Экологическая безопасность. Урок окружающего мира в 3 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

УМК "Школа России". Конспект урока. Изучение нового материала проходит в ходе групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologicheskaya_bezopasnost.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в  3 классе

Тема: «Экологическая безопасность».

2. Цели урока:

а) предметные

- Знать:  причины загрязнения окружающей среды, негативное ее воздействие на человека; понятия  «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

- Уметь:  составлять памятки по экологической безопасности, «цепь загрязнения»;

б) метапредметные

- знать: пути защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде;

Уметь: наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, логически обосновывать и аргументировать суждения;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

3. Фундаментальный образовательный объект, в направлении которого планируется деятельность учеников, - безопасность.

 Оборудование:

  • конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
  • презентация к уроку ( приложение), мультимедийное оборудование;
  • видеоролик;
  • клей, маркеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня на занятии мне очень понадобятся ваше внимание и  поддержка.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Я предлагаю вам вначале посмотреть видеосюжет. Когда Вы будете его смотреть, сформулируйте для себя вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ.

Просмотр видеоролика (сюжет о загрязнении планеты – отходы, свалки мусора, сточная вода фабрик и т.д.)

3. Постановка проблемы, сообщение темы и цели урока.

- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы на этом занятии?

- А как вы думаете, какая наука занимается  проблемами, которые звучат в ваших вопросах?                      ( Экология)

- Чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы, мы рассмотрим  важный раздел этой науки - экологическая безопасность.

- Тема нашего занятия «Экологическая безопасность».

(Тема урока – экологическая безопасность)                       (Слайд)

4. Работа над новым материалом.

Введение понятия «экологическая безопасность».

- Ребята, как вы понимаете значение словосочетания «экологическая безопасность»?

- Проверьте свои  предположения, прочитав статью в учебнике на стр.30- 1и 2 абзацы.

- Так что же такое «экологическая безопасность»?

Проверьте, правильно ли вы дали определение.

(Слайд с определением)

–Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.                                                                                      

- А кого нужно защищать и зачем, мы  узнаем в ходе дальнейшей работы.

Введение понятия «цепь загрязнения»

- Для получения ответов на интересующие вас вопросы, я  предлагаю продолжить работу в группах.        (Слайд с вопросами)

-Каким воздухом мы дышим?

-Какую воду мы пьём?

-А хотим ли мы так жить, медленно уничтожая самих себя?

- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.    (Слайд)

1. Работать надо дружно.

2. Спокойно высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, не перебивая.

3. Вместе находить правильное решение.

                     

-  Ребята, возьмите синие конверты, в них задания. В течение пяти минут вам нужно оформить свою работу в виде схемы, используя картинки, и объяснить, что обозначает эта схема, Можно воспользоваться опорными словами.

(Работают 4 группы. Каждая группа получает синие конверты с картинками и со словами, клей, маркеры, шаблон – схема:

1 группа: Картинки - автострада, грибы, маринованные грибы в банке, человек.

                 Слова - источник загрязнения, грибы, продукты питания, человек

2 группа: Картинки -  фабрика, сточные воды -  в реку; рыба, жареная рыба в  

                сковороде, человек.

               Слова - источник загрязнения, животные, продукты питания, человек

3 группа:  Картинки - мусорная свалка, ягоды, ягоды на тарелке, человек.

                 Слова - источник загрязнения, растения, продукты питания, человек.

4 группа:    Составление правил экологической безопасности.

Давайте проверим, что у вас получилось.

- Слово предоставляется первой группе. Если у вас, ребята, возникнет желание дополнить, уточнить ответ одноклассников, поднимите руку.

- Давайте полученные схемы  оформим в виде единой блок - схемы.

- Что является первым звеном в вашей схеме?

– Что относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайды: промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)  (Слайд – источники загрязнения.)

- Ребята, посмотрите, на схемах у вас от первого элемента идут стрелки ко второму элементу. А каким образом вредные вещества попадают в грибы, рыбу, ягоды?( Верно, через воздух, воду и почву. )

-Назовите второй элемент вашей схемы. (Растения, грибы, животные.) (Слайд)

- В виде чего попадают к человеку на стол растения, животные, грибы? (В виде продуктов питания.)

- А последний элемент – человек.

(Интерактивная доска) (Слайд.)

                   

- Итак, на схеме видно, как происходит воздействие  загрязнённой окружающей среды на человека.

