ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: МЕДВЕДЬ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Дидактическая модель урока оформлена в виде методического пособия для подготовки и проведения урока развития речи в 3 классе. Урок разработан по технологии коррекционно-развивающего обучения и направлен на развитие психических механизмов, лежащих в основе способности учащихся. Игровая форма обучения сочетается с использованием информационных технологий, что способствует повышению мыслительной активности учащихся. Наглядное представление учебного материала выполнено в виде слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medved_razvyu_rechi_.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Урок-проект по развитию речи
в специальной (коррекционной) школе- интернате VIII вида
ТЕМА « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: МЕДВЕДЬ»
Цели урока.
- Образовательные:
- Закрепить знания о диких животных; расширить представления о них на основе знакомства с медведем.
- Развивающие:
- коррекция мышления, внимания, памяти на основе упражнений,
- развитие речи учащихся (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, связной речи).
- Воспитательные:
- Воспитание мотивации к учению.
Оборудование и материалы
- медиапроектор
- презентация «Дикие животные - медведи»,
- карточки со словами «Всеядное животное», «Медведь – шатун»,
- фишки
- плакат-газета « Все о медведях»
Ход урока.
Ι. Организационный момент. Слайд 1
1. Психологический настрой на урок.
- Все у парты ровно встали.
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол…
Начинаем разговор.
Сейчас у нас урок развития речи, напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить. Отвечайте на вопросы чётко, полным ответом.. Вы знаете, если что-то у вас не получается, я обязательно вам помогу.
2.Работа с устным календарём природы.
Наш дежурный синоптик расскажет о погоде.
- число, месяц.
- время года,
- перечислить месяцы,
- погода сегодня,
- подобрать одежду на прогулку.
ΙΙ. Повторение изученного материала. Слайд 2
Мы путешествуем с вами по лесу. Все животные спрятались от нас в свои жилища. Но мы с вами научились различать жилища разных животных.
Слайд 3
-Учитель: дополните Потешки, подберите нужное слово.
- Ра-ра-ра,
У лисы в лесу … гнездо
- Ле-ле-ле,
Белочка живёт в … нора.
- До-до-до,
Ёжик спрятался в …. дупле.
-В лесу мы часто слышим эхо, повторяйте за мной, чётко проговаривая каждое слово (учащиеся проговаривают вслух Потешки)
На экране появляются животные. Слайд 4-9
Учитель:
- кто это? ( Это лиса)
- как правильно сказать, чья это нора? (лисья)
- кто это? (Это белка)
- как правильно сказать, чьё это дупло? (беличье)
- кто это? (Это ёж)
- как правильно сказать, чьё это гнездо? (ежовое)
- как мы называем всех этих животных? (дикие животные) Слайд 10
- почему они называются дикими животными? (живут в лесу, заботятся о себе)
2. – На прошлом уроке, о каком животном мы с вами говорили? (о еже)
Слайд 11
- Расскажите, что вы знаете о еже.
( слабые ученики составляют рассказ с помощью вопросов)
Слайд 12
- Где живёт ёж?
- Как называется его жилище?
- Как зимует ёж?
- Какой ёж по размеру?
- Чем покрыто тело ежа?
- Чем питается ёж?
Слайд 13
Сильные ученики составляют рассказ самостоятельно по картинке.
(Ёж живёт в лесу. Это дикое животное. Его жилище – гнездо. Ёж зимой спит. Тело ежа покрыто иголками. Питается это животное насекомыми, мышами, овощами, фруктами, травой.)
III. Введение в тему урока. Слайд 14
Упражнение в классификации: расставить карточки со словами в соответствующие блоки-схемы ( работа на магнитной доске)
дикие животные рыбы птицы домашние животные насекомые
(слова на карточках: воробей, кошка, волк, пчела, щука, корова, ворона, жук, сазан)
- Какой блок не заполнили? (дикие животные)
- Как вы думаете, о каких животных мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
(о диких животных)
- Каких животных мы называем дикими? Слайд 15
( На доску вывешивается первая часть темы урока: Дикие животные.)
Учитель: Отгадаем, о каком диком животном будем говорить сегодня на уроке.
Косолапый и большой
Лапу он сосет зимой.
