"Природа в опасности" спортивно-экологические состязания
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

На занятии рассматриваются наиболее важные экологические проблемы в природе, с которыми учащиеся знакомятся через спортивно-экологические эстафеты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«Природа в опасности»

Цель:

Формирование экологической компетентности

Задачи:

-стимулировать познавательную активность учащихся.

-развивать двигательные умения и навык

- способствовать развитию  навыков работы в команде

Оборудование: 6 мячей, 6 обручей, 2 скакалки, 2 скамейки, 2 стойки, кегли , кубики, пластиковые бутылки, пакеты, фантики.

Ход занятия:

Команды-участницы входят в спортивный зал под музыку и аплодисменты зрителей.

-Добрый день, друзья! Сегодня у нас пройдут необычные спортивные состязания. Мы проведём спортивно - экологические старты.

Команды представьтесь  

Команды поприветствуйте друг друга.

Судить состязания будет жюри в составе___________________(родители)

(Дети садятся на скамьи по направлению стартов)

«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». - Так писал Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас.

Люди, связанные с природой, которые её изучают и наблюдают  обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. Вот и мы сегодня вам  предлагаем вспомнить о самом красивом и хрупком мире- природе и всех тех, кого она объединяет.

Давайте вспомним ребята, что такое экология. В этом нам помогут эксперты_____________

1 ученик: Слово «экология» произошло от греч. слова oikos и означает, наука о жилище, место обитания. Это слово ввёл в обиход Эрнст Геккель в 1866 г., выдающийся нем. учёный. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.
Учёные-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека

Беседа

  1. Можно ли с уверенностью сказать, что сегодня человек живёт в гармонии с природой?
  2. Как вы думаете, можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой?        

Ведущий: Сегодня часто устраивают выставки - вернисажи. Обратите внимание на эту фотовыставку, которую создали ……….. Это наш город, милые для сердца места. Какая красота!


1)«Россия» - шепчут мне берёзки,
«Россия» - шепчут камыши,
«Россия» - ключ журчит в ложбинке
И я им тихо вторю: «Русь»!
Мне не трудны твои нагрузки: 
Я в поле рос, я чудом рус,
И я люблю тебя по русски,
Моя берёзовая Русь.


Ведущий: А на выставке рисунков обратите внимание, как мы относимся к окружающей среде. Свои тревоги, волнения за мать-Природу ребята выразили в своих рисунках

1)Если что то нам не жалко
То несём скорей на свалку,
А то просто набросаем.
Рядом с домом ничего не убираем
Загрязняем землю, воду
Бытовыми мы отходами.


2)Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Ведущий: Как вы думаете, нужно срочно принимать меры по спасению нашей планеты? Да. Природа не прощает ошибок. 


Как вы думаете какая
тема будет нашего занятия? Защита окружающей природы.

-Какую задачу поставим перед собой? Узнать о проблемах в природе, найти пути решения их.


Природа покоряется только тому, кто сам ей покоряется.
А если нет, то возникают
экологические проблемы. А что это такое?

С этим нас познакомит ___________________________________-

Ученик 2. Экологические проблемы возникают из-за влияния человека на природу. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем.

Но прежде чем заботиться о своём здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Ведущий: Сегодня мы рассмотрим наиболее важные экологические проблемы, с которыми познакомимся через спортивно-экологические эстафеты.

Предлагаю всем нам отправится в лес.

Нам пришли телеграммы. Срочные! Их принесли сами лесные жители.

Телеграмма от Бабы-яги:

«Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили».

Почему беда приключилась ?

Ведущий: Вот вам и первая проблема – засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей). В разнообразных условиях общения с природой – на экскурсиях, прогулках, в походах нельзя оставлять не затушенным костер, нельзя оставлять мусор, разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Давайте представим, мы пришли в лес, а на лесной поляне разбросан мусор.


5) Если ты фантики бросаешь,
То свою планету засоряешь.
Должен помнить ты, и он, и я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,

Кто свой фантик в урну отнесёт.

1  КОНКУРС «Собери мусор»


Поможем лесу стать чистым. Кто быстрее соберёт мусор в лесу.

