урок по познанию мира во 2 классе по теме: "Состав почвы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Миняйленко Марина Николаевна

На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся знакомятся с составом почвы в ходе проведения лабораторных исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_pozn_mira_2013.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-Казахстанская область

КГУ «Средняя школа №3 г.Тайынша»

Миняйленко Марина Николаевна

Учитель начальных классов

Познание мира, 2класс

Тема: Состав почвы.
Цель: ознакомление с составом почвы.

Задачи: развитие умения выполнять практическую работу, развитие умения наблюдать, делать выводы, воспитывать интерес к предмету, природе через самостоятельную работу на уроке, развивать речь учащихся.
Оборудование: образцы почвы; лабораторные стаканчики  с водой; лупы; спиртовка; демонстрационный столик;  штатив с пробиркой, наполненной почвой; держатель; спички – для учителя; видеоролик «Почва», презентация с кроссвордом, ноутбуки, системное обеспечение «Joy class».


Ход урока

Психологический настрой. (1 мин)

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем.

Возьмитесь в группе за руки, улыбнитесь  друг другу и пожелайте  плодотворной работы на уроке.
Мозговой штурм. (1 мин)
Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.
-В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, жуки) .
-Ее называют кормилицей, потому что без нее не росли бы овощи, фрукты, хлеб.
-Верхний плодородный верхний слой земли, на котором растут растения?
(Почва)

Просмотр видеоролика. (2 мин)

-Вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, что вы узнаете сегодня на уроке? (Из чего состоит почва)
Составление критериев успеха(3 мин)

Знаю что такое почваи из чего состоит почва

Могу рассказать другу о почве

Практическая работа (7-10 мин)

Опыт№1 

Цель: определение состава почвы.
Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).
Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 2.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1.Зачерпни мерную ложку почвы.
2. Брось её в стакан с водой.
3. Наблюдай, что происходит.
4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт №3*. (проводит учитель)
Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.
1.Внимательно проследи за действиями учителя.

Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.

2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 4* (проводит учитель)
Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

 1. Внимательно проследи за действиями учителя.

Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах).

2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 5*. (проводит учитель)
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
Продолжаем нагревать почву до тех пор, пока не перестанет идти дым, почва становится серого цвета. Опустим почву в воду и размешаем. Наблюдаем за осадком.
Сделай вывод. Запиши


Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, остатки мелких растений и животных.

 Отгадывание кроссворда. (7 мин)

1.Вещество, хорошо пропускающее воду? (песок).
2.Вещество, плохо пропускающее воду? (глина).

3.Глубокая длинная впадина на поверхности земли (овраг)
4.Вещество, помогающее корням растений дышать? (воздух).

5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений и животных образуется перегной? (микробы).
6.Остатки растений и животных, повышающие плодородие почвы? (перегной).

7.Верхний плодородный слой земли (почва)
8.Жидкость, необходимая для жизни животных и растений? (вода).
9.Кроме этого в почве находятся минеральные ………? (соли).

10.Вещество, которым удобряют почву, для повышения урожайности (удобрение)
Работа в группах по 4 человека (10 мин)

1-я группа Составляет постер «Почва» (Эрудиты)
2- я группа Составляет вопросы по теме урока. (гр. Почемучки)
3 - я группа Составляет синквейн «Почва» (гр.Знайки)
4 - я группа Составляет постер «Почва» (АБВГДейка)

Тестирование (6 мин) (системное обеспечение «Joy class»).
Тест по теме: «Почва. Состав почвы».

1.Верхний плодородный слой земли – это …
а) глина         б) почва              в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегноя             б) удобрений             в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак      б) водопроницаемость       в) плодородие

5.Состав почвы:

а)песок, микроорганизмы, перегной

б)воздух, песок, вода, глина, перегной
в)песок, глина, перегной

Критерии оценивания

5б – оценка 5

4б – оценка 4

3б – оценка 3

Рефлексия урока (3-5мин)

Я знаю…
Мне нужно узнать

Пишут на стикерах, прикрепляют к плакату
 Домашнее задание. (2 мин)

Выполнить задание в тетради на печатной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по познанию мира 1 класс

урок по познанию мира " Растения" 1 класс...

Урок по познанию мира, 4 класс, "Универсальная карта", технология "БиС"

Данный урок проводился с помощью "Универсальной карты" по технологии "БиС". Тема урока - "Легендарный Карасай Батыр", 4 класс....

Открытый урок по познанию мира 2 класс. Животный мир. Рыбы, птицы, звери

Урок-экспедиция. Повторение, закрепление знаний учащихся о классе рыб, зверей.  Отличительные признаки, особенности строения....

урок по познанию мира 3 класс

ознакомление с особенностями строения человеческого организма...

Урок по познанию мира 2 класс по теме "Компас"

Урок проходил во 2 "Г" классе. Дети работали в группах, использовала стратегии "Инсерт", опрос по "Ромашке Блума" и работа с талантливыми и одаренными провела в форме сос тавления комикса....

Урок по познанию мира 1 класс по теме "Транспорт"

Урок проходит с приглашением героя из сказки"Красная Шапочка". Учитель переодевается Красной Шапочкой и приносит задания детям в корзине. Учащиеся работают по группам, урок очень понравился детям....