1.Организационный момент Цель: которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: создать благоприятные условия для совместного сотрудничества с обучающимися, психологического настроя на работу. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Задачи: организовать внимание и внутреннюю готовность класса
Методы организации работы учащихся: словесный(чтение стихотворения) Критерии: - время, затраченное на организацию работы; - готовность учащихся; - время включения ребенка в учебную деятельность;
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Выполняют психологическую установку на урок
| Звенит звонок. - Здравствуйте, ребята! - Я рада вас видеть, (читаю стихотворение): -Снова пришел долгожданный миг, Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. - А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому) До меня сигнал дошел, Начинаем разговор - А чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, мы должны убедиться, что особенности предыдущей зоны знаем хорошо.
| (2 мин) Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Дидактические задачи: - выявить осуществление выполнения домашнего задания; - обнаружить пробелы; - углубить знания по данной теме Цель: проверить у учащихся сформированность представлений о природной зоне лесов Методы: - Индивидуальная работа по карточкам
- Метод организации совместной деятельности учащихся: Тестирование
- Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, постановка проблемы урока, сотрудничество.
- Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение учеников, слово учителя.
Критерии оценивания теста учащихся: количество правильных ответов. (Ключ: в в в а б в а б в). 9 – «5» 7-8 – «4» 5-6 – «3». Чередование форм работы (индивидуальная, коллективная).
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
4 человека работают по карточкам
Работа с тестом взаимопроверка
Ключ: в б в а б в а б а б
Оценивание уч-ся выступающих
Критерии оценивания памятки: Полнота изложения материала, чёткость, соответствие материала данной теме.
| Проверка домашнего задания: – Сегодня мы продолжим в путешествие по природным зонам, где вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата и занятиях населения, об охране природы, но сначала повторим пройденный материал
- Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1)
4 человека работают с карточками. Карточка 1.Исправь географические ошибки в тексте. Карточка 2.Найди лишние географические объекты. Карточка3.В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи Карточка 4.Работа с карточкой, на которой изображено животное - Фронтальная работа.
Тест (Приложение 2) Раздача тестов. Объяснение правил выполнения теста. Выполнение, взаимопроверка и взаимооценка. Ключ: ( в в в а б в а б в. 9 – «5» 7-8 – «4» 5-6 – «3».) 3.Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей» с дополнением одноклассников Зачитываются три памятки-Укажите на ошибки ребят ,которые они допустили во время отдыха (Приложение 3)
| (10мин)
|
3.Изучение нового учебного материала Цель урока: Мотивировать учащихся к изучению темы. Актуализировать знания школьников о природных зонах России.
Научить школьников: - отличать зону степей от других природных зон по их географическому положению и климату; -находить в словаре значение неизвестного слова; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать значение «суховеи», «пыльные бури», - определять по карте местонахождение зоны степей - выполнять учебное задание в паре. - научить школьников различать растения природных зон по существенным признакам; - объяснять различие между растениями других природных зон и зоны пустынь; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
- научить школьников: - различать животных зоны пустынь по существенным признакам; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога Осуществление личностно - ориентированного подхода к обучению через целеполагание.
Задача для учащихся: нахождение ответов на поставленные вопросы. Личностные умения: - проявлять интерес к процессу изучения темы; - желание узнать о природной зоне Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу, использование дополнительной литературы. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративные материалы, создание ситуации успеха. Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием наглядности, поиск решения поставленной проблемы, её обсуждение. Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: фронтальный опрос, частично поисковый метод, исследовательская деятельность учащихся.
| Деятельность учащихся
|
|
|
|
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Примечание |
Дети разгадывают кроссворд
Дети работают в парах Ответы детей
Дети работают в группах
Выступление каждой исследовательской группы
| --Куда приведет нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать: (Дети отгадывают кроссворд) Ключевое слово : СТЕПИ Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны. (Создание ситуации) Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь-кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром ,нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: как приспособились растения и животные к жизни в данной природной зоне? Попытаемся найти ответ. Определите название природной зоны по этому описанию. Высказывания школьников. Подводим к выводу, чтобы определить природную зону и обосновать свое мнение, нужны специальные знания и умения. Есть ли желание этому научиться? -Посмотрите внимательно на карту .Что расскажет нам наша помощница? 1.Где расположена зона степей? 2.Какую территорию она занимает? 3.В каком тепловом поясе находится зона степей? 4.Как выглядит земная поверхность зоны? _Теперь вы имеете представление, где расположена эта природная зона. - Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования. Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – биологи, 2 команда – зоологи, 3 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
Материал для ботаников: Карточка-помогайка: 1.Общая особенность растений. 2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень,стебель,листья)
Материал для зоологов: Карточка-«помогайка»
1.Отличительная черта степных животных. 2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер,окрас,форма)
Материал для экологов: .Карточка-«помогайка»
1.Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека 2.Растения и животные, занесённые в красную книгу
| ( 15мин) Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
4. Закрепление учебного материала
Учебная цель: установить степень усвоения темы: - устанавливать последовательность природных зон России; -определять характерные особенности растений и животных зоны степи; - давать характеристику жизнедеятельности человека в степи Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать, самостоятельно и оценивать результаты работы, делать самоанализ. Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, дедуктивные. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: ответы на вопросы. Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по самостоятельному поиску дополнительной информации по теме урока с целью подготовки краткого сообщения.