2  КОНКУРС “Лес  зовет”.

Как известно прямых дорог в лесу  нет. В лесу  все больше тропинки, и те извилистые. Вот и наша эстафета называется “Извилистая дорожка”. Кто сумеет быстрее преодолеть “завалы и буреломы” – будет победителем.

Эстафета – лавки , обруч, скакалка, обратно бегом.

3   Конкурс «Посади дерево»

Ещё одна телеграмма от ворона:

Телеграмма от ворона:

«Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворон получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самого президента дойду. Хулиганы вы этакие».

Ведущий: Так ворон и погибнуть может без дома! Поэтому следующая экологическая проблема – резкое сокращение разнообразия животных и растений на планете.

 Давайте поможем ворону обрести новый дом- посадим дерево.

Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.

Как сажать дерево? Разложите карточки по порядку. Работаем всей командой.

Телеграмма от Красной Шапочки:

«У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем».


Ведущий: Почему же сгорела капуста у бабушки? Как вы думаете?


 Ученик. Над огородом нарушился озоновый слой.
Если озона становится мало, то
появляется озоновая дыра, причиной которой является аэрозоли. А что такое аэрозоли?


Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т.д. В этих баллончиках содержатся вещества разрушающие озоновый слой.

Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? 

4   КОНКУРС «Собирай урожай»

???? Переноска баскетбольных мячей

Эстафета бег волейбольный мяч между коленей до обруча, бег до второго обруча, взять из него баскетбольный мяч и 5 раз  ведение на месте , положить в обруч, бег обратно, волейбольный мяч забрать и передать другому игроку.

Телеграмма от белого медведя из Антарктиды:

«Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать».

Ведущий: Вот и следующая проблема «парниковый эффект». А что это такое?


Ученик. Это постепенное повышение температуры на всей Земле, приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всём мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода. В природе всё взаимосвязано.

  1.    КОНКУРС « ПЕРЕПРАВА».

Бег с баскетбольным мячом

6  КОНКУРС “Экологические задачи”

        Найти ответ на вопрос, связанный с охраной природы (3 б).

        1) Мы часто слышим фразу: “У нас в городе ухудшилась экология”. В чем здесь ошибка?

(ЭКОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА, ОНА УХУДШАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ, УХУДШАЕТСЯ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)

2) Вырубили в лесу все дуплистые старые деревья, чтобы они не мешали расти молодым. И что же - крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Какая связь между этими явлениями.

(В ДУПЛИСТЫХ ДЕРЕВЬЯХ ЖИЛИ НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ - И ЛЕТУЧИЕ МЫШИ, ОНИ ПОЕДАЛИ ВРЕДИТЕЛЕЙ)

Телеграмма от белочки:

«После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!»

Ведущий: Почему же шишки попадали после дождя? Вот ещё одна экологическая проблема – кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах жёлтую плёнку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди? Кто ответит?


 Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах.

  1.    КОНКУРС «Шишки»

Мяч передаём сверху, последний игрок бежит вперёд и т.д

8    КОНКУРС ЗНАТОКОВ «Обитатели родного края»

- В этом раунде вопросы будут посвящены обитателям Оренбургской области. Я сейчас буду зачитывать вопросы, вы должны на них ответить. команда чей капитан первым поднял руку имеет право первой ответить. При правильном ответе команда получит 2  балла, если ответит не правильно, лишиться 2 баллов.  На этот же вопрос, в случае неверного ответа первой команды, друга команда не имеет право ответить. Правила ясны? Капитаны готовы? Начинаем..


Вопрос №1. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (божья коровка)

Вопрос №2. Время цветения этого кустарника – апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.(волчья ягода)

Вопрос №3. Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов. (скворцы)

Последний
вопрос, №4. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они наносят вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (муравьи)

  1.     КОНКУРС «ТВОРЧЕСТВО ИЗ ОТХОДОВ»

Из бросового материала можно зачастую сделать поделки радующие глаз, тем самым не загрязнять природу мусором.

 Эстафета. Из модулей – заготовок из журнальных листов, сделать украшение звезду.

Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Наша планета в экологической опасности. Нужно принять срочные меры по спасению. Во многих странах появилась новая служба – Экологическая полиция. Представьте, вас назначили полицейскими в нашем городе, вы проводите первый рейд. 

На что бы вы сразу обратили внимание? Ваши пожелания!

Высказывания детей:

Мусорные свалки возле домов, вокруг предприятий.
В речку сбрасывается разный мусор
Вырубают леса
На пляжах, выходах на природу отдыхающие оставляют мусор, отходы, бутылки разные, битое стекло.
Сжигается весной и осенью листья, разный мусор – это вредно 

Пожелания:

  1. Жителям выбрасывать мусор в контейнеры для мусора, чтобы проводить мероприятия по благоустройству города, рассылать письма с замечаниями жителям. 
  2. Проводить различные конкурсы: «Лучший цветник», «Лучшая улица», «Лучший дом» и др.
  3. Организовать  подвоз саженцев деревьев для посадки 
    Создать патрульную службу «Чистый город».

Жюри готовится подвести итоги состязаний.

Предлагаю всем встать в круг


Рефлексия . Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает детям встать в круг и передать (голубой шар) символ планеты с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.».

Команды построится!

Подведение итогов.

Сегодня на занятии мы выявили экологические проблемы, постарались найти пути их решения.

Я думаю, что все взяли с этого занятие что-то важное для себя. Кому понравилось сегодня на занятии - похлопайте, а кому не понравилось – потопайте.

А закончить мне хотелось бы следующими строками

Природа – дом особый. Внутри него всё тесно взаимосвязано. Природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к ней - разрушающими.

 А ведь планета у нас одна, одна на всех и другой такой не будет.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!  

Предоставляем слово жюри по итогам спортивно-экологической эстафеты.

команда № 1 набрала … баллов, команда№2 - … баллов. Молодцы!

Мы поздравляем команду- победителя! (ведущий вручает победителям грамоты и призы, остальным за участие - сувениры)

Вслед за командой победителей все участники состязаний делают круг почёта.

Занятие окончено. Спасибо за участие.



Предварительный просмотр:

Оценивание конкурсных заданий

Номер конкурса

1 команда_____________

2 команда_____________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

Образец ответа:

_2__Выкапывают яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

__5_ Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.

___3_ Для подвязывания дерева  в дно ямы забивают кол длиной 1,5- 2 метра.

_4__ На дно ямы на ссыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, засыпают землёй. Затем её уплотняют.

__6__Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.

__1__Выбирают место для посадки дерева.

1 команда________________________________

____Выкапывают яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

____ Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.

____ Для подвязывания дерева  в дно ямы забивают кол длиной 1,5- 2 метра.

____ На дно ямы на ссыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, засыпают землёй. Затем её уплотняют.

____Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.

____Выбирают место для посадки дерева.

 2 команда_______________________________

____Выкапывают яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

____ Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.

____ Для подвязывания дерева  в дно ямы забивают кол длиной 1,5- 2 метра.

____ На дно ямы на ссыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, засыпают землёй. Затем её уплотняют.

____Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.

____Выбирают место для посадки дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивные состязания.

Мероприятие для учащихся 7-8 классов. Цели: Пропаганда здорового образа жизни. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой. Воспитание чувства коллективизма, товарищес...

Спортивные состязания "Папа, мама, я -с портивная семья" для 1 класса

Праздникдля детей  и родителей с использованием приветственного адреса к участникам, загадки....

Спортивные состязания

Спортивный праздник для детей и родителей 3 класса....

файл "DOC" Олимпийские состязания

Олимпийские состязания. Цели: познакомить с историей Олимпийских игр...

Интеллектуальное состязание "Аз и Буки - основа науки".

Викторина, посвященная Дню славянской письменности....

Спортивные состязания "Веселые старты"

В соответствии с планом  проведения месячника гражданско-патриотической и идейно-воспитательной работы 22 февраля 2011 года в МОУ СОШ с. Цингалы прошло спортивное соревнование среди учащихся 1-4 ...

Состязания знатоков математики. 2 класс

Внеклассное мероприятие по математике с зинимательными заданиями  для учащихся второго класса....