"Почва - важнейшая часть экосистемы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предлагаю ва технологическую карту урока по окружающему миру "Почва-важнейшая часть экосистемы" (для учащихся 3 класса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново – Савиновского района г. Казани
Почва - важнейшая часть экосистемы
урок по окружающему миру в 3 классе
Автор работы
учитель начальный классов
школы №113 г.Казани
Шатунова Е.Ю.
Казань
2013
Пояснительная записка
Данный урок предназначен для учителей начальных классов. Проводится по учебнику А.А.Вахрушева,1 часть 3 класс. Это урок- исследования. Он знакомит учащихся с понятием «почва», её свойствами и роли в экосистеме.
Развивает у учащихся умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширяет и углубляет знания по данной теме.
Воспитывает умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.
Использование ИКТ позволяет педагогам провести урок интересно и увлекательно.
Этапы урока:
- Мобилизующее начало ( организационный момент ).
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
- Постановка учебной задачи.
- Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового).
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности (итог занятия)
- Домашнее задание.
Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (опыты)
Оборудование: Коллекция разных почв, стаканы с водой, сосуд с почвой, плакат «Почва – важнейшая часть экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для з-го класса», спиртовка, пророщенные семена фасоли, ящички с разными видами почвы, ТСО: компьютер, проектор, экран, обучающий диск «Кирилл и Мефодий», мультимедийная презентация.
Технологии: элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление истинных и ложных высказываний); технологии проблемного обучения.
Цели урока:
1.Предметные:
- познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
2.Метапредметные:
-формирование умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формировать умение работать с учебником.
3.Личностные:
-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать толерантность,
-развивать мотивы учебной деятельности,
-формировать экологическое мировоззрение
УУД:
Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Выводы:
Развивающий урок – это урок, который мы ведем совместно с детьми. Идти следует, как правило, «от ученика».
Не следует бояться ошибок детей, ошибка - находка для учителя.
Не нужно спешить реагировать на высказывания детей, всегда следует дождаться реакции самих детей.
Выдерживать, где это необходимо, паузу.
Доверять силам детей, не выполнять задания за них.
Технологическая карта урока «Почва – важнейшая часть экосистемы»
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мобилизующее начало (орг.момент). | Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода. - Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас! Сегодня мы с вами сделаем очередной шаг к покорению вершины под названием «Пик Знаний». | Вступают в диалог с учителем. | Коммуникативные |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Через создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания, подвожу учащихся к самостоятельной постановке цели урока, формулированию проблемных вопросов. 1. Блицопрос. - Какие оболочки нашей планеты вы знаете? - В какой оболочке живут живые организмы? - Какие «профессии» живых организмов вы знаете? - Приведите примеры, какие живые организмы относятся к производителям, потребителям и разрушителям. - Могут ли «разрушители» напрямую передавать растениям минеральные вещества? | 1-й ученик. Воздушная оболочка – атмосфера. 2-й ученик. Водная оболочка – гидросфера. 3-й ученик. Каменная оболочка – литосфера. - На границе всех трёх оболочек – в биосфере. - Производители, потребители, разрушители. - К «производителям» относятся растения, например, берёза, ель, рябина. «Потребители» – это животные, например, ворона, белка, лиса и многие другие. «Разрушители» – это грибы, дождевые черви, микробы и другие. | Познавательные, коммуникативные |
3. | Постановка учебной задачи. | Отгадайте загадку: Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. - Чем понятие “земля” отличается от понятия “почва”? - Вы догадались о теме исследования? - Да, речь пойдёт о почве, которую люди часто называют землёй-кормилицей. - Что бы вы хотели узнать о почве? | - Земля 1.Из чего состоит почва? 2.Какие бывают почвы? 3.Почему землю называют кормилицей? 4.Как охранять почвы? | Регулятивные, познавательные |
4. | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового). | - Давайте поближе познакомимся с почвой. Для этого мы все станем экспериментаторами. Составьте схему «Состав почвы». - Как вы думаете, из чего и как образовалась почва? Просмотр слайда об образовании почвы ( «Кирилл и Мефодий») - Чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она плодородней, на ней лучше растут растения. Самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмы. Они создают прекрасные условия для роста растений. Сегодня вы проведёте эксперимент и проверите это утверждение. У вас на столах – пророщенные семена фасоли и две коробочки с почвой. В одной коробочке находится почва тёмная, в другой – светлее. Плодородная почва, насыщенная перегноем, имеет тёмный цвет. Посейте фасоль в обе коробочки и понаблюдайте, как она будет расти в разной почве, в какой растение будет лучше развиваться. Свои наблюдения запишите. - Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов, зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения. | Работа в парах. Учащиеся проделывают опыты, записывают выводы (приложение 1) На карточках (приложение 2) Ответы детей. - Просмотр слайда. - В группах сажают семена. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. | Познавательные, коммуникативные, личностные |
