Открытый урок в 3 классе "Разнообразие растений"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Разнообразие растений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе,

проведенного учителем начальных классов

Летавиной Татьяной Васильевной

Тема: Разнообразие растений.

Тип урока: Урок-поиск

Технологии обучения: личностно - ориентированная,  здоровьесберегающая,  информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов: 

 - сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- уметь различать группы растений по их существенным признакам.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД)

-  умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;

-  умение составлять план работы и работать по нему;

-  умение анализировать, классифицировать найденную информацию;

-  адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;

 -  умение принимать и сохранять учебную задачу;

-  умение работать с информацией в малых группах;

-  умение  строить понятные для партнёра высказывания;

-  умение задавать вопросы;

- умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы обучения на уроке: методы  исследования - целенаправленное наблюдение за объектом  для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии  представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Описание урока

              1. Обоснование выбора формы проведения урока

Существует  связь между окружающим миром и различными  жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.

2.Форма организации деятельности учащихся.

На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами  полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.

3. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:

  • Создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  учащихся и учителя;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям;
  • Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  1.       Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
  • чёткая организация учебного труда;
  • групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый»  ученик  чувствует поддержку товарища.

                                                         5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Использование ИКТ на данном уроке  способствует:

  • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • повышению познавательной активности  учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик  на уроке занят делом, никто не бездельничает;
  • увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения

                                                                                                     

                                                                                 Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

           УУД

1.Актуализация знаний. Мотивация

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

 Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Мы продолжаем с вами знакомство с  удивительным Царством-  Царством растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.

- Каких представителей этого царства вы видите?

- На какие группы растений вы из разделили?

- По какому признаку?

 - Все эти же самые растения можно разделить на другие группы растений и по другому признаку. Хотите узнать как?

     Слайд 2-папоротник.(обсудите в группах)

- Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении?  

- Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь

Какая наука изучает растения?

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас. (5 групп)

Шиповник, сосна, дуб, берёза, ромашка лекарственная, чеснок, хлопчатник, лён, смородина

Дети называют соответствующие группы растений и распределяют картинки в группы (на доске)(деревья,кустарники,травы)

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.

- Изучить эти группы растений.

- Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

- Ботаника

( на доске располагаются фотографии представителей различных групп - из д/з)

появляются группы растений

Для создания проблемной ситуации используем прием загадки.(На доске фотография растения и информация о нем.)

( на доску)

(на доску)

Л:формирование внутренней позиции школьника

Л: самоопределение

П: -анализ,синтез,

-классификация,

- осознанные и произвольные высказывания,

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л:самоопределение в деятельности

2. Исследование в малых группах

- На столах у вас лежат фотографии, картинки, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы.

У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1-группа ВОДОРОСЛИ

1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.

2. Используйте материал из учебника с.59-60, вставьте в текст пропущенные слова.

3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.

 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 2- группа МХИ

1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.

2. Используйте материал из учебника с.61, вставьте в текст пропущенные слова.

3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.

 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 3-группа ПАПОРОТНИКИ

1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.

2. Используйте материал из учебника с.61-62, вставьте в текст пропущенные слова.

3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.

 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 4.

1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.

2. Используйте материал из учебника с.62, вставьте в текст пропущенные слова.

3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.

 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 5.

1. Рассмотрите картинки, выберите те, которые относятся к вашей группе.

2. Используйте материал из учебника с.64, вставьте в текст пропущенные слова.

3.Заполните таблицу, отметив какие части(органы)имеют растения - представители этой группы.

 4.Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Высказывают свои предположения

(у каждой группы на столе)

Л:самоопределение в деятельности

К: - планирование учебного сотрудничества

с учителем  и сверстниками,

- умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Р: планирование

П:поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок), сбор информации (дополнение таблиц новыми данными)

3. Физминутка

Игра  «Деревья, кустарники, травы».

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие)

Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников.  По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель  выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты

Р: саморегуляция

4.Обмен информацией

Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение  орган или не имеет. Слушаем друг друга внимательно, т.к. в конце урока будет проверочная работа.

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.

Дать возможность каждой группе представить информацию.

П: - построение речевого высказывания в устной форме,

- обобщение информации,

-использование  схемы для воспроизведения новой информации,

-сбор информации (дополнение таблицы новыми данными)

Р: целеполагание

5.Организация информации

- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

+

+

+

+

+

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

+

+

 

 

 

папоротники

+

+

 

+

 

хвойные

+

+

 

+

+

П: - сбор и презентация полученной информации,

- синтез как составление  целого из частей

6.Связывание информации. Обобщение.

- Итак, какие  группы растений могут встречаться в Царстве растений?

(слайд 7)

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут.

Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

П: обобщение информации

7. Подведение итогов.

- А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

(Слайды 2--6)

 Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

Регулятивные УУД

8.Рефлексия

-Ну, а сейчас проведём диагностику ваших знаний. Если вы согласны с моим утверждением, то поставьте + радом с соответствующей цифрой, если не согласны, то -.

1.Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;

2. Водоросли можно рассмотреть только под микроскопом;

3.Жизнь мхов зависит от воды;

4.Хвойные растения называют ещё голосеменными, потому что семена расположены открыто на чешуйках шишек;

5. У любого растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами;

6.Цветковые растения - самая многочисленная группа;

7.На месте цветков образуется плод с семенами;

8.Липа - хвойное растение;

9.Растение - живое существо, т.к. оно растет, питается, дышит, размножается.

- А теперь вы будете соединять точки. Если у вас под теми номерами, которые я назову, стоят +, то вы соединяете, если же у вас есть -, то не соединяете.

 1 и 3, 1 и 4, 4 и 6, 6 и 9, 9 и 7. Что получилось?

-Это значит, вы хорошо работали на уроке и выполнили все задачи урока.

1.   +

2.   -

3.   +

4.   +

5.   -

6.   +

7.   +

8.   -

9.   +

П: рефлексия;

Л: смыслообразование

Р:-контроль и самоконтроль,

- самооценка

 

Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

9. Д/з

- с.59-64 (прочитать)

- найти картинки представителей разных групп растений

- рассказ о любом растении, живущем на Земле

-  узнать, какие растения нашего района занесены в Красную книгу

- поразмышлять, а что нужно сделать так, чтобы такое разнообразие растений сохранялось и не исчезало

П:-самостоятельный поиск информации

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Разнообразие растений»

подробный конспект урока + презентация к уроку; на уроке учащиеся знакомятся  с основной классификацией растений....

Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».

План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...