Что такое экология
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Расширять представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_ekologiya.doc | 532.5 КБ |
chto_takoe_ekologiya.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое экология.
Цель: систематизировать знания учащихся об экологическом состоянии природы.
Задачи:
-расширять представление детей об экологии ,о ее роли в жизни человека;
-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
-продолжить обучение работе в сотрудничестве.
Оборудование: проектор, Красная книга, компьютер, индивидуальные карточки, светофорики, толковый словарь
I Орг.момент
Психологический настрой
У: -Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью.
II Актуализация знаний
1. Отгадать загадки.
Слова-отгадки вывешиваются на доске.
-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)
-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)
-Дышит, растёт, а ходить не может (растение)
-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
-Как назвать одним словом: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, птицы? (животные)
У: - Что заметили?
Д: -Я заметил, что здесь лишнее слово- ракета, потому что это не природа, а всё остальное-природа.
Д: -Я хочу дополнить, что ракета сделана руками человека.
Д: - А я могу оставшиеся слова разделить на две группы: живая и неживая природа. А всё вместе- это окружающий нас мир.
У: -Что ещё относится к природе? (солнце, камни, небо…)
III Работа по теме урока
1 Выводим тему урока
Слайды с одновременным чтением стихотворения + музыкальное оформление
Посмотри , мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)
У: -Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?
Д:-Я наблюдал красивую, чистую природу.
Д:- А я хочу сказать, что она прекрасная, как будто пахнуло свежестью.
У: -Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.
У:- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Как она называется?
Э-О-О-ИЯ
(экология)
У:- Ребята, а кто попытается сформулировать, что такое экология и чем конкретно она занимается?
Д:- Я бы сказала, что экология занимается изучением природы.
У:- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Определение вешается на доске.
У: - Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.
У: -Ребята, наверняка вы уже догадались, какая тема урока, о чём будем говорить? (о природе , об экологии)
Слайд
У: -Верно, тема сегодняшнего урока «Что такое экология» и мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.
2 Физ.минутка под музыку
3 Приход Природы
Стук в дверь. Появляется девочка в образе Природы: печальная, грустная, голова опущена.
П: -Здравствуйте, ребята. Я –природа, а точнее то, что от неё остаётся. Я пришла вам сказать «Опомнитесь, люди!»
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек!
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставишь?
И чем себя ты здесь прославишь?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Помогите! Спасите меня пока не поздно! Вы уничтожаете все мои богатства, загрязняете воздух и воду, сжигаете леса и луга, истребляете животных. Люди наносят мне малые и большие раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!
У: -Ребята, что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете?
Д: - Да, наверное, природе очень плохо, раз она пришла просить о помощи.
Д:- Я по телевизору слышала, что природа очень загрязнена.
Д:- Конечно, вон только у нас в городе сколько труб, которые выпускают газы в воздух, а это очень вредно.
Д:- Мы привыкли наблюдать только красоту природы, а над тем, что она постепенно погибает, не задумываемся.
У: -Я предлагаю поговорить об охране природы, а нашу гостью пригласим послушать.
4 Беседа о больших ранах природы
У: -Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах она говорила?
Слайды (воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода- сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)
Дети комментируют слайды.
У: -Да. Ситуация, действительно, критическая .Ну ведь что-то же надо делать?
5 Игра. Работа в парах
У: - Я предлагаю поиграть в экологов. Кстати, а кто такие экологи?
Д: - Наверное, это люди, которые занимаются защитой окружающей среды.
У: - Давайте обратимся к словарю и проверим ваши предположения.
(Экологи- люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды)
У: - Перед вами даны варианты действий, которые надо проводить в целях защиты природы. Нужно найти и подчеркнуть правильные действия.
Проверка, выявление ошибок.
У:- Ребята, а знаете ли вы , что у нас в Орске тоже занялись очисткой мелких водоёмов. И даже нашли щуку в реке Елшанке. Кто знает, может наша речушка скоро превратится в чистый благоустроенный водоём с рыбой.
У: - Друзья, вы ещё малы, и изменить ситуацию только что увиденную на слайдах, вы не в силах .Это заботы взрослых людей. Это глобальные проблемы. Но не наносить малые раны природе вы можете. Малые раны- это наши с вами действия .