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
|
Дети работают в парах
| Предлагаю вам составить и записать 2-3 цепи питания сложившиеся в степи. Карточки: 1.Как приспособились растения к жизни в степи? 2.Как приспособились к жизни в степи животные? 3.Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?
| (10 мин)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль |
5 Рефлексия Цель: Подведение итогов урока, оценка деятельности, рефлексия.
Творческий перенос знаний в новые условия (выполнение творческого упражнения)
Формы и методы: - упражнение - поощрение
Критерии оценивания: - активность работы во время учебного процесса - полнота, правильность и качество ответа
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Называют тему и задачи урока, называют наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели
| Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? 1.Самоанализ Допишите предложение: Чтобы рассказать о зоне степей нужно_________________________ - Самооценка
Закончите предложение: Я доволен(льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне степей. • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания?
| (2-3 мин) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
|
6.Задание на дом Цель: применение знаний в новых условиях
Формы и методы: - - индивидуальная работа с учебной и дополнительной литературой, дифференцированное задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ. Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети записывают задание | Подводит итоги урока. Организует домашнее задание: 1.УРОВЕНЬ – Прочитать текст на стр 49-53 и подготовить пересказ прочитанного.
2.УРОВЕНЬ- Прочитать текст на стр 49-53 и ответить на 1-3 вопросы на стр-53.
3.УРОВЕНЬ - Составить кроссворд по теме «Зона степей»
Всем спасибо за урок! |
|
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО)- Мельникова Татьяна Петровна
Предмет- Окружающий мир ,4 класс
Тема урока: Зона степей
Цель: Сформировать представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Сформировать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.
Научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы, термины и понятия: Изучение географического положения и климата степи, растительного и животного мира и деятельности человека в степи. «Пыльные бури», «Суховеи»
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять эмоционально – ценностное отношение к природе родного края и желание об этом рассказать.
Метапредметные умения
Познавательные:
- различать особенности природной зоны и обосновывать свое мнение;
- определять природную зону на географической карте и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
Коммуникативные:
- формулировать высказывания, мнение;
- согласовывать позиции с партнером;
- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата..
Предметные умения
- рассказывать о природной зоне степи выделять ее особенности:
- уметь показывать на карте зону степей.
- называть растения и животных зоны степей;
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: карта природных зон России, картина «Степь», «Сухая степь», проектор, компьютер, экран, презентация «Зона степей», дополнительная литература, тесты, карточки-помогайки, атлас –определитель,
.
Формы работы:
Фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
Приложение :1
1.Исправь географические ошибки в тексте:
Лесная зона расположена к северу (правильно –к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (богат).Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный лес)Лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими)являются :зубр, утка-мандаринка. Лес не является (является) домом для растений ,животных ,грибов
2.Найди лишние географические объекты:
А) Земля Франца-Иосифа, северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля;(о.Сахалин)
Б)Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых(Берингово)
В)Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара. (Саяны)
3.В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
А) голубика-лемминг-белая сова-песец (в тундре)
Б)лишайник-олень-волк(в тундре)
4.Опишите животного по плану
А)Название животного
Б)Группа животных(птица, зверь, насекомое и т.д.)
В)Чем питается (всеядное, растительноядное ,насекомоядное, хищник)
Г) Значение в природе
Приложение2
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей в) трех частей
б) двух частей г) одной части
2.Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса
б) широколиственные леса
в) хвойные леса
3. Природные зоны расположены так…
а) тундра, арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов;
4. В тайге растут…
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы;
5. Лесным исполином называют…
а) благородного оленя
б) лося
в) медведя
6.В красную книгу занесены следующие животные лесной полосы…
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
7. Экологические проблемы лесной зоны связаны…
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами;
8. На территории зоны лесов расположен заповедник…
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) остров Врангеля
9. Охрана лесов – это….
а) обязанность государства
б) забота самих обитателей леса
в) обязанность государства и долг каждого гражданина.
Приложение 3.
Вопросы к кроссворду:
1.Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне (Брусника)
2.Вроде сосны ,вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
- Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
4.В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.(Липа)
5.Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках (Ольха).
(Ключевое слово : Степи)