Развитие и рост растений.
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
Развитие познавательной деятельности младших школьников.
Цель: – определить условия, необходимые для роста и развития растений, развитие познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и рост растений.
“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”
К.Д. Ушинский
Содержание.
1 Цели и задачи проекта. 2.Значение растений. 3.Что такое познавательная деятельность? 4.Обоснование, актуальность проблемы. 5.Перечень проблем. 6. Содержание. 7.Результаты. 8. Литература. 9.Приложения.
Цель: – определить условия, необходимые для роста и развития растений, развитие познавательной деятельности учащихся.
Задачи: способствовать лучшему усвоению учебного предмета, развивать научный интерес, активизировать учебную деятельность учащихся и познавательную (наблюдение, сравнение, умозаключение) повышать уровень практической направленности обучения, выяснить, каковы благоприятные условия для развития растений, привить любовь и интерес к окружающему миру.
Значение растений в природе и жизни человека. Как нам известно, все люди и животные дышат кислородом и выделяют углекислый газ. Количество углекислого газа в воздухе также увеличивается от сжигания топлива. А растения в свою очередь поглощают углекислый газ из воздуха на свету и выделяют кислород. Кроме этого растения обогащают воздух кислородом, уменьшая количество углекислого газа. Ввиду того, что кислород является необходимым компонентом для жизни людей и животных, жизнь на Земле без зелёных растений была бы невозможна.
Чтобы обогатить города и сёла кислородом – проспекты, бульвары, улицы и т.д. озеленяют. Люди высаживают деревья, кустарники, обустраивают парки, бульвары, цветники, газоны. В общем, в любом городе на планете стараются как можно больше насадить растений, которые так необходимы для сохранения здоровья населения. Учитывая то, что растения поглощают углекислый газ, они также выделяют в воздух кислород и некоторые газообразные вещества, которые задерживают пыль и уничтожают вредные для здоровья микробы. Поэтому мы должны заботиться об охране наших растений, каждого листочка и приумножать зелёные насаждения, а точнее не забывать высаживать новые растения, ухаживать за ними, и охранять от повреждений.
Значение растений при образовании в них органических веществ играет также немаловажную роль. Зелёные растения создают органические вещества, а люди и животные для своего питания получают их готовыми от зелёных растений. Люди выращивают культурные растения, чтобы в дальнейшем собирать урожаи плодов фруктов, овощей, зёрен и т.д. и употреблять их в пищу, заготавливать на зиму. А для сельскохозяйственных животных собирают зерна, силос, которые также необходимые для жизни животных, потому что содержат питательные органические вещества. Животные не могли бы существовать без зелёных растений, так как питаются готовыми органическими веществами, которые в них образуются.
На больших лугах также можно найти много полезных органических веществ, которые используют как корм для скота. Для этого выгоняют скот на пастбища либо производят покосы трав и сбор сена. Но покосы необходимо производить в самом начале цветения трав, потому что в это время растения содержат больше всего сочных питательных веществ. Если покосы производить при цветении либо плодоношении, то травы грубеют, а их питательное качество значительно снижается.
В итоге можно сказать, что значение растений в природе и жизни человека играет очень большую роль. Потому что зелёные растения дают людям пищу, сырьё для промышленности, а также корма для сельскохозяйственных животных.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Способствовать лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение учащихся в интересную для них форму работы.
Условия, для проявления познавательной деятельности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условия.
Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и др. вместе). Является важной предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками (основаниями), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, выводом.
На уроках технологии и окружающего мира ребята познакомились с темой «Развитие растений». Детям было предложено провести ряд опытов и наблюдений за развитием растений, а результаты записать в таблицы в тетрадях по окружающему миру. Через две недели были подведены итоги наблюдений и сделаны выводы.
Опыт №1. Были использованы семена фасоли и гороха.
Семена намочили. | Семена полностью залили водой. |
Проросли. | Не проросли |
Вывод: для роста семян необходим воздух.
Опыт №2.
Семена намочили. | Семена сухие положили. |
Проросли. | Не проросли. |
Вывод: для роста семян необходима вода.
Опыт №3
Семена поставили на свет. | Семена поставили в тёмное место. |
Проросли. | Не проросли. |
Вывод: для роста семян необходим свет.
Наблюдения за развитием растений из семян.
