окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В основу Рабочей программы по окружающему миру положена авторская программа «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А. (Москва, Просвещение, 2011) .
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В рамках же данного предмета решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры чувашского края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68ч (34 учебные недели), по 2 ч в неделю.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Тематическое планирование
№ | Дата | Раздел Тема | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | ||
Личностные | Метапредметные УУД(работа с текстом) | Предметные | ||||
1 | 03.09 | Где мы живем Родная страна | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. | Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; | Обучающийся научится: - узнавать государственную символику РФ и своего региона; - определять родственные связи в семье; - находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками. | Знать: -название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье. Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками |
2 | 05.09 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни | – уметь определять своё отношение к миру: | Обучающийся научится: - иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются; |
3 | 10.09 | Природа и рукотворный мир | У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе. | Учить умению слушать и вступать в диалог | 1-я линия развития – уметь объяснять мир: | Обучающийся научится: - работать с текстом и рабочей тетрадью |
4 | 12.09 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, | |||
5 | 17.09 | Природа Неживая и живая природа | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. |
6 | 19.09 | Явления природы | Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе. | - строить понятные для партнера высказывания; | - характеризовать влияние человека на природу; | |
7 | 24.09 | Что такое погода? Как измеряют температуру? | Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение темы-температура? | Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты | Уметь измерять и записывать температуру | Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами Обучающийся научится: - соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами; - работать с рисунком учебника; - измерять температуру тела, вес и рост человека; - измерять температуру воздуха с помощью термометра |
8 | 26.09 | В гости к осени (экскурсия) | понимать связь человека с неживой природой | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя. | Обучающийся научится: - понимать связь человека с неживой природой, каково значение предсказания погоды для человека.
|
9 | 01.10 | В гости к осени (урок) | ||||
10 | 03.10 | Звёздное небо | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; | Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла(общее представление о влиянии на земную жизнь). | связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. |
11 | 08.10 | Заглянем в кладовые Земли. | Обучающийся получит возможность для формирования: чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Использование на практике основных правил познания окружающего мира Обсуждение правил здорового образа жизни. | - оценивать личную роль в охране природы. | |
12 | 10.10 | Про воздух, про воду | Поиск и выделение необходимой информации про воздух | Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. | |
13 | 15.10 | Какие бывают растения? | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем | проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; | Обучающийся научится: - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - приводить примеры представителей разных групп растений; |
14 | 17.10 | Какие бывают животные? | представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); | |
15 | 22.10 | Невидимые нити | представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). | Объяснить взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); |
16 | 24.10 | Дикорастущие и культурные растения | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; | Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; | Обучающийся научится:различать дикорастущие и культурные растения Обучающийся научится: - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); дикорастущие и культурные растения; | |
17 | 29.10 | Дикие и домашние животные | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся получит возможность научиться: - навыкам взаимоконтроля; | Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | Обучающийся научится: - животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп животных |
18 | 31.10 | Комнатные растения | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | история появления культурных растений в России. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома. | Обучающийся научится: - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями. использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - различать |
19 | 12.11 | Животные живого уголка | Обучающийся получит возможность для формирования: - чувства сопричастности и гордости за свою | Обучающийся продолжает учиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить понятные для партнера высказывания; | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
|
20 | 14.11 | Про кошек и собак | Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; | задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения. | Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам. | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы. |
21 | 19.11 | Красная книга. | Обучающийся получит возможность для формирования: - представления о красоте природы России | Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге. | Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. - характеризовать влияние человека на природу; - оценивать личную роль в охране природы. |
22 | 21.11 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. | Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы. | Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями. | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. |
23 | 26.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, | |||
24 | 28.11 | «Жизнь города и села» Что такое экономика | 2-я-линия развития – умение определять своё отношение к миру. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. | 1.Знакомство с достопримечательностями родного села Знать: - понятия «город» и «село»; - названия строительных машин; - примеры различных видов транспорта; - составные части экономики; - названия товаров; |
25 | 03.12 | Что из чего сделано? | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). | Приводить примеры веществ, описывать их. Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ | Обучающийся научится: - приводить примеры веществ, описывать их; - характеризовать свойства веществ; - определять из каких веществ состоят предметы. |
26 | 05.12 | Как построить дом? | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах | Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в (селе). | Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). |
27 | 10.12 | Какой бывает транспорт | Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет | формулировать собственное мнение и позицию; | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом. | Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. |
28 | 12.12 | Культура и образование | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. | Работать с иллюстратив-ным материалом. Знать: - понятие «торговля», «товар»; Уметь характеризовать процесс «купли-продажи». Знать: - понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», - названия профессий. Уметь называть профессии в сфере | Классификация и названия товаров. Характеристика процесса «купли-продажи». Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. |
29 | 17.12 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. | Знать: - названия профессий. Уметь называть профессии людей родного края. Приводить примеры профессий жителей родного города (села). | |
