Рабочая программа по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Плешаков А, 4 класс)
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование уроков на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_okruzhayushchiy_mir.docx221.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 класс)

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Пояснительная записка.

         

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования , образовательной программы по Окружающему миру МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»,годовым календарным графиком и учебным планом школы , требований к уровню подготовки обучающихся в 4 классе, на основе программы под редакцией А.А.Плешакова.  

Общая характеристика учебного предмета

Данный учебный предмет имеет экологическую направленность, которая определена актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

         Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

         Задачи:

  • Формирование ценностно -окрашенного образа окружающего мира;
  • Формирование личностных качеств культурного человека;
  • Развитие чувство сопричастности к жизни природы и общества;
  • Воспитание любви к своей Родине, малой Родине;
  • Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • Развитие интереса к познанию самого себя.

      В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

    Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

     Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

     Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

     Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Место предмета в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом школы уроки окружающего мира в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 68ч.

Общие учебные умения, навыки и способы  деятельности.

      Важную роль в обучении  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться  словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Форирование УУД.

       Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е.реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного иобществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Однагруппа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика ишкольника. Это:

 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроляи самооценки;

 личностные качества, позволяющие успешно осуществлятьучебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

      Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особойроли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

      Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

 обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

 овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только  рационально, но и образно.

     В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конс труировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельнос ть как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личнос тной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного

предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

 познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,обобщение, анализ, доказательства и др.);

 регулятивные как владение способами организации, планированияразличных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

 коммуникативные как способности в связной логическицелесообразной форме речи передать результаты изучения объектовокружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

     Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Результаты  обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Основное содержание:

Земля и человечество (10 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

  Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

  Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

  Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

   Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

   Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

   Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (12ч)

  Наш край на карте Родины. Карта родного края.

  Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

   Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

     Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

   Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

   Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

   Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

   Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

   Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

  Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

   Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

    Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

  Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

  Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

   Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

     Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

     Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

     Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Правила и безопасность дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)

Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности. Подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Перекрёсток  и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Современная Россия (9ч)

  Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

   Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

   Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

  Многонациональный состав населения России.

   Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

   к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

 - Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

 - способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

 - что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

- некоторые современные экологические проблемы;

   природные зоны России;

- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- важнейшие события и великих людей отечественной истории;

- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

 

Учащиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных,    характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-приводить примеры народов России;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

 Перечень учебно - методического обеспечения:

для обучающихся :

1.Учебник : «Окружающий мир » 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 1 часть

2.Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 2 часть

3.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, А.А.Плешаков 1 часть   Москва,

                         Просвещение, 2013 г.    

4.Рабочая тетрадь по окружающему миру  4 класс А.А.Плешаков, 2 часть  

                          Москва, Просвещение, 2013 г.    

5. Тесты по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков

 для учителя : Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков ,Е.А.Крючкова Москва, «Просвещение», 2010 г 2 части; Методическое пособие « Окружающий мир 4 класс»  Москва, Просвещение, 2010 г.

                   

Материально-техническое обеспечение:

  • Карты ( физическая, природных зон, карта полушарий)
  • Портреты известных людей
  • Аудиокассеты
  • Глобус
  • Таблицы
  • Интерактивная доска
  • Компьютер
  • Презентации

 Список  литературы:

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1-М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты.- М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся   4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

Плешаков А.А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

Плешаков А.А Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

Плешаков А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).

Плешаков А.А Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд.,-М .: ВАКО, 2011

       Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

       Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

     

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Тематическое содержание :

Темы разделов

Кол-во часов

1

Земля и человечество

10часов

2

Природа России

11часов

3

Родной край – часть большой страны

12часов

4

Страницы всемирной истории

6 часов

5

Страницы истории Отечества

20 часов

6

Современная Россия

9 часов

Итого за год :

68 часов

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома

1

комбини-рованный

Солнце. Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

текущий

стр.. 4–8,
вопросы «Проверь себя»

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа.

1

комбини-рованный

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать

с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели

фронталь-ный опрос

стр. 9–15, вопросы
с. 15, задания 1, 2 ,

3

Звёздное небо- великая книга Природы.

с !6-21

4

Мир глазами географа.
Глобус
и географическая карта.

1

комбини-рованный

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Элементарные приёмы чтения плана, карты.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. Уметь показывать на карте тепловые пояса Земли.

фронталь-ный опрос

С. 22–29, вопросы

«Проверь себя», задания 1, 2,

5

Пояса Земли.

1

с. 30-34

6

Мир глазами историка

1

комбини-рованный

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

Тест

(10 мин)

С. 35–41, вопросы, задания
1, 2

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

1

Урок-игра

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

фронталь-ный опрос

С. 42–46, вопросы,

задания
1, 2

8

Прошлое
и настоящее глазами
эколога

Кр «Югорская земля во глубине веков»

1

комбини-рованный

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
от природы и ее состояния

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу,
выполнение правил
поведения в природе
и участие в ее охране

Тест
(5 мин)

С. 47–53, вопросы,
с. 52 «По-
думай!»

