы павших за зиму животных, гоняются за лосями, но в основном существуют за счет оставшегося после зимнего сна жира. Потом едят - свежие листья осин, растения, а также всевозможных мелких животных и птичьи яйца. В середине лета едят различные ягоды по мере их созревания. На Камчатке они питаются нерестящейся лососевой рыбой. Если же медведь, кем-то побеспокоенный, поднялся из берлоги, он быстро худеет, ему необходим корм. В этом случае он превращается в бродягу или, как говорят в народе,

 в шатуна.                                                                                                           Слайд  44-45

Шатун - зверь опасный. Он голоден и раздражен. В поисках корма, привлеченный запахом пищи, он нередко приходит в деревни.                        

                           

                                 Фильм о буром медведе                              Слайд   45

     

2 -й  ученик                                                                                                    Слайд 46-48

                                                Белый медведь                                                                                                                                                         

Белые полярные медведи живут на Севере. Они большие, у них железные мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, тёплой шерстью. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют, у них отличный слух и зрение. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700кг, а длина его туловища достигает трех метров. 
Белые медведи — отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Излюбленная пища белых медведей — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит, и заботиться о них. Белые медведи живут 20-25 лет.
 

                                                 Фильм  о белом медведе                    Слайд 49

    3-й ученик                                                                                                  Слайд 50-52

                                                                                                                                   

                                           Черные медведи (гималайские) 

Они считаются самыми сообразительными, но они и наиболее агрессивны. Обитают у нас  в стране - в лесах Дальнего Востока. В своей жизни сильно зависят от больших дуплистых деревьев, они выскабливают в них когтями просторное помещение для зимовки, где и спят всю зиму, с ноября по март. Спят сидя.

4-й ученик                                                                                                      Слайд  53

                                           Курильский медведь. 

Окраска медведей может меняться с возрастом. У молодых медведей часто можно наблюдать в области шеи различные белые пятна. Зимой медведи спят в берлогах.     Весной, когда медведь выходит из берлоги, он питается в основном побегами, реже - корневищами растений и молодой травой. Осенью шиповник и шишки ест. Когда рыба идет на нерест, питается наш Курильский медведь в основном ею.

                                                                                                                     

5-й ученик                                                                                                    Слайд 54-55

                                                                ПАНДА                                                                                                                         
БОЛЬШАЯ ПАНДА, или бамбуковый медведь, является символом Всемирного фонда дикой природы. Водится только в горах Юго-Восточного Китая. В основном она питается побегами и листьями бамбука, кореньями и лишь иногда поедает  мелких грызунов.   

                       

                                                     Фильм  о панде                             Слайд    56

  6-ученик                                                                                                   Слайд  57-60

                                                          Красная Книга                                                                                                        

Мир природы очень разнообразен. Вокруг очень много видов животных. Но некоторые виды животных исчезают, с каждым годом их становится все меньше. Для того чтобы остановить исчезновение, люди создали документ, который получил название «Красная книга». В настоящее время в нашей стране существует своя «Красная книга», которая вышла в свет в 2001 году. В «Красную книгу» России занесено очень много различных животных, среди них самым  известным  является белый медведь. Охота на этих животных запрещена.

В международную Красную книгу внесено другое животное - гигантская панда. Чтобы сохранить от вымирания этот вид, в Китае было организовано 60 заповедников для панд.

7- ученик  

                                             Про медведя                                                      Слайд  61

Это могучее животное стало героем множества сказок, историй, поговорок.

- Не продавай шкуры, не убив медведя. 

А загадок про медведя не счесть.

1. Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех?

2. Умеет громко он реветь, потому, что он …..  

   8 - ученик  

  Еще загадка. (наизусть задано слабому ученику)

3.Мой белый брат во льдах живет

    И рыбу ест морскую.

    А я люблю пчелиный мед

    И ягоду лесную.                           (кто это?)

Учитель:

- Послушаем,  как ревет медведь.                                                                     Слайд  62 + звук

9-ученик  

                                  Медведь в русских народных сказках.                 

Рассказ о великих медведях был бы неполным, если бы мы не упомянули бы о медведях- героях русских сказок. Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Мишенька – так ласково называли его в народе. Он был любим за свою обузданную силу и сноровку. Медведь был символом предусмотрительности и хранителем домашнего очага. В сказках он, как правило эдакий лесной силач. Иногда свиреп, иногда наивен и добр, часто бывает одурачен слабыми животными. Сила и простота – вот главные   черты, характерные для медведя во всех произведениях.

Учитель:

Работая над данным проектом, мы провели общественный опрос. Нами были опрошены взрослые, ученики старших классов и дети младших классов. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Какие представления  у вас возникают, когда вы слышите слово «медведь»?

 • на первый вопрос практически все взрослые и дети ответили, что слово «медведь» ассоциируется с мёдом и малиной, а также это большой, косолапый и сильный зверь;

2. Какой по характеру медведь в русских народных сказках?

В результате опроса мы получили следующие результаты:

• взрослые и старшеклассники ответили, что в русских народных сказках медведь добрый, немного глупый, но справедливый;

• дети младших классов ответили, что медведь в сказках сильный и жадный.

VIII.   Закрепление пройденного.

Закончите предложения и составьте рассказ о медведе.                   Слайд  63

                       

Медведь.                                

Медведь ? животное. Зимой он спит в ?. По величине медведь очень  ?. Его тело покрыто ?. Питается он ?, ?, ?.

Учитель:                                                                                                   Слайд 64

- Молодцы, всё правильно рассказали о медведе. Думаю, вы без труда найдёте в этом  рассказе ошибки (слабые ученики)                                                            

Домашнее животное – медведь – живёт в лесу. Это маленький зверь. Он очень слабый. Летом медведь спит в берлоге.

- Прочитайте первое (второе, третье, четвёртое) предложение.

- Всё здесь правильно написано? Замените слово.

VΙ. Итог урока.                                                                                            Слайд  65

1. Я увидела на уроке, что вы много знаете о медведе, а что узнали вы нового,  и интересного?

2.Анализ работы учащихся на уроке.

 - Самооценка (цветные фишки)

 - Оценивание учащихся учителем.

За хорошую работу учитель раздает раскраски с изображением медведя.

                     

Литература        

Е.Д. Худенко, И.А.Терехова  «Знакомство с окружающим миром»: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3класс. – М., АРКТИ, 2004.

Интернет ресурсы   images.yandex.ruо медведях

Видео материалы:  Специальный выпуск – Все о медведях. Flv  

                                 ВВС. «Очевидец» [Медведи]. mp4

                                 Медведь-шпион леса (2004). mp4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...

Тест по теме: "Дикие животные. Медведь"

Тест по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: "Знакомство с дикими животными: медведь" для детей с ТМНР.

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: "Знакомство с дикими животными: медведь" для детей с ТМНР....

Интерактивная презентация - Дикие животные: медведь.

Учащиеся в занимательной форме знакомятся с темой, что улучшает запоминание, делает его осмысленным и долговременным. Структурированный учебный материал позволят учителю преподнести тему в разнообразн...