30 | 19.12 | В гости к зиме (экскурсия). | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи | Описывать сезонные изменения в природе. Характериз-вать признаки времен года | Знать: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | |
31 | 24.12 | В гости к зиме (урок). | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом | Знать понятие «невидимые нити». Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
32 | 26.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, | |||
33 | 14.01 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | ||||
34 | 16.01 | «Здоровье и безопасность» Строение тела человека | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. | Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). | Знать: - основные системы органов человека, их роль в организме; - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни». Уметь: - определять органы человека; - рассказывать о функции основных систем органов строения человека. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. |
Знать: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни. | ||||||
35 | 21.01 | Если хочешь быть здоров. | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Профилактика болезней. Специальности врачей. | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Знать: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни. |
36 | 23.01 | Берегись автомобиля | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения |
37 | 28.01 | Школа пешехода | ||||
38 | 04.02 | Домашние опасности | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Меры безопасности в домашних условиях. | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. | |
39 | 06.02 | Пожар | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Противопо-жарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Знать: - правила безопасности, которые надо соблюдать дома; - правила противо-пожарной безопасности; |
40 | 11.02 | На воде и в лесу | Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности. | Правила поведения в лесу Правила поведения у водоёмов. | Знать: - правила экологи-ческой безопасности, - как вести себя на природе; - правила поведения у водоёмов. | |
41 | 13.02 | Опасные незнакомцы. | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. | Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми |
42 | 18.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем | |||
43 | 20.02 | «Общение» Наша дружная семья | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. | ||
44 | 25.02 | Проект «Родословная» | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов | защита проектов | ||
45 | 27.02 | В школе | Участие младших школьников в школьной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в школе | Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. |
46 | 04.03 | Правила вежливости | Участие младших школьников в школьной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в школе | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. | Знать: - понятие «культура общения»; - правила вежливости. - выполнять эле-ментарные нормы - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. |
47 | 06.03 | Ты и твои друзья | контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Знать понятие «культура общения» - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах | |
48 | 11.03 | Мы-зрители и пассажиры. | Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Знать понятие «культура общения» - выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. |
49 | 13.03 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем | |||
50 | 18.03 | «Путешествия» Посмотри вокруг | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: | Знать: - понятие «горизонт»; -условные обозначения сторон горизонта. | ||
51 52 | 20.03 01.04 | Ориентирование на местности | Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Определение сторон горизонта по компасу | Уметь: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать раз- | |
53 | 03.04 | Формы земной поверхности | Работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | Знать: - формы земной поверхности; - условные обозначения сторон горизонта. Уметь: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. | |
54 | 08.04 | Водные богатства | Знать: понятие «водоем»; правила поведения у водоемов. ориентироваться на местности с помощью компаса; -показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные водоемы | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | ||
55 | 10.04 | В гости к весне (экскурсия) | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: | Учиться планировать учебную деятельность на уроке | Особенности времен года (на основе наблюдений). | Знать признаки весны. |
56 | 15.04 | В гости к весне (урок) | ||||
57 | 17.04 | Россия на карте | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина. Города России (2-3): названия, достопримечательности, расположение на карте | Знать: название родной страны; - условные обозначения сторон горизонта; Ф. И. О. первого космонавта, 2-3созвездия. Уметь показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. |
58 | 22.04 | Проект «Города России» | эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России | строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм) | защита проектов | |
59 | 24.04 | Путешествие по Москве | Москва - столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать: - столицу России; - правила работы с картой. - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. | |
60 | 29.04 | Московский кремль | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Знать достопримечательности Москвы. Уметь: — показывать на карте город Москву - столицу России; - называть 2-3 достопримечательности. | ||
61 | 06.05 | Город на Неве | Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. | Знать достопримечательности города на Неве. Уметь: - показать на карте город на Неве; - называть 2-3 достопримечательности. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга.. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте | |
62 | 08.05 | Путешествие по планете | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать страны мира. Уметь: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран. | |
63 | 13.05 | Путешествие по материкам | ||||
64 | 15.05 | Страны мира. Проект «Страны мира» | представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба. | Знать фамилию первого космонавта, 2-3 созвездия. Уметь работать с картой звездного неба | |
65 | 20.05 | Впереди лето | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. | Обучающийся получил возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля; - учитывать другое мнение и позицию. | Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте. | Экскурсия в природу |
66 | 22.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем | |||
68 | 27.05 29.05 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей | проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов | различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе | защита проектов |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Москва. Просвещение, 2011.
Учебники
Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Плешаков А.А. Москва, Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Плешаков А.А. Москва, Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Плешаков А.А. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Москва, Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Плешаков А.А. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Москва, Просвещение, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс/сост. И.Ф. Яценко. М.:ВАКО, 2012.
Методические пособия
Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А. Плешакова. 2 класс». Москва, «ВАКО», 2012.
Книги для учителя
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.Москва, Альфа, 1993.
Печатные пособия
Атлас-определитель «От земли до неба» Плешаков А.А.
Животные России: Начальная школа/.сост. Т.Н. Ситникова М.:ВАКО, 2012.(Школьный словарик)
Птицы России: Начальная школа/.сост. Т.Н. Ситникова М.:ВАКО, 2012.(Школьный словарик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...