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Кр «Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО»

1

комбини-рованный

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе.  Охрана растительного и животного мира

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

фронталь-ный опрос

С. 54–62, вопросы, задания
по выбору

10

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

1

Урок-контроля

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике

Проверочная
работа

Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»

Природа России (11 ч)

11

Равнины и горы России.

1

комбинированный

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной
поверхности.

Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

фронталь-ный опрос

С. 64–71, вопросы «Проверь себя», текст
«Заповедники России» прочитать

12

Моря, озера и реки России.

Кр «Реки Югры»

1

комбини-рованный

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест

(10 мин)

С. 72–77,
задание 4

13

Зона арктических пустынь.

Презентация    « Зона арктических пустынь»

1

комбини-рованный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой
и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

фронталь-ный опрос

С. 78–86,

вопросы «Проверь себя»,
задание 2

14

Тундра.

Презентация «Зона тундры»

1

комбини-рованный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

фронталь-ный опрос

С. 87–97,

задания 1, 3 (по вариантам)

15

Леса России

Смешанные и широколиственные леса.

Презентация «Зона лесов»

1

Урок- игра

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
и живой природы

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов, правила
поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных леса

графичес-кий диктант

С. 98–105, задание 1

16

Лес и человек.  Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)

1

комбини-рованный

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

провероч-ная работа

С. 106– 113,
вопросы «Проверь себя»,

составить памятку

17

Зона степей

Презентация «Зона степей»

1

комбини-рованный

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

фронталь-ный опрос

С. 114– 122,
задания
1, 2

18

Пустыни

Презентация «Зона пустынь»

1

комбини-рованный

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить
примеры представителей разных групп
растений и животных пустыни

фронталь-ный опрос

С. 122–
131,
ответы на вопросы,

задания
1, 2

19

У Черного
моря. Презентация «У черноморского побережья»

1

комбини-рованный

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

фронталь-ный опрос

С. 132–
140,

задания
1, 4

20

Экологическое равновесие

Обобщение по разделу «Природа
России».

1

уо

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
правила поведения
в природе

Уметь использовать
полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране

Работа с Красной книгой родного края

Тест

Тематичес-кий

С. 141–
142, под-готовить сообщение по проблеме

21

Проверочная работа.

1

Урок контроля

Родной край – часть большой страны (12 ч)

22

Наш край

Кр «Происхождение названия города, в котором ты живешь»

1

комбини-рованный

Наблюдение
в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города (села).

Уметь показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде

текущий

С. 146,
устный рассказ «Мой край»

23

Поверхность нашего края

1

комбини-рованный

Особенности
поверхности
(на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Уметь показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы

текущий

С. 147– 153, задания 1–3,  вопросы «Проверь себя»

24

Водоемы нашего края

Кр « Обь- река Югры»

1

комбини-рованный

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

Графичес-кий диктант

С. 154– 158, вопросы, задание 2

25

Наши подземные богатства

Презентация «Полезные ископаемые»

Кр «Нефть, газ, торф-земное тепло Югры»

1

комбини-рованный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать
полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах

текущий

С. 159– 170, вопросы, задание 3

26

Земля-кормилица

1

комбини-рованный

Почва, ее состав

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

текущий

С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле

27

Жизнь леса. Лес – при-
родное сообщество

Презентация «Экосистема леса»

1

комбини-рованный

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

работа с Красной книгой

С. 175– 182, вопросы, задание 3

28

Жизнь луга. Луг – при-
родное сообщество. Презентация «Экосистема луга»

1

комбини-рованный

графичес-кий диктант

С. 182– 190, вопросы, задание 5

29

Жизнь
пресного
водоема

Презентация «Экосистема пресного водоема»

1

Урок- игра

текущий. фрон-тальный опрос

С. 191– 200, вопросы, задание 3

30

Растениевод-ство
в нашем крае.

Незаметные защитники урожая

1

комбини-рованный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.  Уметь устанавливать взаимосвязи в природе

Тест

(10 мин)

фрон-тальный опрос

С. 201– 207,
вопросы

С. 208– 213, вопросы, задание 2

31

Животновод-ство
в нашем крае

Кр «Разнообразие животных Югры»

1

комбини-рованный

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять
правила поведения
в природе

фрон-тальный опрос. Тест

С. 214– 222, вопросы, задание 3

С. 222,
вопрос 4

32

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны».

33

Проверочная работа.

УК

Страницы всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества

1

комбини-рованный

Человек – часть
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

фрон-тальный опрос

С. 4–7,
вопросы,

задания
1–3

35

Мир древности: далекий
и близкий

1

комбини-рованный

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

фрон-тальный опрос

С. 8–14, вопросы,

задание 2

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

комбини-рованный

Знать историю средних веков

фрон-тальный опрос

С. 15–21, вопросы,

задания
1–3

37

Новое время: встреча
Европы
и Америки

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

фрон-тальный опрос

С. 22–27, вопросы,

задания
1, 2

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Урок контроля

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей новейшего времени

 Тест

С. 28–32, вопросы,

задания
1, 2

39

Проверочная работа.

