Урок "Что такое Экология"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Сухнева Надежда Петровна

Содержание  можно использовать как при знакомстве с темой Экология на уроке, так и на занятии кружка. Знакомство с  понятием экологии  построено на сказке В.В.Бианки "Сова". Текст содержит картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok_ekologiya.docx830.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое экология».

Цель: познакомить детей с терминами «экология»,  «эколог», «экологическая опасность».

Задачи : 1) рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

2)учить бережно относиться к растениям, животным;

3)формирование умения оценивать свои поступки и отношение к природе других людей

Оборудование: рисунки детей; картинки птиц и животных; карточки со словами; мелодия «Утро в лесу» звукозапись «Пение синицы»;  карта Челябинской области.  

Ход урока.

1.Орг.момент

2. Самоопределение к деятельности

(под звучание мелодии «Утро в лесу» учитель читает стихотворение)

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего»на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке.

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и  так – целый день.

Пойдём -ка , дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

-Но, сначала, мы заглянем в сказку В.В.Бианки «Сова»

(учитель рассказывает сказку)

«Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

-Здорово,- говорит, - друг!

 и  т. д»

(всю сказку смотри в приложении)

( во время рассказывания сказки  на доску прикрепляются картинки с изображением совы, мышей, шмеля, клевера, коровы)

     

- Почему старик остался без молока?

( Для питания коровы на лугу не было клевера, потому что шмели не опылили клевер,  и его стало меньше;  шмели исчезли, потому что мыши разоряли гнёзда;  мышей стало много, потому что их не поедали совы)

- Такое нарушение в природе называют наукой. Сегодня мы с вами будем говорить о науке, которая изучает, как растения и животные, включая человека, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.

Это наука – экология.

«Экос» - по гречески «дом», «логос» - «ученье», «наука».  Наука о нашем  общем доме

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Эколог -  учёный , который пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

 ( ходьба с подниманием рук)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад его кладём.

(наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

( бег на носочках)

На поляну мы заходим,

Много ягод мы находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

(наклоны вперёд)

- Любите ли вы, ребятки, гуляя по лесу наблюдать?

(ответы детей)

- Что интересного вы наблюдали? Можете рассказать?

(рассказа детей)

3. Учебно-познавательная деятельность

- Я тоже люблю наблюдать. Вот что я заметила: под соснами растут маленькие сосёнки, но почему-то не все из них зелены. У одной сосёнки хвоя пожелтела, а рядом находится деревце с покрасневшей хвоей.  В чём тут дело?

Этим сосёнкам нанесли вред личинки майского жука.  Личинки живут в почве, объедают корни саженцев сосны, и молодые деревца, не получая питания желтеют и погибают.

 Но большой сосне тоже угрожает опасность. Это гусеница бабочки шелкопряда. Она очень прожорлива. Может съесть в день не менее 60 хвоинок. Если гусениц много, они могут уничтожить всю хвою на сосне и приняться за побеги. Вот почему деревья стоят голые, как после пожара. Такому лесу угрожает экологическая опасность.

-Но вот на опушке послышалось пение птицы.

( звучит пение синицы)

- Что это за птица? Кто угадал?

(вывешивается картинка)

-Питается она преимущественно гусеницами и яйцами вредных для лесного   хозяйства бабочек, жуками, клопами и другими насекомыми.

( на доске вывешивается цепь питания)

   

-Опустив голову, я замечаю под ногами цепочку насекомых. Кто догадался, о ком я говорю?

-Конечно же, это муравьи спешат в муравейник с добычей.

- Кто может рассказать, нужны ли лесу муравьи? ( они разносят семена и плоды растений, уничтожают вредных насекомых и гусениц)

   

Работа в группах.

-Составьте цепи питания из предложенных растений, насекомых, птиц, зверей.

           

          

          

 

-Давайте проверим, какие цепи питания у вас получились?

- Какой вывод можно сделать?

( ответы детей: в природе всё взаимосвязано, нарушая одно звено, мы приводим к нарушению равновесия)

- Во Франции на горных лугах вывешены обращения цветов к путешественникам «Не рвите нас, сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте нам произвести потомство. Цветы»

-А какие бы вы обращения и от чьего имени повесили бы в лесу, около водоёма, на лугах? Нарисуйте по одному обращению.

( дети рисуют и объясняют)

- Что делают люди, чтобы спасти ещё то, что можно спасти?

( ответы детей: создают заповедники)

- Правильно, ещё создают заказники, национальные парки, памятники природы.

ЗАПОВЕДНИК- участок территории, на котором сохранился в естественном состоянии весь природный комплекс, полностью  исключенный из всех видов хозяйственного пользования.

ЗАКАЗНИК- участок территории, в пределах которого постоянно или временно под особой охраной находится один или несколько компонентов природы: растения, животные, минералы и т.д.

ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ- отдельный, уникальный природный объект, имеющий научное, научно-познавательное, эстетическое значение

- У нас  в Саткинском районе есть такой уголок нетронутой природы.

-Кто знает, что это за уголок?  ( национальный парк «Зюраткуль»)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК - это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. 
В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. д.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. 

(карта Челябинской области)

- Н.П. «Зюраткуль» - самый молодой из национальных парков Челябинской области. Находится он высоко в горах. Название парк получил благодаря озеру Зюраткуль. В переводе с башкирского «зюрак» или «юрак» - сердце и «куль»- озеро. Об озере Зюраткуль сложено много легенд. Вот одна из них: «Из груди девушки, загордившейся своей красотой и изменившей в мыслях возлюбленному, выскочило и упало сердце. Красавица превратилась в каменного истукана и озеро приобрело форму сердца. Вот и называют Зюраткуль озером потерянного сердца».