Физ.минутка.

  Ребята, давайте представим, что мы гуляем в осеннем лесу. А разбудить наше воображение поможет  репродукция картины Олега Путнина «Туман в лесу»   Встаньте, Посмотрите на это великолепие! Вправо (поворот туловища). Влево (поворот туловища). А какой аромат зелени! Какой свежий воздух! Сделайте глубокий вдох через нос и резкий выдох через рот ( 2 раза). Вы увидели спелую землянику (наклон вперёд) –сорвали. Вы увидели гриб (наклон вперёд) – сорвали. Идём дальше. Где-то впереди.. (звук проезжающих машин, заводы, фабрики..). Да, мы приближаемся к автотрассе. На обочине дороги мы видим землянику, а ещё и грибы. Будем рвать? Почему?

- Садитесь.

- Ребята, теперь давайте вместе подумаем, как завершить составленную блок – схему.

(- Какой стрелки здесь не хватает?) (Ученик рисует недостающую стрелку)

(Слайд.)

- Конечно же. Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к нему же эти вещества и возвращаются.

- А мы с вами не вносим ли вклад в загрязнение окружающей среды?

– Обратите внимание, что загрязняющие вещества движутся по цепочке.

- Какое бы название вы придумали данной блок-схеме?

- «Цепь загрязнения»

- Что такое «Цепь загрязнения»?  Какую формулировку вы можете предложить?

- Проверьте свои предположения.  (Слайд)

Цепь загрязнения - это путь, по которому движутся загрязняющие вещества.

Введение понятия «Пути попадания загрязняющих веществ в организм человека»  (Слайд)

- Ребята, каким образом опасные вещества из окружающей среды попадают в организм человека? В виде чего? (Продукты питания)

-Внимательно посмотрите на нашу блок-схему и скажите, а как ещё могут загрязняющие вещества попасть в   организм человека?  (Через воздух и воду). Укажите эти пути на схеме в виде стрелок.

Итак, подытожим нашу работу. Какие пути попадания вредных веществ в организм человека мы знаем?                                      (Слайд)

Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека: воздух, продукты питания, вода.

Закрепление.

- Человек – часть природы, загрязняя окружающую среду, человек тоже подвергается очень большой опасности.

- Теперь, зная об опасностях окружающей среды, давайте послушаем правила нашей экологической безопасности. (Выступление 4 группы)

-Теперь вы знаете, как защитить себя от воздействия загрязняющих веществ окружающей среды.

Проверка знаний.

- Мне хотелось бы узнать, на все ли вопросы, которые вас интересовали в начале занятия,  мы смогли дать ответ?

- А сейчас я предлагаю вам небольшой тест по теме сегодняшнего занятия.

 -  Задание: к правому столбцу допишите соответствующие буквы из левого столбца.

  1. Источники загрязнения окружающей среды – это…

  1. Три пути попадания вредных веществ в организм человека – это ..

  1. Экологическая  безопасность–  это…

  1. Главная причина загрязнения окружающей среды – это…

  1. Цепь загрязнения – это…

А)  продукты питания, воздух и вода.

Б) защита от вредного воздействия загрязняющей среды.

В)  фабрики, заводы , транспорт.

Г) путь, по которому движутся загрязняющие вещества.

Д) человек.

- А сейчас поменяйтесь листочками. Сверьте ответы, посмотрев на экран.

Запишите по одному баллу за каждый правильный ответ.

- Если вы набрали:

5 баллов – отметка “5”

4 балла – отметка “4”

3 балла – отметка “3”

Итог урока.         

 Мы убедились, что  «Судьба природы – наша судьба».

(Слайд)

- Это занятие мне бы хотелось закончить словами:

 На планете год от года

 Человек вредит природе.

 И не понял он, чудак,

 Что природа – не пустяк!

 Он привык всё покорять,

 Но не может он понять:

 Коль беречь её не будет,

 Всё живое он погубит!  

_ Ребята, как вы думаете, соотносятся ли строки этого стихотворения с тем, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии.

Рефлексия.

Домашнее задание (по выбору)

  1. Любителям математики – составить любую экологическую задачу, используя числовые данные.
  2. Знатокам природы – придумать и нарисовать знаки экологической безопасности.
  3. Любителям литературы, поэзии – найти пословицы об охране природы или сочинить стихи, отражающие тему сегодняшнего урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая безопасность - урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»

Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем сов...