1

Страницы истории Отечества (20 ч)

40

Жизнь древних славян

1

комбини-рованный

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

С. 34–39,

вопросы,

задания
1–4

41

Во времена Древней Руси

1

комбини-рованный

фрон-тальный опрос

С. 40–45, вопросы,

задание 2

42

Страна
городов Кр «Герб твоего города»

1

комбини-рованный

тематичес-кий

С. 46–54, вопросы, задание 2

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

комбини-рованный

Выдающиеся  люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

С. 55–58, вопросы, задания

44

Трудные времена на Русской земле

1

комбини-рованный

Россия на карте
(границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать
события Куликовской
битвы

фрон-тальный опрос

С. 59–64, вопросы,

задание 2

45

Русь расправляет крылья

1

комбини-рованный

фрон-тальный опрос

С. 65–69, вопросы,

задание 2

46

Куликовская
битва

1

комбини-рованный

фрон-тальный опрос

С. 70–74, вопросы,

задания
1, 2

47

Иван Третий

1

комбини-рованный

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

С. 75–81, вопросы,

задания
1, 2

48

Мастера печатных дел

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать
полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

фрон-тальный опрос

С. 82–86, вопросы,

задание 2

49

Патриоты
России

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

фрон-тальный опрос

С. 87–93,  вопросы

50

Петр Великий

1

комбини-рованный

Выдающиеся
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

тест

(10 мин)

С. 94–100, вопросы, задание по вари-
антам

51

Михаил
Васильевич Ломоносов

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю развития образования на Руси

фрон-тальный опрос

С. 101– 104,
вопросы

52

Екатерина
Великая

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать реформы Екатерины Великой

тематичес-кий

С. 105–
111, вопросы, задания 1, 2

53

Отечественная война 1812 года

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

фрон-тальный опрос

С. 112– 121,
вопросы, задание 2

54

Отечественная война 1812 года

1

55

Страницы истории
XIX века

1

комбини-рованный

Россия на карте
(границы, города, места  изученных исторических
событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России

фрон-тальный опрос

С. 122– 126,
вопросы, задание 2

56

Россия вступает в XX век

1

комбини-рованный

Отдельные яркие
и наиболее важные события общественной
и культурной
жизни России

Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

тематичес-кий

С. 127– 135,

вопросы,

задание 2

57

Россия вступает в XX век.  Кр «Географические названия-свидетели прошлого»

58

Страницы истории 20–30-х годов

1

комбини-рованный

Россия на карте
(границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

фрон-тальный опрос

С. 136– 139,
вопросы,

задание 2

59

Великая война и Великая Победа

1

комбини-рованный

Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого
космонавта, выдающихся людей

фрон-тальный опрос

С. 140– 146,
вопросы,

задание 2

60

Страна, открывшая путь в космос

Презентация «Первый космонавт»

1

комбини-рованный

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники . Охрана памятников истории
и культуры

Уметь описывать
исторические события, пользуясь исторической картой

фрон-тальный опрос  тест

С. 147– 152, вопросы, задание 3

61

Проверочная работа.

1

КУ

Современная Россия (9 ч)

62

Основной
закон России и права человека    

 

1

комбини-рованный

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
(День Конституции) Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Знать государственные праздники, Основной
закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

фрон-тальный опрос

С. 153– 159,
вопросы,

задание 2 С. 160– 163,
вопросы,

задание 2
(по вы-
бору)

63

Мы – граждане России

1

комбини-рованный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать основной закон России и права человека, название нашей
родной страны
и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

тематичес-кий.

тест
(5 мин)

С. 164– 167,
вопросы,

задания
1, 2

64

Славные символы России. Кр «Что означают фигуры на гербе Югры»

1

комбини-рованный

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна Государственные праздники (День
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна,
герба, флага
. Знать государственные праздники.

Уметь описывать
государственные
праздники, традиции
народов России

фрон-тальный опрос

С. 168– 174,
вопросы,

задание
12   С. 175– 179,
вопросы,

задание 2

65

Такие разные праздники

Кр « Первые сведения о прошлом нашего края»

1

С. 175– 179,
вопросы,

задание 2

66

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

комбини-рованный

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

текущий

С. 180–
186,
пересказ

67

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

комбини-рованный

текущий

С. 187–
194,
пересказ

68

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1

комбини-рованный

текущий

Графичес-кий диктант

С. 194–
205,
вопросы,

задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса Плешаков А.А.

Программа   курса «Окружающий мир» для  4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы  Плешакова А.А. с учетом требований к резул...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернут...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1-4 класс Составители: учителя начальных классов МБОУ СОШ № 50

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  обязательной  предметной  области  "Обществознание и естествознание  " для начальног...