- Догадались, о ком это? (о медведе) Слайд 16
( На доску вывешивается вторая часть темы урока: Медведь)
Объявление темы, целей урока. Слайд 17
- Прочтите тему урока.
- Проводится словарная работа. (животные, медведь)
- Давайте выясним, всё ли вы знаете о медведе. Будьте внимательны. В конце урока попробуем составить рассказ о нем.
ΙV. Работа по теме урока.
Слайд 18
Учитель предлагает ученику прочитать значение слова медведь из словаря.
МЕДВЕДЬ 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.
Из словаря: (зачитывает учитель) Слайд 19
- кто такой медвежонок?
- кто такой медвежатник? Слайд 20
Рассказ учителя о медведе. Слайд 21
О медведях мы узнаем еще в детстве, когда мама рассказывает нам сказки. Мы видим медведя в фильмах, в цирке. на страницах книг, медведь стал символом олимпиады - да всего и не перечислишь. Но не многие знают о их жизни и повадках в природе. Бурый медведь, обитающий в России, рождается зимой в берлоге. Медвежата рождаются слепыми, беззубыми и почти без шерсти. Весят около 500 грамм. Питаются жирным молоком матери.
Слайд 22
Весной, подросшие медвежата выходят на солнышко и следом за мамашей отправляются познавать мир. Слайд 23
Медведи — это на удивление сообразительные и хитрые животные, но, не смотря на свой вес 400 кг и рост до 3-х метров, они весьма пугливые.
В гневе они опасны для жизни человека - это когда медведь ранен или, если самка защищает своих медвежат. Слайд 24
Походка медведя медлительна, но в погоне за добычей он может развивать скорость до 60 км в час Слайд 25
Учитель:
–А человек может так бегать?
Учитель:
-45 км/час – с такой скоростью бегает самый быстрый спортсмен - бегун в мире.
- А скорость, с которой бежит обыкновенный человек около - 12 км/ч
- У медведя больше скорость или меньше? (больше)
- Как вы думаете, кто бегает быстрее? (медведь)
(Сравнение скоростей медведя и человека) Слайд 26
-У медведя очень сильные лапы и когти длинной до 12 см. Слайд 27-29
Учитель:
-Как вы думаете, зачем медведю такие когти?
-Верно. Защищаться и добывать пищу.
Хотя медведь и относится к хищным животным, но это всеядное животное.
- Кто знает, каких животных называют всеядными? Слайд 30
(На доску вывешивается значение слова всеядное)
Учитель:
В его рационе мясо бывает редко, в основном он питается растительной пищей: ищет ягоды, копает корешки, траву, но конечно любит полакомиться и рыбкой. Он может часами неподвижно стоять в воде, а когда рыба подплывает к нему, сильным и резким ударом лапы хватает ее.
А еще ребята, медведь на удивление сладкоежка. С помощью когтей он хорошо лазит по деревьям и добывает себе плоды деревьев, и даже мед диких пчел.
Слайд 31-36
Медведь так любит мёд, что даже своё название получил из-за мёда.
Мед-ведь – ведает (знает), где мёд, « медоед».
(Значение слова медведь вывешивается на доску )
Учитель:
- Скажите, может ли всю эту пищу, медведь добыть зимой? (нет) Слайд 36
- Что же тогда он делает? (он ложится спать)
- Верно, поэтому медведи зимой спят. К тому же на своих коротких лапах им очень трудно ходить по глубокому снегу.
Осенью медведь усиленно ест и нагуливает жир. С приходом холодов отыскивает глубокую яму. Натаскивает сухую траву, мох и устраивает себе спальню. Зимует медведь всегда в один.
Учитель:
- А как называется жилище медведя? (берлога)
- Как правильно сказать – чья это берлога? (медвежья)
- Все время медведь живёт в берлоге? (нет, только зимой) Слайд 37-38
Учитель:
Обычно говорят, что медведь зимой сосёт лапу и так получает питание.
-Как вы думаете на самом деле это так? (ответы детей)
Учитель:
Зимой со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, тонкая и нежная мёрзнет. Облизывая лапы, медведь согревает кожу горячим языком. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.