5. | Первичное закрепление во внешней речи. | Подберите к началу каждого предложения его окончание. («Кирилл и Мефодий») - Почва образуется из горных… - Почва образуется при участии … - Перегной образуется из растительного опада и остатков … - Плодородие почвы зависит от … - Чем больше перегноя… | Участвуют в игре. - пород - микроорганизмов - живых организмов - перегноя - тем темнее цвет почвы | Познавательные Личностные |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Побуждает к выполнению самостоятельной работы. ( «Кирилл и Мефодий») - Почвой называется поверхностный плодородный слой земли. - Круговорот веществ в почве замкнут. - Урожай зависит от плодородия почвы. - Обитатели почвы приспособились к совместной жизни. - Скорость разрушения превышает скорость восстановления почвы. - Почва является экосистемой. - Почвы надо беречь. | - Выполняют самостоятель- ную работу с взаимопровер- кой с образцом (приложение 3) | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
7. | Включение в систему знаний и повторение. | - Есть ли на Земле места, где почвы нет вообще? - Почему почвы надо беречь? - Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы в природе образуется за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться бережно. Почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? ( Вода – размыть, ветер – сдувать.) Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры. («Кирилл и Мефодий») Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден заботиться о ней. Что делают люди? Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает (а где необходимо – осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой. - Составьте в группах памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях». | Ответы детей. Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами. - Выполняют работу в группах с последующей проверкой. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
8. | Рефлексия деятельности (итог занятия) | Создание ситуации успеха, через нетрадиционное подведение итога урока (постановка перспективной цели на следующий урок, использование взаимооценивания и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике). | - Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке, высказывают своё мнение об учащихся которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет (приложение 4) | Регулятивные |
Приложение1
Опыт № 1
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву.
3. Что вы увидели?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
Опыт № 2
1. Возьмите стаканчик с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ: Мы взяли стаканчик с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________.
Сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт № 3
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 4
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________
Приложение 2
Схема «Состав почвы»
ВОЗДУХ ВОДА МИКРОБЫ
ПОЧВА
ГЛИНА ПЕСОК ПЕРЕГНОЙ |
Приложение 3
Самостоятельная работа.
Впиши нужные понятия в их определения:
Почвой называется… | |
Круговорот веществ в почве… | |
Урожай зависит от… | |
Обитатели почвы приспособились к… | |
Скорость разрушения превышает… | |
Почва является… | |
Почвы надо… |
Приложение 4
Отметьте то, что узнали на уроке, и оцените свои знания по каждому пункту
№ | Я знаю | Баллы | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1. | Что такое почва | |||||
2. | Состав почвы | |||||
3. | Свойства почвы | |||||
4. | Виды почв | |||||
5. | Значение почвы |
Список использованной литературы.
«Викторины и головоломки» о природе М. «РОСМЭН», 2011
Детская энциклопедия о природе.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 3 класс.
Москва «Первое сентября» 2012г. «Начальная школа» - «Я иду на урок».
Москва «Первое сентября» Книга для учителя.
Мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия"
Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Юдина И.Г. Природоведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Почва -важнейшая часть экосистемы"
урок окружающего мира в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100"...
Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."
з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...
"Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" составлен с примененем приёмов технологии развития критического мышления....
конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП....
Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
Урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"...