Окружающий мир "Аквариум"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок по теме "Аквариум" включает в себя структуры сингапурской системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onspekt_uroka_po_okr_miru_izmen.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
Урок 19.
Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Цели:
Обучающие
- познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира аквариума, их ролью в экосистеме;
- показать взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;
- научить поддерживать экосистему аквариума;
- учить ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку
Развивающие
- развивать умение ребят работать в группах, чувство товарищества.
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение наблюдать, видеть проблему
Воспитывающие
- воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе
Оборудование (учитель)
- конверты с заданиями;
- презентация;
- запись «Плеск моря»
- опорные карточки со словами для составления схем;
Оборудование (учащиеся)
- исследование воды (карточка, план работы, образцы воды);
- исследование грунта (карточка, план работы, образцы грунта)
Базовые понятия урока:
- экосистема,
- цепь питания,
- три "профессии",
- аквариум,
- растения аквариума,
- животные аквариума,
- значение аквариумов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Эпиграф: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!" Виталий Бианки. - Как вы понимаете эти слова? - Чем занимается человек? - Чтобы определить, на какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание. | Каждый человек открывает тайны, интересное, неизведанное. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. |
- У вас на столах конверты с заданием. Откройте их, и рассмотрите содержимое. Выясните, что за экосистема изображена на картинке и, используя структуру « Раунд Тэйбл » (т.е. структура, в которой обучающиеся, по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги ) выполните задание. На его выполнение вам дается 2 минуты. Участники под номер 2, сделают вывод. Приложение 1 Вывод: Посмотрите на все картинки, как все изображенное на них назвать одним словом? А из каких частей состоит экосистема? - Какая экосистема досталась 6 группе. - А, что вы знаете об аквариуме? - Ребята, мы с вами изучали данную тему? - К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? - Что можно сказать о размерах этой экосистемы? - Сформулируйте тему урока? - Назовите учебные задачи урока. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Откуда можно получить эти знания? Ребята, кто из вас знает, что такое аквариум, и как произошло это слово? – Рассмотрите рисунок и прочитайте вопрос Лены из диалога на с. 74. Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? – Аквариум – это экосистема? | Экосистемы Воздух, почва, вода, производители, потребители, разрушители. (Высказывают свои мнения) нет искусственной маленькая Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Книги, энциклопедии, интернет. (Ребята высказывают свои мнения) (Зачитывают диалог) (Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума). | |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Физминутка |
(слайд )
- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания. Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить" - С чего же начать Сейчас мы с вами проведем исследование аквариума. Но сначала нам нужно немного отдохнуть. Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. -Каждая группа получает задание по изучению одного из компонентов экосистемы. Группа №1 Группа №2 группа №3 группа № 4 группа №5 группа №6 - У кого из вас есть аквариум с его обитателями? Сами ли вы следите за его состоянием? Мы с вами закончили наше исследование, и у нас получился замечательный аквариум, но мы не должны забывать о самом главном – что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз захотите сделать свою маленькую искусственную экосистему дома, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете. 4 3 2 3 Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. – Рассмотрите рисунок на с. 74 и ответьте на вопрос к нему. Ответы занесите в рабочую тетрадь, в задание 1 на с. 35. Указывают части экосистемы «аквариум». Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40. Самостоятельно работают с текстом. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Как мы можем ответить на вопрос урока? (Аквариум – это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | С подготовки грунта, воды. Высаживание растений. Запуска рыб, разрушителей. Подключения воздуха и света. | |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 1. Беседа - Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком) - Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки) Сейчас мы закрепим наши знания, и выполним небольшую работу в группах. Дети составляют схему, правильно вставив в схему представителей каждой «профессии». аквариумные рачки, улитки, Водоросли рыбки дафнии. Взаимопроверка, группы меняются листочками и проверяют работу. Ребята, а знаете ли вы, что рыбки ещё являются успокоительным средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют, человек после общения с рыбками становится психически устойчивым, доброжелательным. Кроме, того, рыбки помогают предсказывать погоду, например, учёные заметили, что когда золотые рыбки начинают беспокоиться: метаться по аквариуму, прятаться под камни – то нужно ждать землетрясения; некоторые рыбы, например, сомик, барбус – умеют кашлять, и начинают они это делать, когда степень загрязнения воды слишком высока. Пока вода в аквариуме чистая, они ведут себя спокойно, если в воду попали какие – то примеси, то на них нападает приступ кашля: им необходимо прочистить жабры в чистой воде. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ | |
ΙV. Домашнее задание. | Чтение текста темы 18. Выполнение двух заданий из рабочей тетради на выбор. | ||
V. Итог урока. | Давайте подведем итоги нашего урока: Что нового вы узнали об аквариуме? Что вам показалось интересным? Возникли, ли у вас сегодня трудности? Ребята перед вами оценочные листы и я вас попрошу их заполнить. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...