6 Физминутка для глаз
7 Проблемная ситуация. Работа в группах.
Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.
В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.
У: -В группах обсудите ошибки, которые сделали дети и выберите нужные экологические знаки, лежащие у вас на столах.
Затем каждая группа по- очереди рассказывает об одной ошибке и демонстрирует экологический знак .
Ошибки:
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.
- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
8 Игра «Озвучь слайд»
Показываются несколько слайдов, а дети их озвучивают.
Слайды ( склянки, бабочки, насекомые, деревья, яйца в гнёздах)
9 Сообщения детей
У: - Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Чем же вы, дети, можете помочь природе?
-Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города. Человек и природа непрерывно связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку. И тогда настанет гармония-то, к чему мы стремимся
-Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать –мы помогаем природе выжить
-Я хочу, чтобы не вымерли животные. В данный момент очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!
10 Игра «Угадай»
Показывается слайд, если правильное поведение детей–хлопок в ладоши, если нет- топаем ножками.
11 Знакомство с Красной книгой
У: -Ребята, а ведь действительно, очень много животных вымирает по вине человека. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)
-Подумайте, пожалуйста, почему так называется эта книга?
Д:- Наверное, как сигнал светофора, красный - стоп, нельзя идти, а в природе -уничтожать .
Сообщение:
-Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Демонстрация Красной книги.
У: -В нашей Оренбургской области тоже есть своя Красная книга, куда занесены редкие исчезающие животные.
Слайды
У: -Хотите побольше узнать об этих и других животных и растениях? Может быть сделаем альбом или проект на эту тему? Согласны?
Д:- Это очень интересно узнать о растениях нашей области .
Д:- Вот было бы здорово потом рассказать другим ребятам об этих животных и растениях, чтоб все знали.
IV Закрепление
1 Игра «Экологический футбол». Работа в группах.
Каждая группа формулирует вопрос по теме урока и задаёт другой группе. Если они отвечают правильно, то отбивают мяч, если нет, то забивается гол.
2 Обращение к детям
У: -А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.
У: - Ребята, давайте проводим нашу гостью-Природу.
Природа: - Спасибо вам за знания. Главное- чтобы вы о них не забывали.
V Итог. Рефлексия.
Высказывания детей по таблице рефлексии.
( Я запомнил, узнал, повторил, удивился …)
-Зачем вам нужны знания об экологии?
-Чью работу отметим?
-Дом.зад.. Подготовить материал о любом животном или растении, занесённом в Красную книгу Оренбуржья.
Приложение 1
Задание для работы в парах.
- Не нужно сажать растения, делать лесопосадки.
- Необходимо строить на фабриках и заводах очистные сооружения.
- Не делать заповедные зоны.
-Все предприятия оборудовать установками для борьбы с дымом , пылью, газом.
-Вести борьбу с браконьерами
-Заниматься очисткой водоемов
Приложение 2
Подписи к слайдам:
Давайте будем беречь планету!Во всей Вселенной похожей нету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру с презентацией , Занков, 2 класс "Что такое экология"
Урок проведён по программе Л.В.Занкова с учётом дидактических принципов этой системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников.Учебник Н. Я. Дм...
Внеклассное занятие "Что такое экология"
Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.Задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды ...
Урок "Что такое Экология"
Содержание можно использовать как при знакомстве с темой Экология на уроке, так и на занятии кружка. Знакомство с понятием экологии построено на сказке В.В.Бианки "Сова". Текст содер...
Интегрированный урок по математике в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и окружающему миру "Что такое экология?"
Урок математики в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и знаний по окружающему миру по теме "Экология"Задачи: - закрепить знанийя таблицы сложения ...
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Внеурочная деятельность. Курс "Земля-наш дом" 2 класс. Тема: "Что такое экология?"
Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы по курсу "Земля-наш дом" 2 класс....
"Что такое экология?" Внеурочная деятельность . Курс "Земля-наш дом"
Внеурочная деятельность. Урок по курсу «Земля-наш дом» 2 класс....