Окружающий мир "Аквариум"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Долгополова Юлия Владимировна

Урок по теме "Аквариум" включает в себя структуры сингапурской системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onspekt_uroka_po_okr_miru_izmen.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Урок 19.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема 

Цели:

Обучающие

  • познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира аквариума, их ролью в экосистеме;
  • показать взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;
  • научить поддерживать экосистему аквариума;
  • учить ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку

Развивающие

  • развивать умение ребят работать в группах, чувство товарищества.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение наблюдать, видеть проблему

Воспитывающие

  • воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе

Оборудование (учитель)

  • конверты с заданиями;  
  • презентация;
  • запись «Плеск моря»
  • опорные карточки со словами для составления схем;

Оборудование (учащиеся)

  • исследование воды (карточка, план работы, образцы воды);
  • исследование грунта (карточка, план работы, образцы грунта)

Базовые понятия урока: 

  • экосистема,
  • цепь питания,
  • три "профессии",
  • аквариум,
  • растения аквариума,
  • животные аквариума,
  • значение аквариумов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.  Эмоциональный настрой.

Эпиграф: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!"

 Виталий Бианки.

- Как вы понимаете эти слова?

- Чем занимается человек?

- Чтобы определить, на какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание.

Каждый человек открывает тайны, интересное, неизведанное.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

- У вас на столах конверты с заданием. Откройте их, и рассмотрите содержимое.  Выясните, что за экосистема изображена на картинке и,  используя структуру « Раунд Тэйбл » (т.е. структура, в которой обучающиеся, по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги )  выполните задание. На его выполнение вам дается 2 минуты. Участники под номер 2,  сделают  вывод.

Приложение 1

Вывод: Посмотрите на все картинки, как все изображенное на них назвать одним словом?

А из каких частей состоит экосистема?

- Какая экосистема досталась 6 группе.

- А, что вы знаете об аквариуме?

- Ребята, мы с вами изучали данную тему?

- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?

- Сформулируйте тему урока?

- Назовите учебные задачи урока. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?  

- Откуда можно получить эти знания?

Ребята, кто из вас знает, что такое аквариум, и как  произошло это слово?

Рассмотрите рисунок и прочитайте вопрос Лены из диалога на с. 74.

Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать?

Аквариум – это экосистема?

Экосистемы

Воздух, почва, вода, производители, потребители, разрушители.

(Высказывают свои мнения)

нет

искусственной

маленькая

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Книги, энциклопедии, интернет.

(Ребята высказывают свои мнения)

(Зачитывают диалог)

(Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума).

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Физминутка

  1. Раскрытие понятия – АКВАРИУМ

(слайд )

  1. Исследование. Работа в группах.

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить"

 - С чего же начать

Сейчас мы с вами проведем исследование аквариума.

Но сначала нам нужно  немного отдохнуть.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

-Каждая группа получает задание по изучению одного из компонентов экосистемы.

Группа №1

Группа №2

группа №3

группа  № 4

группа №5

группа №6

- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

Сами ли вы следите за его состоянием?

Мы с вами закончили наше исследование, и у нас получился замечательный аквариум, но мы не должны забывать о самом главном –  что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз захотите сделать свою маленькую искусственную экосистему дома, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

4 3 2 3

 Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради.

– Рассмотрите рисунок на с. 74 и ответьте на вопрос к нему. Ответы занесите в рабочую тетрадь, в задание 1 на с. 35.

Указывают части экосистемы «аквариум».

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.

Самостоятельно работают с текстом.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Как мы можем ответить на вопрос урока?

(Аквариум – это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

С подготовки грунта, воды.  Высаживание растений.  Запуска рыб, разрушителей.  Подключения  воздуха и света.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Беседа

- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком)

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

    Сейчас мы закрепим наши знания, и выполним небольшую работу  в группах.  Дети составляют схему,  правильно вставив  в схему представителей каждой «профессии».

         аквариумные                             рачки, улитки,                                           Водоросли                                                                                                                                                                  

               рыбки                                        дафнии.

Взаимопроверка, группы меняются листочками  и проверяют работу.

Ребята, а знаете ли вы, что рыбки ещё являются успокоительным средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют, человек после общения с рыбками становится  психически устойчивым, доброжелательным.

Кроме, того, рыбки  помогают предсказывать погоду, например, учёные заметили, что когда золотые рыбки начинают беспокоиться: метаться по аквариуму, прятаться под камни – то нужно ждать землетрясения; некоторые рыбы, например, сомик, барбус – умеют кашлять, и начинают они это делать, когда степень загрязнения воды слишком высока. Пока вода в аквариуме чистая, они ведут себя спокойно, если в воду попали какие – то примеси, то на них нападает приступ кашля: им необходимо прочистить жабры в чистой воде.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 18. Выполнение двух заданий из рабочей тетради на выбор.

V. Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока:

Что нового вы узнали об аквариуме?

Что вам показалось интересным?

Возникли, ли у вас сегодня трудности?

Ребята перед вами оценочные листы и я вас попрошу их заполнить.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...