Пример технологической карты урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Мы в семье".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Шамаева Ольга Радионовна

Пример технологической карты урока

 

Учитель __________________________________________________________________________________________________

Класс: 1

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока. МЫ В СЕМЬЕ.

Цель урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Задачи урока:

1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

Учить называть с опорой на собственный опыт термины родства, определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи, характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые результаты:

предметные:

сформированность уважительного отношения к своей семье, истории, культуре, освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

метапредметные:

личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах  и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Межпредметные связи: история, литературное чтение.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру; словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича;

технические: фонограмма произведения классической музыки, музыкальный центр;

демонстрационные: индивидуальный  раздаточный материал, презентация к уроку.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль  на месте?

Всё ль  в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверяют, садятся.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: самоопределение; целеполагание.

Просмотр мультфильма «От улыбки».

 

 

 

 

 

Создание эмоциональной ситуации

 

 

Начнем урок с небольшого видео.

Кто главный герой мультика?

Какой совет нам дает Крошка Енот?

 

 

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Смотрят мультфильм

 

Крошка Енот

 

Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться.

 

 

 

Тепло.

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

Анализ известных фактов, эвристическая беседа

 

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

 

2 слайд - 7Я

Кто догадался?

Мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Это очень важный раздел. Итак, тема урока «Мы в семье».

3 слайд.

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого.

Как вы понимаете эти слова?

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

А что такое в вашем понимании семья?

Где мы можем посмотреть точное определение слова?

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы поговорим о семье.

 

 

 

 

 

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

В словаре русского языка Ожегова Сергея Ивановича

 

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 

Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

Сравнение, рассуждение

 

 

4 слайд.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

 

Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свое мнение.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

 

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

 

 

Построение проекта выхода из затруднения.

 

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

 

 

Правильно, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

5 слайд.

Что такое семья, мы с вами уже ответили. А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи?

Для этого рассмотрите изображение яблони с плодами и назовите части дерев.

Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

Почему?

 

 

Вот как дерево не может обойтись без корней, листвы, плодов, так и семья не может без бабушек и дедушек, мам и пап, братьев и сестер.

Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время?

Если сравнивать дерево с семьей, то какие отношения должны быть в семье, чтобы мы так же чувствовали защищенность, теплоту, покой и любовь?

Приблизительные ответы детей:

сегодня на уроке мы должны узнать: что такое семья, как называют членов семьи и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корни, ствол, ветви, плоды.

 

 

 

Нет, невозможна.

Потому что они взаимосвязаны и, обходиться друг без друга не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность.

 

 

В семье должны быть хорошие, доверительные отношения. Должны царить любовь, доброта.

Личностные: самоопределение; смыслообразование

 

Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит запись классической умиротворяющей музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 слайд.

А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево. Вот это дерево.

Знаете ли вы, как оно называется?

Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо – что это значит?

Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

 

Как называются люди, объединенные одной семьей?

Руку протяните,

Яблоко сорвите

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

7 слайд.

Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам?

А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?

Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева.

Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры».

Ребята, если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники?

 

Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

 

8 слайд.

Рассмотрите фотографию в учебнике на с. 52. Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Ивана Андреевича и Матрену Васильевну, основателей этой большой семьи.

Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья?

Не зря ведь такая ласковая, добрая, нежная фамилия у ее родоначальников — Тюточкины.

 

9 слайд.

Учитель: А теперь соберите пословицу. Работать можно в паре.

На что           

 клад, 

когда 

в семье лад.

 

Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

Это дерево о целом роде семьи.

 

 

 

 

 

 

В эти окошки должны быть вписаны имена членов семьи

 

Родственники, родные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родителей — маму, папу.

 

Дети, ребенок, сын, дочь.

 

 

 

 

 

Бабушками и дедушками.

 

Дядями и тетями.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый ученик с помощью счетной палочки показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер.

 

Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка.

 

 

 

 

 

 

 

Дети кладут счетную палочку или выделяют фишками из счетного набора родоначальников семьи Тюточкиных.

 

 

Дружная, добрая, чадолюбивая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети собирают пословицу.

 

 

 

 

Лад – согласие.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Теперь послушайте одну легенду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

 

На листе было написано слово «понимание».

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

Поощрение

 

10 слайд.

За что вы можете сегодня похвалить себя?

В чем вы были успешны?

Что получилось?

Что не получилось?

Чем интересен был урок?

Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать.

 

Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).

 

 

 

Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных

 

Формы и методы применения данных заданий

Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Этап закрепления новых знаний

Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат

Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

 

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний

Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана

Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера

 

 

 

 

Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности

 

Формы и методы применения данных заданий

Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Проверка домашнего задания

Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление полученных знаний

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера

 

 

Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)

 

Формы и методы применения данных заданий

Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Первичное закрепление полученных знаний

Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана

Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

Применение полученных знаний

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание

 

 

Фрагмент урока: работа с заданиями  на восстановление текста («Заполни пропуски»)

 

Формы и методы применения данных заданий

Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний

У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

Обобщение и систематизация

Организует фронтальную устную работу у экрана

По цепочке выполняют задания с подробным комментированием

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_tekhnologicheskoy_karty_uroka_po_okr_miru.docx55.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пример технологической карты урока

Учитель __________________________________________________________________________________________________

Класс: 1

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока. МЫ В СЕМЬЕ.