V. Динамическая пауза «Ванька – встанька». Слайд 39-40
Учитель:
- Отдохнём, поиграем в игру «Ванька – встанька». Вам нужно вспомнить, чем питается медведь. Если вы увидите на экране то, что ест медведь, присядьте, а если нет, то встаньте.
( машина, ягоды, книга, стул, орехи, мяч, рыба, дом, мед, велосипед, кабан)
Учитель:
Кто изображен на картине? ( Медведи. Медвежья семья) Слайд 41
- Какой медведь по размеру? (большой)
Учитель:
В высоту медведь достигает 2- 3 м.
- А медвежата, по сравнению с медведем, какие? (маленькие)
-Посмотрите на картинку и перечислите части тела медведя. Слайд 42
VI. Игра «Собери картинку»
На магнитную доску вывешивается картинка - силуэт медведя. (приложение 1)
- Кто это? (медведь)
Давайте составим картинку. У вас на партах лежат картинки, вам нужно
определить, какая это часть от медведя и прикрепить ее на картинку на доске.
(дети собирают картинку, называя части тела медведя)
Учитель:
- Чем покрыто тело медведя? (шерстью)
- Какого цвета бывает шерсть у медведя?
Шерсть у медведей бывает разных цветов. Если шерсть у медведя серо – коричневого цвета, то такой такого медведя называют бурым медведем.
Слайд 43
Учитель:
- А теперь давайте послушаем ,что расскажут нам ребята о медведях.
VII. Защита проектов
(учащиеся подготовили познавательный материал о медведях, изготовили книжки-малышки, оформили плакат с фотографиями и рисунками)
1-й ученик
Бурый медведь ( Показать его картинку на плакате)
Бурый медведь в нашей зоне считается царём зверей. Он - самый крупный из наших наземных хищников. Распространен медведь по всей лесной зоне. Вес отдельных зверей достигает 450 килограммов. Из чувств сильно развито у него обоняние (нюх), гораздо слабее - зрение и слух.
Весной, после спячки, звери питаются муравьями, побегами осины, разыскивают трупы павших за зиму животных, гоняются за лосями, но в основном существуют за счет оставшегося после зимнего сна жира. Потом едят - свежие листья осин, растения, а также всевозможных мелких животных и птичьи яйца. В середине лета едят различные ягоды по мере их созревания. На Камчатке они питаются нерестящейся лососевой рыбой. Если же медведь, кем-то побеспокоенный, поднялся из берлоги, он быстро худеет, ему необходим корм. В этом случае он превращается в бродягу или, как говорят в народе,
в шатуна. Слайд 44-45
Шатун - зверь опасный. Он голоден и раздражен. В поисках корма, привлеченный запахом пищи, он нередко приходит в деревни.
Фильм о буром медведе Слайд 45
2 -й ученик Слайд 46-48
Белый медведь
Белые полярные медведи живут на Севере. Они большие, у них железные мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, тёплой шерстью. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют, у них отличный слух и зрение. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700кг, а длина его туловища достигает трех метров.
Белые медведи — отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Излюбленная пища белых медведей — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит, и заботиться о них. Белые медведи живут 20-25 лет.
Фильм о белом медведе Слайд 49
3-й ученик Слайд 50-52
Черные медведи (гималайские)
Они считаются самыми сообразительными, но они и наиболее агрессивны. Обитают у нас в стране - в лесах Дальнего Востока. В своей жизни сильно зависят от больших дуплистых деревьев, они выскабливают в них когтями просторное помещение для зимовки, где и спят всю зиму, с ноября по март. Спят сидя.
4-й ученик Слайд 53
Курильский медведь.
Окраска медведей может меняться с возрастом. У молодых медведей часто можно наблюдать в области шеи различные белые пятна. Зимой медведи спят в берлогах. Весной, когда медведь выходит из берлоги, он питается в основном побегами, реже - корневищами растений и молодой травой. Осенью шиповник и шишки ест. Когда рыба идет на нерест, питается наш Курильский медведь в основном ею.
5-й ученик Слайд 54-55
ПАНДА
БОЛЬШАЯ ПАНДА, или бамбуковый медведь, является символом Всемирного фонда дикой природы. Водится только в горах Юго-Восточного Китая. В основном она питается побегами и листьями бамбука, кореньями и лишь иногда поедает мелких грызунов.