Наблюдения. | Дата. | Наблюдение. | Дата. |
Семена намочили. | 23.03 | Семена намочили. | 23.03 |
Появился проросток. | 24.03 | Появился проросток. | 24.03 |
Проросток посадили в землю. | 24.03 | Проросток посадили в землю и полили удобрением. | 24.03 |
Появился стебелёк в 2 листочка | 29.03 | Появился стебелёк в 2 листочка | 27.03 |
Появились другие листочки. | 31.03 | Появились другие листочки. | 29.03 |
Вывод: для роста и развития растений необходимы: свет, тепло, вода, воздух, минеральные удобрения.
Наблюдения за развитием растений из черенков.
Наблюдения. | Дата. |
Поставили веточку в воду. | 23.03 |
Появились корни. | 28.03 |
Появились первые листья. | 30.03 |
Посадили ветку в горшок с землёй. | 31.03 |
Появились ещё листья. | 4.04 |
Вывод: растения могут расти и развиваться как из семян, так и из черенков. Из семян растения развиваются быстрее. Из семян лучше выращивать травянистые растения, а из черенков – деревья и кустарники.
Литература.
1.Н.Ф.Талызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников».
2.Е.Евдокимов «Познавательная деятельность» 3.Н.Ф.Виноградова «Мир растений»
Визитная карточка проекта.
Автор проекта. | Чучупал Т.Н. |
№ и название школы | Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 |
Название проекта | Развитие растений. |
Предметная область | Окружающий мир и технология. |
Возрастная группа | 2 класс |
Время для выполнения проекта | Самостоятельная работа -2 недели, подведение итогов – 1 час. Учебные – 6 часов (окружающий мир), 2 часа (технология) |
В тематическом планировании: окружающий мир – «Растения», технология - «Живая природа. Что любят и чего не любят растения», «Как размножаются растения. Технология выращивания растений».
Дидактические цели | Формирование познавательных процессов: - самостоятельно проводить опыты, анализировать результаты и формулировать логически правильные выводы ; самостоятельно проводить наблюдения, сравнивать результаты; способствовать формированию критического мышления. Познакомить со способами размножения и выращивания растений. Работать в коллективе. |
Методические задачи. | Определить факторы, влияющие на рост и развитие растений. Определить способы развития растений. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать умозаключения самостоятельно. Обучать проведению простых опытов, оформлению своих наблюдений. Развивать умение классифицировать растения. |
Основополагающий вопрос. | Каковы условия, необходимые для развития и роста растений? |
Вопросы учебной темы. | 1.Что такое растения? 2.Разнообразие растений. 3.какова классификация растений? Ярусы. 4.Части растений. 5. Для чего растения человеку? Можно ли обойтись без них? |
Вопросы по содержанию. | 1.Что необходимо для роста и развития растений? 2.Способы развития и размножения растений. 3.Этапы развития растений. |
Самостоятельная работа. | 1.Наблюдения за ростом и развитием растений. 2. Заполнение таблицы в процессе наблюдений. |
Групповая работа. | Рисунки по темам: 1.Разнообразие растений. 2.Ярусы леса. 3.Части растений. 4.Для чего растения. 5.Этапы развития растений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта исследовательской работы обучающихся 3 класса. По теме: «Условия роста растений».
1.Названия исследования: «Условия роста растений». Сроки реализации проекта: октябрь-январь 2013-2014год 2.Учитель-консультант: Гусева Елена Евгеньевна учитель начальных классов 3.Учебный...
Описание проекта: «Экология почвы. Влияние состава лесной и городской почвы на рост растений».
Почва и её плодородие составляют материальную базу и основное богатство страны. С каждым годом из-за загрязнения, эрозии и других причин плодородие земель уменьшается. Вещества, находящиеся в ок...
«Условия для прорастания семян и роста растений».
Урок окружающего мира с проблемной ситуацией....
Экспериментальная работа "Какие условия необходимы для роста растений?"
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другим...
Влияние луны на рост растений
проект...
Исследовательский проект "Влияние удобрения «Агрикола» на рост растений"
В данной исследовательской работе рассказывается о представителе группы удобрений, который существует на отечественном рынке более 15 лет и имеет в своем составе микроэлементы, легко растворяющиеся в ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ исследовательского проекта "Влияние удобрения «Агрикола» на рост растений"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Влияние удобрения «Агрикола» на рост растений"Цель: изучить влияние «Агриколы» на рост и развитие пера лука «Семейный»....