Благодаря суровому климату это место осталось первозданным, нетронутым. Реликтовые леса: пихта, лиственница, ель. Здесь очень разнообразен животный мир.

48 разных птиц. 30 видов животных. Список редких и редчайших растений, встречающих в Н.П. в большинстве своём занесены в Красную книгу, около70 названий.

Среди животных и пернатых обитателей также есть «краснокнижники»- выдра, беркут.

 

7 видов насекомых: 

бабочки - аполлон обыкновенный , черный подалирий, махаон и переливница ивовая, а также шмели — моховой и Шренка, виды жужелиц.

         

-Не перечесть тех богатств, которыми наделила природа Зюраткульский комплекс. И горько осознавать, что находятся люди, которые варварски, бездушно относятся к этим богатствам природы.

4. Рефлексивная деятельность

- Что же такое экология?

( ответы детей)

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете».

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых, 

И даже без хищников злых и свирепых! 

Нужны все на свете! Нужны все подряд – 

Кто делает мёд, и кто делает яд. 

Плохие дела у кошки без мышки, 

У мышки без кошки не лучше делишки. 

Да, если мы с кем-то не очень дружны – 

Мы всё-таки очень друг другу нужны. 

А если нам кто-нибудь лишним покажется, 

То это, конечно, ошибкой окажется

        

В.В.Бианки «Сова».

Сидит Старик,  чай пьет.  Не  пустой пьет -  молоком белит.  Летит мимо

Сова.

     - Здорово, - говорит, - друг!

     А Старик ей:

     - Ты,  Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца

хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

     Рассердилась Сова.

     - Ладно же,  -  говорит,  -  старый!  Не  стану по ночам к  тебе на луг

летать, мышей ловить, - сам лови.

     А Старик:

     - Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

     Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

     Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

     - Погляди-ка,  кума,  не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком,

нос крючком?

     Мышь Мыши в ответ:

     - Не видать Совы,  не слыхать Совы.  Нынче нам на лугу раздолье,  нынче

нам на лугу приволье.

     Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

     А Сова из дупла:

     - Хо-хо-хо,  Старик!  Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на

охоту пошли.

     - А пускай идут,  -  говорит Старик.  -  Чай, мыши не волки, не зарежут

телки.

     Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

     А Сова из дупла:

     - Хо-хо-хо,  Старик!  Гляди,  как  бы  хуже не  вышло:  все  шмели твои

разлетелись.

     - А пускай летят,  -  говорит Старик.  -  Что от них толку: ни меду, ни

воску, - волдыри только.

     Стоит на  лугу  клевер кормовистый,  головой к  земле виснет,  а  шмели

гудят,  с луга прочь летят,  на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок

не носят.

     А Сова из дупла:

     - Хо-хо-хо,  Старик!  Гляди,  как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе

самому цветень с цветка на цветок разносить.

     - И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.

     По  лугу  ветер гуляет,  цветень наземь сыплет.  Не  попадает цветень с

цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

     А Сова из дупла:

     - Хо-хо-хо,  Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь,

без клеверу что каша без масла.

     Молчит Старик, ничего не говорит.

     Была  Корова  с  клевера здорова,  стала  Корова тощать,  стала  молока

сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

     А Сова из дупла:

     - Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

     Старик бранится,  а  дело-то не клеится.  Сова в  дубу сидит,  мышей не

ловит.  Мыши  по  лугу  рыщут,  шмелиные гнезда ищут.  Шмели на  чужих лугах

гуляют,  а  на  Стариков луг и  не  заглядывают.  Клевер на лугу не родится.

Корова без клеверу тощает.  Молока у  Коровы мало.  Вот и чай белить Старику

нечем стало.

     Нечем стало Старику чай белить - пошел Старик Сове кланяться:

     - Уж  ты,  Совушка-вдовушка,  меня  из  беды выручай,  нечем стало мне,

старому, белить чай.

     А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

     - То-то,  -  говорит,  -  старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

     Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

     Сова полетела мышей ловить.

     Мыши со страху попрятались в норы.

     Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

     Клевер красный стал на лугу наливаться.

     Корова пошла на луг клевер жевать.

     Молока у Коровы много.

     Стал Старик молоком чай белить,  чай белить -  Сову хвалить,  к  себе в

гости звать, уваживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру с презентацией , Занков, 2 класс "Что такое экология"

Урок проведён по программе Л.В.Занкова  с учётом  дидактических принципов этой системы обучения, нацеленной на достижение  оптимального общего развития школьников.Учебник Н. Я. Дм...

Внеклассное занятие "Что такое экология"

Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.Задачи:  привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды ...

Интегрированный урок по математике в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и окружающему миру "Что такое экология?"

Урок математики в 1 классе "Закрепление знаний таблицы сложения" и знаний по окружающему миру по теме "Экология"Задачи: - закрепить знанийя таблицы сложения            ...

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Что такое экология

Расширять  представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека...

Внеурочная деятельность. Курс "Земля-наш дом" 2 класс. Тема: "Что такое экология?"

Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы по курсу "Земля-наш дом" 2 класс....

"Что такое экология?" Внеурочная деятельность . Курс "Земля-наш дом"

        Внеурочная деятельность. Урок по курсу «Земля-наш дом» 2 класс....