Фильм о панде Слайд 56
6-ученик Слайд 57-60
Красная Книга
Мир природы очень разнообразен. Вокруг очень много видов животных. Но некоторые виды животных исчезают, с каждым годом их становится все меньше. Для того чтобы остановить исчезновение, люди создали документ, который получил название «Красная книга». В настоящее время в нашей стране существует своя «Красная книга», которая вышла в свет в 2001 году. В «Красную книгу» России занесено очень много различных животных, среди них самым известным является белый медведь. Охота на этих животных запрещена.
В международную Красную книгу внесено другое животное - гигантская панда. Чтобы сохранить от вымирания этот вид, в Китае было организовано 60 заповедников для панд.
7- ученик
Про медведя Слайд 61
Это могучее животное стало героем множества сказок, историй, поговорок.
- Не продавай шкуры, не убив медведя.
А загадок про медведя не счесть.
1. Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех?
2. Умеет громко он реветь, потому, что он …..
8 - ученик
Еще загадка. (наизусть задано слабому ученику)
3.Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую.
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (кто это?)
Учитель:
- Послушаем, как ревет медведь. Слайд 62 + звук
9-ученик
Медведь в русских народных сказках.
Рассказ о великих медведях был бы неполным, если бы мы не упомянули бы о медведях- героях русских сказок. Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Мишенька – так ласково называли его в народе. Он был любим за свою обузданную силу и сноровку. Медведь был символом предусмотрительности и хранителем домашнего очага. В сказках он, как правило эдакий лесной силач. Иногда свиреп, иногда наивен и добр, часто бывает одурачен слабыми животными. Сила и простота – вот главные черты, характерные для медведя во всех произведениях.
Учитель:
Работая над данным проектом, мы провели общественный опрос. Нами были опрошены взрослые, ученики старших классов и дети младших классов. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово «медведь»?
• на первый вопрос практически все взрослые и дети ответили, что слово «медведь» ассоциируется с мёдом и малиной, а также это большой, косолапый и сильный зверь;
2. Какой по характеру медведь в русских народных сказках?
В результате опроса мы получили следующие результаты:
• взрослые и старшеклассники ответили, что в русских народных сказках медведь добрый, немного глупый, но справедливый;
• дети младших классов ответили, что медведь в сказках сильный и жадный.
VIII. Закрепление пройденного.
Закончите предложения и составьте рассказ о медведе. Слайд 63
Медведь.
Медведь ? животное. Зимой он спит в ?. По величине медведь очень ?. Его тело покрыто ?. Питается он ?, ?, ?.
Учитель: Слайд 64
- Молодцы, всё правильно рассказали о медведе. Думаю, вы без труда найдёте в этом рассказе ошибки (слабые ученики)
Домашнее животное – медведь – живёт в лесу. Это маленький зверь. Он очень слабый. Летом медведь спит в берлоге.
- Прочитайте первое (второе, третье, четвёртое) предложение.
- Всё здесь правильно написано? Замените слово.
VΙ. Итог урока. Слайд 65
1. Я увидела на уроке, что вы много знаете о медведе, а что узнали вы нового, и интересного?
2.Анализ работы учащихся на уроке.
- Самооценка (цветные фишки)
- Оценивание учащихся учителем.
За хорошую работу учитель раздает раскраски с изображением медведя.
Литература
Е.Д. Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром»: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3класс. – М., АРКТИ, 2004.
Интернет ресурсы images.yandex.ru›о медведях
Видео материалы: Специальный выпуск – Все о медведях. Flv
ВВС. «Очевидец» [Медведи]. mp4
Медведь-шпион леса (2004). mp4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1. Уточнить и...
« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида
Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...
« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида
Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1. Уточнить и расшири...
Тест по теме: "Дикие животные. Медведь"
Тест по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1...
Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: "Знакомство с дикими животными: медведь" для детей с ТМНР.
Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: "Знакомство с дикими животными: медведь" для детей с ТМНР....
Интерактивная презентация - Дикие животные: медведь.
Учащиеся в занимательной форме знакомятся с темой, что улучшает запоминание, делает его осмысленным и долговременным. Структурированный учебный материал позволят учителю преподнести тему в разнообразн...