Цель урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Задачи урока:

1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

Учить называть с опорой на собственный опыт термины родства, определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи, характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые результаты:

предметные:

сформированность уважительного отношения к своей семье, истории, культуре, освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

метапредметные:

личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах  и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Межпредметные связи: история, литературное чтение.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру; словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича;

технические: фонограмма произведения классической музыки, музыкальный центр;

демонстрационные: индивидуальный  раздаточный материал, презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль  на месте?

Всё ль  в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверяют, садятся.

Регулятивные: самоопределение; целеполагание.

Просмотр мультфильма «От улыбки».

Создание эмоциональной ситуации

Начнем урок с небольшого видео.

Кто главный герой мультика?

Какой совет нам дает Крошка Енот?

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Смотрят мультфильм

Крошка Енот

Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться.

Тепло.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Эвристическая беседа

Анализ известных фактов, эвристическая беседа

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

2 слайд - 7Я

Кто догадался?

Мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Это очень важный раздел. Итак, тема урока «Мы в семье».

3 слайд.

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого.

Как вы понимаете эти слова?

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

А что такое в вашем понимании семья?

Где мы можем посмотреть точное определение слова?

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Сегодня мы поговорим о семье.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Ответы детей.

Ответы детей.

В словаре русского языка Ожегова Сергея Ивановича

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Выявление места и причины затруднения.

Сравнение, рассуждение

4 слайд.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

Дети высказывают свое мнение.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

Построение проекта выхода из затруднения.

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

5 слайд.

Что такое семья, мы с вами уже ответили. А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи?

Для этого рассмотрите изображение яблони с плодами и назовите части дерев.

Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

Почему?

Вот как дерево не может обойтись без корней, листвы, плодов, так и семья не может без бабушек и дедушек, мам и пап, братьев и сестер.

Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время?

Если сравнивать дерево с семьей, то какие отношения должны быть в семье, чтобы мы так же чувствовали защищенность, теплоту, покой и любовь?

Приблизительные ответы детей:

сегодня на уроке мы должны узнать: что такое семья, как называют членов семьи и т.д.

Корни, ствол, ветви, плоды.

Нет, невозможна.

Потому что они взаимосвязаны и, обходиться друг без друга не могут.

Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность.

В семье должны быть хорошие, доверительные отношения. Должны царить любовь, доброта.

Личностные: самоопределение; смыслообразование

Реализация построенного проекта.

Звучит запись классической умиротворяющей музыки.

6 слайд.

А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево. Вот это дерево.

Знаете ли вы, как оно называется?

Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо – что это значит?

Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

Как называются люди, объединенные одной семьей?

Руку протяните,

Яблоко сорвите

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

7 слайд.

Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам?

А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?

Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева.

Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры».

Ребята, если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники?

Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

8 слайд.

Рассмотрите фотографию в учебнике на с. 52. Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Ивана Андреевича и Матрену Васильевну, основателей этой большой семьи.

Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья?

Не зря ведь такая ласковая, добрая, нежная фамилия у ее родоначальников — Тюточкины.

9 слайд.

Учитель: А теперь соберите пословицу. Работать можно в паре.

На что        

 клад,        

когда        

в семье лад.

Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Предположения детей.

Это дерево о целом роде семьи.

В эти окошки должны быть вписаны имена членов семьи

Родственники, родные.

Родителей — маму, папу.

Дети, ребенок, сын, дочь.

Бабушками и дедушками.

Дядями и тетями.

Ответы детей.

Каждый ученик с помощью счетной палочки показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер.

Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка.

Дети кладут счетную палочку или выделяют фишками из счетного набора родоначальников семьи Тюточкиных.

Дружная, добрая, чадолюбивая.

Дети собирают пословицу.

Лад – согласие.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Теперь послушайте одну легенду.

Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

На листе было написано слово «понимание».

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Поощрение

10 слайд.

За что вы можете сегодня похвалить себя?

В чем вы были успешны?

Что получилось?

Что не получилось?

Чем интересен был урок?

Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать.

Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).


Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных

Формы и методы применения данных заданий

Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Этап закрепления новых знаний

Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат

Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Обобщение и систематизация знаний

Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана

Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера


Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности

Формы и методы применения данных заданий

Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Проверка домашнего задания

Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное закрепление полученных знаний

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера


Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)

Формы и методы применения данных заданий

Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Первичное закрепление полученных знаний

Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана

Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Применение полученных знаний

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание


Фрагмент урока: работа с заданиями  на восстановление текста («Заполни пропуски»)

Формы и методы применения данных заданий

Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний

У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Обобщение и систематизация

Организует фронтальную устную работу у экрана

По цепочке выполняют задания с подробным комментированием

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становле...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему «Дикорастущие и культурные растения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...